Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2010 г. № 71-Г10-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.П. Меркулова
судей Т.И. Еременко и Л.В. Борисовой
при секретаре Н.В. Федоровой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям С.В.В. и К.С.Р. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части закона Калининградской области от 1 июля 2009 года № 370 "О составе территорий муниципальных образований Калининградской области" по кассационной жалобе С.В.В. и К.С.Р. на решение Калининградского областного суда от 11 марта 2010 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей по доверенностям, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Калининградской областной Думой 25 июня 2009 года принят закон Калининградской области № 370 "О составе территорий муниципальных образований Калининградской области", который официально опубликован в газете "Комсомольская правда" в Калининграде"№ 99 от 7 июля 2009 года.
С.В.В. и К.С.Р., проживающие в поселке Отважное Калининградской области, обратились в суд с заявлением о признании названного закона противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части включения поселков Малое Отважное и Отважное в перечень населенных пунктов Новомосковского сельского поселения Гурьевского муниципального района, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемые нормы закона приняты в нарушение требований частей 2 и 3 ст. 12 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" без согласия населения поселков.
В судебном заседании С.В.В. и К.С.Р. поддержали заявленные суду требования.
Калининградская областная Дума и Губернатор Калининградской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Калининградского областного суда от 11 марта 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе С.В.В. и К.С.Р. просят указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
В силу п. "н" ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Статьей 10 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, в период со дня вступления в силу настоящей главы до 1 января 2006 года допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным настоящей статьей и статьей 85 настоящего Федерального закона. Изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, производятся с соблюдением требований соответственно статей 12 и 13 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 12 данного Федерального закона установлено, что изменение границ поселений, влекущее отнесение территории отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
Как усматривается из преамбулы оспариваемого закона, он принят в целях определения перечня населенных пунктов, входящих в состав территорий муниципальных образований Калининградской области, и административных центров муниципальных районов, сельских поселений в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в силу которого законы субъекта РФ, устанавливающие или изменяющие границы поселений, с 28 ноября 2008 года должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений.
Поскольку границы поселений Калининградской области определены законом Калининградской области от 17 января 2000 года № 166 "Об утверждении границы административно-территориального, муниципального образования "Гурьевский район", законом Калининградской области от 30 июня 2008 года № 254 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования "Гурьевский городской округ", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что каких-либо изменений границ муниципального района или поселений оспариваемый в настоящем деле закон не вносит.
Оспариваемыми в настоящем деле положениями определен Перечень населенных пунктов, с учетом уже закрепленных иными законами субъекта РФ границ, в частности поселков Малое Отважное и Отважное в составе территории Гурьевского муниципального района.
Таким образом, изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, оспариваемыми нормами закона не регулируется, поэтому необходимости согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, не требуется.
Поскольку закон Калининградской области от 1 июля 2009 года № 370 "О составе территорий муниципальных образований Калининградской области" принят субъектом РФ в пределах предоставленной ему компетенции, противоречий положениям федерального законодательства не усматривается, оснований для признания оспариваемого закона недействующим не имеется.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Калининградского областного суда от 11 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С.В.В. и К.С.Р. - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru