Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2009 г. № 8-Г09-19

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей В.Б. Хаменкова и Л.В. Борисовой
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе сельскохозяйственного производственного кооператива "Лесные поляны" на решение Ярославского областного суда от 31 марта 2009 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующим п/п 88 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 9 октября 2008 № 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

9 октября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление № 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с приложением "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
СПК "Лесные поляны" обратился в Ярославский областной суд с заявлением об оспаривании п/п 88 названного приложения, которым предусмотрен перевод земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская область, Большесельский район, кадастровый номер 76:01:000000:0610, площадью 11360000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
В обоснование заявленных требований указал, что данный земельный участок в соответствии с постановлениями главы администрации Большесельского района № 33 от 26 января 1996 года, главы Большесельского муниципального округа от 15 июня 2001 года № 336 (с изменениями от 18.06.2003 № 259) был передан СПК в постоянное (бессрочное) пользование.
Ссылался на то, что в нарушение требований Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельного участка, правообладателем которого является СПК "Лесные поляны", из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда произведен без согласия СПК.
Решением Ярославского областного суда от 31 марта 2009 года в удовлетворении заявления СПК "Лесные поляны" отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В перечне документов, которые должны быть приложены к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установленном частью 4 этой же статьи, в качестве одного из документов указано согласие правообладателя земельного участка на его перевод из состава земель одной категории в другую.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 № 172-ФЗ).
Из содержания оспариваемого заявителем постановления не следует, что земли сельскохозяйственного назначения переведены в земли лесного фонда именно в указанных целях.
Отказывая СПК "Лесные поляны" в удовлетворении требований, суд пришел к выводу о том, что указанный в постановлении земельный участок был предоставлен СПК на ином праве, чем право постоянного (бессрочного) пользования, что такое право как "пользование" земельными участками Земельным кодексом РФ не предусмотрено, следовательно, его согласия на перевод не требовалось.
Между тем, подобных исключений установленная федеральным законом процедура перевода земель из одной категории в другую не содержит.
Как видно из материалов дела, 1 февраля 1996 года СПК "Лесные поляны" было выдано свидетельство о праве собственности на землю, согласно которому ему в пользование был предоставлен земельный участок площадью 1136 га.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: на момент выдачи правоустанавливающего документа действовал Земельный кодекс РСФСР, а не Земельный кодекс РФ.

Земельный кодекс РФ в редакции, действовавшей на момент выдачи данного правоустанавливающего документа, предусматривал для сельскохозяйственных кооперативов два вида пользования земельными участками: бессрочное (постоянное) пользование и временное пользование (ст. ст. 12 и 14 Кодекса). При этом предельный срок временного пользования был установлен в 3 года. Право временного пользования удостоверялось договорами. Право же бессрочного (постоянного) пользования в силу статьи 31 Кодекса удостоверялось государственным актом, утверждаемым Советом Министров РСФСР.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 утверждена форма свидетельства о праве собственности на землю и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 2 названного Постановления установлено, что бланки свидетельства о праве собственности на землю используются и для оформления права бессрочного (постоянного) пользования землей.
Поскольку право пользования земельным участком СПК "Лесные поляны" с 1 февраля 1996 года удостоверено государственным актом, у суда не было оснований не считать заявителя бессрочным (постоянным) правообладателем, согласие которого необходимо для перевода его участка из одной категории в другую.
На то, что земельный участок был предоставлен СПК "Лесные поляны" в 1996 году именно на праве бессрочного (постоянного) пользования, указано и в постановлении главы Большесельского муниципального округа от 18 июня 2003 года № 259.
Считать, что данным постановлением спорному земельному участку присвоен новый правовой статус без выяснения статуса, присущего земельному участку до принятия постановления, было нельзя.
Довод суда о том, что данное право в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не зарегистрировано, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно же пункту 1 статьи 6 названного выше Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
При таком положении дела решение суда об отказе в удовлетворении требований заявителя является незаконным и подлежит отмене с принятием нового решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в нем доказательств.
На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Ярославского областного суда от 31 марта 2009 года отменить и принять новое решение, которым требования СПК "Лесные поляны" удовлетворить, признать п/п 88 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 9 октября 2008 № 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Председательствующий
В.Н.ПИРОЖКОВ

Судьи:
В.Б.XAMEHКОB
Л.В.БОРИСОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru