Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ
от 3 августа 2009 г. № 22-16-17-2009

НА СТАТЬЮ 4, ПУНКТ 8 ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 5, СТАТЬЮ 6 ЗАКОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.06.2009 № 1759-ЗПО "О РЫБОЛОВСТВЕ
И РЫБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

В Законодательное Собрание
Пензенской области

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка соответствия федеральному законодательству Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1759-ЗПО "О рыболовстве и рыбном хозяйстве в Пензенской области".
В ходе проверки установлено, что отдельные положения Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1759-ЗПО "О рыболовстве и рыбном хозяйстве в Пензенской области" (далее - Закон Пензенской области от 30.06.2009 № 1759-ЗПО) не соответствуют федеральному законодательству.
Так, статьей 4 Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1759-ЗПО регулируются вопросы права собственности на водные объекты на территории Пензенской области.
Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации закреплены в статье 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным кодексом (часть 2 статьи 4 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (пункт 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вопросы оборотоспособности водных объектов регулируются гражданским законодательством, а также Водным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами, и не могут регулироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме этого, определением Верховного Суда Российской Федерации в определении от 04.02.2003 по делу № 60-Г03-4 предусмотрено, что дублирование положений Федерального закона в законе субъекта Российской Федерации может быть допустимо при условии ненарушения принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В данном же случае нормы Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1759-ЗПО не только воспроизводят положения федерального законодательства, но и дополняют либо изменяют их.
Так, пунктом 1 статьи 4 Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1759-ЗПО предусмотрено, что в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 3 июня 2006 года № 73 ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом же 2 статьи 4 предусмотрено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности Пензенской области, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности Пензенской области, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено законом.
Статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Таким образом, Законом Пензенской области от 30.06.2009 № 1759-ЗПО осуществлено собственное правовое регулирование отношений, относящихся к предмету ведения Российской Федерации.
Пунктом 8 части 2 статьи 5 Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1759-ЗПО Правительство Пензенской области наделено полномочиями по утверждению перечня водных объектов общего пользования.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, водное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Водное законодательство состоит из Водного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Водному кодексу Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации).
Водными объектами общего пользования являются поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, признание водного объекта водным объектом общего пользования осуществляется в силу закона путем прямого указания федерального законодателя на виды водных объектов, относящихся к водным объектам общего пользования, и не ставится в зависимость от решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Законе Пензенской обл. от 30.06.2009 № 1759-ЗПО пункт 8 части 2 статьи 6 отсутствует, имеется в виду часть 2 статьи 6.

В нарушение части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, частей 1, 2 статьи 2, части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации пунктом 8 части 2 статьи 6 Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1759-ЗПО признание водного объекта водным объектом общего пользования ставится в зависимость от властного усмотрения Правительства Пензенской области, выражающегося в утверждении перечня водных объектов общего пользования.
Статьей 6 Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1759-ЗПО определены полномочия органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Однако Водным кодексом Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены правом регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Полномочия органов местного самоуправления урегулированы статьей 27 Водного кодекса Российской Федерации и дополнительного регулирования законами субъекта Российской Федерации не требуют.
Таким образом, статьей 6 Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1759-ЗПО Законодательным Собранием Пензенской области с превышением предоставленных частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Водным кодексом Российской Федерации полномочий осуществляется правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Кроме этого, данная норма не является полным воспроизведением статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

статью 4, пункт 8 части 2 статьи 5, статью 6 Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1759-ЗПО "О рыболовстве и рыбном хозяйстве в Пензенской области" привести в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Протест подлежит рассмотрению на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области. О дне рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.

Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса
В.Д.КОШЛЕВСКИЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru