Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 6 марта 2009 г. № 1449/9

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Городским информационно-диагностическим центром Управления образования г. Казани разработаны "Методические рекомендации по проведению динамических пауз и физминуток в образовательных учреждениях г. Казани", которые получили высокую оценку экспертов Министерства образования и науки Республики Татарстан.
В связи с этим направляем данные Методические рекомендации для изучения и использования в работе при организации динамических пауз и физминуток в образовательных учреждениях.

Заместитель министра
А.К.ЗИННУРОВ





Приложение
к Приказу
Управления образования г. Казани
от 28 января 2009 г. № 38

Универсиаде 2013 - достойную физическую подготовленность
учащихся

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ <*>
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

--------------------------------
<*> Материалы подготовлены ГИДЦ Управления образования г. Казани, используя рекомендации специалистов-медиков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН.

Введение

Здоровье - это та ценность, которая определяет качество обучения и образования. Здоровье можно только заработать своими собственными постоянными усилиями.
В век глобальной информатизации проблема формирования у школьников мотивации здорового поведения и культуры здоровья в процессе осуществления образовательной деятельности стоит особенно остро. Динамика ухудшения показателей здоровья становится все более значимым признаком кризиса качества жизнедеятельности школьников. У них возникает устойчивое нежелание двигаться, приводящие к гиподинамии, являющейся одной из основных причин заболеваемости и снижения иммунного статуса организма.
Подготовленные методические рекомендации ставят целью приобщение всех учителей и учеников, а также всего педагогического коллектива школы к широкомасштабному внедрению "малых" форм занятий физическими упражнениями, к которым относятся физкультминутки и физкультпаузы, содержит комплексы легкодоступных упражнений.

Физкультминутки и решаемые ими задачи

Как сделать учение приятным и легким? Один из способов - научить детей активно отдыхать во время проведения учебных предметов.
Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к "малым" формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания и являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма школьника, повышают роль двигательной активности. Физкультминутки и паузы относятся к упражнениям профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко и без перенапряжений. Значимость и ценность физкультминуток в том, что они являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к движению, обеспечивают подготовку школьника к работе различного характера (учеба, занятия музыкой, работа за компьютером, другие виды деятельности).
Физкультминутки - кратковременные серии физических упражнений, используемые в основном для активного отдыха и восстановления работоспособности.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
- активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
- эмоциональную "встряску" учащихся, возможность "сбросить" накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.
В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, улучшению мозгового кровообращения, упражнения по выработке рационального дыхания и др.
Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительные статические или статико-динамические нагрузки.
Физкультминутки проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося команды четким громким голосом. Проведение физкультминуток может вменяться "дежурному по здоровью". Положительный эмоциональный фон - обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может создать музыкальное сопровождение. Повысить интерес детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе может какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд или класс.
]]>
¦Сотрясение мозга         ¦60 и более, до года   ¦В зависимости от тяжести¦
¦                         ¦                      ¦и характера травмы      ¦
+-------------------------+----------------------+------------------------+

Для того чтобы уроки физкультуры обеспечивали адекватную возрасту физическую подготовленность учащихся, необходима их правильная организация. Это значит, что структура уроков физкультуры должна состоять из трех частей: вводной (5 - 10 мин.), основной (25 - 30 мин.) и заключительной (3 - 5 мин.). Задача такого построения уроков физкультуры состоит в том, чтобы обеспечить постепенный переход школьников к повышенной мышечной деятельности (вторая половина основной части) и столь же постепенное уменьшение нагрузки к концу занятий (заключительная часть).
Главным компонентом структуры урока физкультуры является основная часть. Ее содержание должно включать комплекс разнообразных по качеству нагрузок: общеразвивающие упражнения, обучение основным движениям, подвижную игру. Практика показывает, что очень часто из структуры уроков физкультуры преподаватели по собственному усмотрению исключают то одно, то другое звено. Одни предпочитают проводить только подвижные игры, не отводя время на общеразвивающие упражнения. Другие исключают обучение новым движениям, что ограничивает возможность спортивного совершенствования детей и т.п. Но, как правило, все преподаватели освобождают себя от необходимости проводить заключительную часть урока.
В результате этого разгоряченные, возбужденные, двигательно расторможенные дети становятся фактически неработоспособными на последующих уроках.
Для того чтобы оценить правильность построения уроков физкультуры, предлагается проследить за динамикой пульса школьников во время урока. Частоту пульса у выборочной группы учащихся регистрируют за десятисекундные отрезки до занятий, после вводной части (на 10-й минуте урока), в конце основной части (на 30-й мин.), во время подвижной игры (на 40-й минуте) и в заключительной части (на 43 - 45-й минутах урока). При правильном построении урока физкультуры частота пульса увеличивается: во время вводной части превышает исходное значение на 15 - 20%, во время основной - на 50 - 60%, во время подвижной игры - на 70 - 90%. В течение заключительной части пульс снижается до частоты, которая на 5 - 10% превышает исходное значение. На основе полученных данных строят кривую физической нагрузки учащихся. Такая кривая должна иметь две вершины: первая будет результатом постепенного подъема пульса от вводной до первой трети основной части (в интервале 15 - 20 мин. урока), вторая совпадает с окончанием подвижной игры (40 - 43 мин. урока).
Помимо внимания к организации в школе уроков физкультуры необходимо отслеживать посещение этих уроков учащимися: выявлять школьников, часто пропускающих занятия, узнавать причины непосещения, проводить с этими детьми разъяснительную работу о важности физической культуры в жизни каждого человека.
Изложенная выше система работы по физическому воспитанию младших школьников должна выполнять две главные функции: способствовать повышению физической подготовленности детей с учетом состояния их здоровья, а также в определенной степени корригировать нарушения здоровья у нуждающихся в этом школьников.
Для того чтобы уроки физкультуры поддерживали необходимый уровень умственной работоспособности учащихся в течение дня, не рекомендуется сдваивать занятия, а также ставить их последними в расписании. Проведение уроков физкультуры в середине учебного дня служит своеобразной паузой в интеллектуальной работе школьников: нагрузка преимущественно на нервные клетки двигательного анализатора быстро снимает утомление с тех клеток центральной нервной системы, которые выполняли интеллектуальную работу. В недельном расписании уроки физкультуры предпочтительнее включать в дни, когда начинает снижаться умственная работоспособность школьников (среда, четверг). Оздоровительный эффект уроков физкультуры намного выше, если они организуются на открытом воздухе.
И, наконец, воспитательная функция уроков физкультуры эффективна в тех школах, где успехи физического воспитания проверяются на спортивных соревнованиях, днях здоровья и прочих общешкольных спортивных мероприятиях. Как показали наши исследования, а также исследования наших коллег, в каникулярное время характер деятельности наших школьников также носит преимущественно статический характер, мало чем отличающийся от учебных дней: значительная часть детей проводит свой досуг за экранами телевизора или компьютера. В этой связи оздоровительно-спортивная работа с младшими школьниками должна обязательно продолжаться и в каникулярное время.


Приложение

Корригирующие упражнения
для нормализации осанки

- Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединены, живот подтянуть, подбородок приподнять.
- Ходьба обычная, следя за осанкой.
- Ходьба на носках, руки за головой.
- Ходьба на пятках, руки на поясе.
- Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения стоя

- Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернуться в исходное положение (основная стойка - выдох). То же самое - другой ногой.
- Ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счет 1 - 2 развести локти в стороны, сводя лопатки - вдох; на 3 - 4 - исходное положение - выдох.
- Приседание с прямой спиной на носочках (на пяточки не опускаться), колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1 - 2, на счет 3 - 4 медленно вернуться в исходное положение.
- Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.
- Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.
- "Мельница" - соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).
- Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.
- Поднимание прямых рук через стороны вверх - вдох. Возвращение в исходное положение - выдох.
- Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.
- Ходьба на скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки, руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).

Упражнения с палочкой

- Поднимание рук с палочкой вверх с отведением одной ноги в сторону или назад.
- Ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. На счет 1 - поднять руки с палочкой вверх - вдох; на счет 2 - опуская палочку, поднимать одну ногу, согнутую в колене, коснуться палочкой колена - выдох; на счет 3 - 4 - выполнять то же другой ногой.
- Ноги на ширине плеч, палочка на груди. На счет 1 - поднять палочку вверх; на счет 2 - положить палочку на лопатки; на счет 3 - поднять палочку вверх; на счет 4 - исходное положение.
- Ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. На счет 1 - руки с палочкой на грудь, одно колено к животу; на счет 2 - руки вверх, согнутую ногу выпрямить вперед (поднятую над полом); на счет 3 - повторить первое положение; на счет 4 - исходное положение; то же с другой ноги.
- Палочка стоит вертикально, один конец упирается в пол, на другом конце - руки. Приседание с опорой на палочку с разведением коленей, спина прямая, пятки пола не касаются.
- Палочка лежит на полу. Перекат на палочке с пяток на носки, руки на поясе.
- Ходьба на палочке приставным шагом (носочки и пятки касаются пола).



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru