Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 8 июня 2010 г. № 12/34

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ
ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Министерство здравоохранения Республики Татарстан направляет для использования в работе Информацию о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в Республике Татарстан, рассмотренную на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Начальник УМТКОТ
И.Ф.ГАЙНУТДИНОВ





Приложение

ИНФОРМАЦИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ОБ ИСТОЧНИКАХ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аттестация рабочих мест в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства (ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации) носит обязательный характер для всех работодателей. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 (далее - Приказ № 569).
Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. При этом каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет, а вновь организованное - после ввода в эксплуатацию. Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др.
Основными элементами данной работы являются - выявление вредных и опасных факторов на рабочих местах, оценка их фактических значений. В случае их несоответствия с установленными нормативами требуется обязательное планирование мероприятий, направленных на улучшение условий труда, предоставление льгот и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
Следует отметить, что в республике аттестация рабочих мест проводится более активно, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу, где аттестацией охвачено не многим более трети рабочих мест. По последним данным в Республике Татарстан аттестовано более 51% рабочих мест, на которых в основном заняты работники крупных и средних предприятий нефтегазодобывающей промышленности, химии, нефтехимии, машиностроения и транспорта.
Если рассматривать ситуацию в разрезе видов экономической деятельности, то можно отметить, что самый высокий процент охвата аттестацией рабочих мест зарегистрирован на предприятиях по добыче полезных ископаемых - 89,4%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 78,5%, транспорта - 68%, обрабатывающих производств - 64%.
В организациях связи аттестовано 44% рабочих мест, строительства - около 37%, здравоохранения и оказания социальных услуг - более 33%. На малых предприятиях, относящихся к торговле, уровень проведения аттестации не превышает 30%. По-прежнему самый низкий процент охвата на предприятиях сельского хозяйства - около 8%.
Для оказания методической помощи в проведении аттестации рабочих мест проводятся мероприятия в рамках целевых республиканских программ улучшения условий и охраны труда. Так, в соответствии с программой на 2007 - 2009 годы были разработаны Информационные карты опасностей для травмоопасных строительных профессий (каменщики, штукатуры-маляры, стропальщики, подсобные рабочие). Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.12.2001 № 851 в рамках программ организовано статистическое наблюдение за показателями условий труда в организациях.
В новой Республиканской программе в целях повышения эффективности государственной экспертизы условий труда предусмотрены средства на проведение контрольных замеров факторов производственной среды с привлечением аккредитованных лабораторий.
Результаты государственной экспертизы условий труда подтверждают, что аттестация рабочих мест является действенным механизмом по улучшению условий труда работников, установлению правильности предоставления компенсаций.
В соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса РФ за 2009 год специалистами Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан проведено 90 экспертиз на 4573 рабочих местах, в том числе экспертиза качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на 37 предприятиях, рассмотрено 2375 карт аттестаций, численность работников занятых на этих рабочих местах составила 3366 человек.
При проведении экспертизы качества аттестации рабочих мест выявлены следующие нарушения: неверно были указаны наименования профессий и коды, разряды работников, дана ссылка на недействующие нормативно-правовые акты, замеры проведены не по всем факторам производственной среды, не были зафиксированы все точки пребывания работника с целью выполнения трудовых обязанностей, планы мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, предоставлялись неутвержденные руководителями и несогласованные с профсоюзными органами и др.
Данные нарушения влекут за собой ошибки при установлении класса условий труда, также компенсаций и разработке мероприятий по улучшению условий труда.
При проведении государственной экспертизы условий труда применяется практика выхода экспертов на рабочие места. В основе оценки лежит детальное изучение фактического характера выполняемой работы, условий труда на рабочих местах, технологического процесса, оборудования и механизмов. При этом одним из основных документов являются материалы аттестации рабочих мест по условиям труда.
Например, на основании заключения экспертизы, проведенной в соответствии с коллективным обращением работников ОАО "АЛНАС" (г. Альметьевск) с просьбой разобраться в правильности начисления повышенного размера оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, руководителем была выплачена работникам компенсация за несколько лет, т.к. в ходе экспертизы было установлено, что работники несколько лет получали доплаты в размере 4%, вместо 8%.
Нарушения в части проведения аттестации рабочих мест выявляются при госэкспертизе, проводимой на основании запросов судебных органов.
Так, Ново-Савиновским районным судом г. Казани рассматривался иск слесаря-инструментальщика ОАО "Элекон" к работодателю о неудовлетворительных условиях труда на рабочем месте. При осуществлении экспертизы совместно с органами контроля и надзора был выявлен ряд нарушений требований нормативно-правовых актов: выдаваемые средства защиты не соответствовали Типовым отраслевым нормам, санитарно-бытовые помещения не соответствовали требованиям СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", температура в зимний период года составляла ниже предельно-допустимых норм.
С нарушениями законодательных актов была проведена аттестация рабочих мест. По результатам экспертизы работодателем проведены мероприятия по улучшению условий труда, а также переаттестация рабочего места.
На основании определения суда проведена оценка условий труда на рабочих местах ООО "Рисар" (г. Казань) в связи с происшедшим несчастным случаем на производстве с одним из работников (оператором экструзионных машин произошел несчастный случай по причине нарушения требований безопасности).
Результаты экспертизы подтвердили, что работодатель не выполнял требования трудового законодательства в части выдачи средств защиты, создания безопасных условий труда, проведения аттестации рабочих мест, кроме того, работникам данного предприятия не предоставлялись компенсации за работу во вредных условиях труда.
В ходе судебного процесса работодателем проведена работа в части улучшения условий труда с учетом замечаний, представленных в заключении государственной экспертизы условий труда, внесены изменения в карты аттестации.
Приведенные примеры подтверждают, что объективно и качественно проведенная аттестация рабочих мест защищает права работников на безопасный и здоровый труд.
На сегодняшний день аттестацию рабочих мест организации могут проводить как собственными силами, так и с привлечением сторонних аттестующих организаций. При этом все измерения и оценка производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, травмобезопасности рабочих мест, а также обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты должны проводиться аккредитованными лабораториями в установленном порядке.
Для повышения качества проведения аттестации рабочих мест и информированности работодателей Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 11 марта 2009 года № 76 утвержден Порядок уведомительной регистрации организаций, привлекаемых работодателями для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Республики Татарстан, который предусматривает ежегодный аудит аттестующих организаций с проведением экспертизы качества материалов аттестации рабочих мест. На сегодняшний день 28 аттестующих организаций прошли процедуру уведомительной регистрации. (Полная информация об аттестующих организациях размещена на сайте министерства: http//mtsz.tatar.ru в блоге - Услуги для бизнеса ONLINE -> Подбор кадров и охрана труда -> Охрана труда-> Порядок уведомительной регистрации организаций, привлекаемых работодателями к проведению аттестации рабочих мест в Республике Татарстан -> Реестр аттестующих организаций).
В 2009 году аттестующими организациями, прошедшими уведомительную регистрацию, аттестация проведена на 31127 рабочих мест в 697 организациях, с численностью работающих 47521 человек.
Многие предприятия, имеющие свои аккредитованные лаборатории и обученных специалистов, проводят аттестацию собственными силами. (В их числе: ОАО "Нижяекамскнефтехим", ОАО "КМПО", ОАО "Элекон", ОАО "Вакууммаш", ОАО "Татхимфармпрепараты", ОАО "Казанькомпрессормаш", ОАО "Татспиртпром" и др.).
Так, например, ОАО "Нижнекамскнефтехим" на протяжении нескольких лет самостоятельно проводит аттестацию в своих подразделениях и результаты ее проведения подтверждает экспертизой качества аттестации рабочих мест по условиям труда в министерстве, члены аттестационных комиссий подразделений регулярно повышают свою квалификацию в соответствующих учебных центрах, в результате - с каждым годом качество проведения аттестации рабочих мест улучшается, а выявленные замечания обсуждаются на рабочих совещаниях и устраняются в установленные экспертизой сроки.
В прошедшем году на основании заключения экспертизы руководство завода синтетического каучука изопренового ОАО "Нижнекамскнефтехим" приняло решение о прекращении приема на работу девушек-подростков и женщин детородного возраста на работы, связанные с воздействием общей вибрации и толуола, а также об увеличения регламентированных перерывов для женщин, дорабатывающих льготный стаж для установления права на досрочную трудовую пенсию. Также для защиты работников от воздействия вредных факторов были приобретены антивибрационные пакеты и виброковрики.
Вместе с тем одним из подразделений вышеуказанного предприятия (ООО "РМЗ-Нижнекамскнефтехим") был заключен в 2008 году договор со сторонней аттестующей организацией - ЗАО "Казанский научно-инженерный центр "ОТЭК" (ЗАО "КНИЦ "ОТЭК"). При проведении экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест в данном подразделении было установлено, что оценка травмобезопасности на некоторых рабочих местах была проведена не в полном объеме. В протоколах оценки травмобезопасности отсутствовала информация об испытаниях противогазов, предохранительных поясов, диэлектрических перчаток, ковриков и т.д. При анализе плана мероприятий по улучшению условий труда было установлено, что рекомендации даны не по всем выявленным вредным производственным факторам. Как показала экспертиза, работникам ООО "РМЗ-Нижнекамскнефтехим", выполнявшим ремонтные работы на территории завода СК и СКИ ОАО "Нижнекамскнефтехим" в условиях превышения предельно-допустимой концентрации формальдегида в 1,4 раза в воздухе рабочей зоны, выдавались респираторы и противогазы, не защищающие от вредных воздействий формальдегида. При этом аттестующая организация не рекомендовала приобретение и выдачу респираторов со специальными патронами для защиты от формальдегида.
При проведении экспертизы качества аттестации рабочих мест на семи рабочих местах машинистов электрических что общая транспортная - технологическая вибрация составила от 104 до 108 дБ (при норме 95 дБ для женщин). Учитывая тот факт, что на этих рабочих местах трудятся женщины, аттестующая организация должна была разработать рекомендации о необходимости приобретения виброизолирующих сидений, ограничения времени работы женщин в условиях повышенной транспортно- технологической вибрации и прохождения ежегодных периодических медицинских осмотров согласно п. 3 Приложения № 4 СанПиН 2.2.0.555-96, а также о необходимости информирования женщин детородного возраста при поступлении на работу о существующих рисках.
По результатам экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест было проведено рабочее совещание с представителем службы охраны труда ООО "РМЗ-Нижнекамскнефтехим" и принято решение о включении рекомендаций, представленных по результатам экспертизы, в план мероприятий по улучшению условий труда. Кроме того, было отмечено о необходимости прохождения обучения членов аттестационной комиссии и проведения в дальнейшем аттестации рабочих мест с привлечением аккредитованной лаборатории ОАО "Нижнекамскнефтехим".
В целях экономии средств предприятиям, имеющим свои собственные аккредитованные лаборатории, можно проводить аттестацию рабочих мест самостоятельно (например, таким как: ОАО "КАПО им. Горбунова, ОАО "Нижнекамскшина", "Зеленодольский завод им. А.М.Горького", ОАО "Камэнергостройпром", ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" т.д.).
В современных условиях вопрос финансирования мероприятий по условиям и охране труда, в том числе проведения аттестации рабочих мест, является актуальным.
Совместными усилиями сторон социального партнерства необходимо добиваться, чтобы финансовые средства на эти мероприятия выделялись не по остаточному принципу, а были в числе приоритетных направлений.
Действующее законодательство предусматривает в соответствии со статьей 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в размере не менее 0,2 процентов суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
На предприятиях и в организациях республики в большинстве случаев работа по аттестации рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с действующим нормативом, в ряде случаев в соответствии с утвержденными планами за счет собственных средств предприятий, организаций и части средств ФСС РФ.
Так, по данным Министерства информации и связи Республики Татарстан финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в отрасли осуществляется в размере 0,2% - 0,4% от суммы эксплуатационных расходов. В 2009 году фактические затраты на проведение аттестации 896 рабочих мест составили 1237,38 тыс. рублей. Например, в ОАО "Таттелеком" за счет собственных средств и средств Фонда социального страхования было аттестовано 674 рабочих места, в филиале ФГУП "РТРС "РТПЦ РТ (радиотелевизионный передающий центр) - 33 рабочих места, во ФГУП УПС "Татарстан Почтасы" - 189 рабочих мест.
В 2009 году, по данным Отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, 617 страхователей получили разрешение на финансирование предупредительных мер на общую сумму 111525,7 тысяч рублей. Из них 210 страхователей республики направили эти средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, общая сумма средств, выделенная фондом на эти цели, составила 23012754 рубля, или 20,6% от общей суммы. За счет данных средств аттестация была проведена на 14 839 рабочих местах, в том числе в бюджетных организациях, например, в 26 учреждениях здравоохранения аттестовали 335 рабочих мест на общую сумму - 651 762 руб.; в одной гимназии № 75 аттестовали 3 рабочих места на сумму 4017 рублей, в пяти вузах республики аттестовали 71 рабочее место на общую сумму 138343 рубля.
Кроме того, 66 предприятий и организаций республики, которые провели аттестацию рабочих мест, в истекшем году получили скидки до 40% к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 30756,00 руб.).
Приказом Минздравсоцразвития РФ № 64н от 05.02.2010 утверждены очередные Правила, определяющие порядок и условия финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами". В частности, финансовому обеспечению подлежат расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, на обучение по охране труда отдельных категорий работников, проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
На основании вышеуказанного документа объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год. В случае включения проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в план финансового обеспечения страхователь должен обратиться с заявлением в исполнительный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года с приложением соответствующих документов.
В целях активизации работы по аттестации рабочих мест министерством ведется большая разъяснительная работа, в том числе через средства массовой информации и в издаваемом министерством специализированном бюллетене "Охрана и условия труда в Республике Татарстан", среди работодателей по использованию средств Фонда социального страхования РФ на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма. Соответствующая информация доведена до всех 29 учебных центров, осуществляющих обучение по вопросам охраны и условий труда.
Проводятся круглые столы, семинары, совещания с руководителями и специалистами предприятий, организаций, подведомственных учреждений, аттестующих организаций с привлечением представителей министерств, ведомств. Так, в истекшем году на базе ГОУ ДПО "Регионального агентства развития квалификации" и НО "Межрегиональной ассоциации охраны труда" были проведены семинары по теме "Организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" с участием 535 руководителей и специалистов предприятий и организаций, в том числе членов аттестационных комиссий.

О практике оценки рисков

Наряду с проведением аттестации рабочих мест по условиям труда в целях предотвращения производственного травматизма и профзаболеваний возможно применение практики оценки рисков. Учитывая низкий охват проведения аттестации рабочих мест, высокий уровень травматизма, несоответствие эксплуатируемого оборудования требованиям охраны труда на предприятиях малого и среднего бизнеса, в сельхозпредприятиях, а также в строительных организациях наиболее актуально применение оценки рисков на предприятиях с малой численностью работников. В 2006 году на специальном заседании Совета инспекций при Республиканской межведомственной комиссии по охране труда было рекомендовано проводить оценку рисков именно на таких предприятиях.
Оценка рисков должна занять основное место в профилактической работе. В отличие от аттестации рабочих мест оценка рисков не требует значительных финансовых затрат и может проводиться силами руководителя или специалистами самого предприятия. Эта процедура также может использоваться и перед началом проведения аттестации рабочих мест для устранения имеющих опасностей.
Сегодня в республике имеется определенный опыт в проведении оценки рисков. В 2008 году в рамках Республиканской программы улучшения условий и охраны труда были проведены соответствующие семинары-тренинги по оценке рисков в ходе проведения зональных совещаний в Кукморском, Высокогорском и Лаишевском муниципальных районах. В декабре 2009 год в рамках проведения выездного заседания Совета инспекций был проведен семинар-тренинг по оценке рисков с участием 37 субподрядных организаций ООО "Нефтегазинжиниринг", привлеченных на строительство "Комплекса НП и НХЗ" ОАО "ТАНЭКО", была представлена возможность самостоятельно провести оценку рисков на рабочих местах арматурщика, электрогазосварщика и стропальщика.
В 2010 году в рамках специализированной выставки "Безопасность и охрана труда" на ОАО "Казанская ярмарка" совместно с ООО "ТрудЭкология" был проведен круглый стол по вопросам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценке рисков.
Считаем, что оценка рисков является эффективным средством по оперативному решению проблем в области охраны труда и предлагаем поддержать решение Совета инспекций о внедрении механизма добровольной системы оценки рисков на предприятиях малого и среднего бизнеса, в строительных организациях и сельхозпредприятиях, где недостаточно средств на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru