Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2010 г. № 72

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 1 апреля 2010 года

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 5 от 20.01.2010 по признакам нарушения ООО "ПромАльпСервис" (юридический адрес: 665452, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, Большая База, 17; почтовый адрес: 665462, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Октябрьская, 5, п/о 12, а/я 51; ОГРН 1063819017855; ИНН 3819018140, КПП 381901001), ООО "Иркутскглавстрой" (юридический и почтовый адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Ямская, 40 - 28; ОГРН 1073808007547; ИНН 3808164661; КПП 384901001), ООО "Ремстройреставрация" (юридический адрес: 664038, Иркутский район, пос. Молодежный, ул. Кузнецовой, д. 14, оф. 27, почтовый адрес: 664009, г. Иркутск, ул. Ядринцева, 1/2, оф. 3; ОГРН 1023801546625; ИНН 3811053665; КПП 382701001), ООО "Фирма "Байкалтехстрой" (юридический и почтовый адрес: 664075, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 235, оф. 59; ОГРН 1023801544040; ИНН 3811031975; КПП 381101001), ООО "СИС" (юридический адрес: 670010, г. Улан-Удэ, ул. Маршака, 1, почтовый адрес: 670023, г. Улан-Удэ, ул. Строителей, 7 "А"; ОГРН 1020300988663; ИНН 0323089535; КПП 032601001) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

Иркутским УФАС России по собственной инициативе проведено антимонопольное расследование на предмет соблюдения антимонопольного законодательства при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по продолжению реконструкции и усиления несущих конструкций здания-памятника ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер" по адресу: г. Иркутск, пер. Гусарова, 2 (реестровый номер торгов № 343-ОА/09), в ходе которого установлено следующее.
Агентством по государственному заказу Иркутской области, являющимся уполномоченным органом, организованы и 15.10.2009 проведены торги в форме открытого аукциона на выполнение работ по продолжению реконструкции и усиления несущих конструкций здания-памятника ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер" по адресу: г. Иркутск, пер. Гусарова, 2 (далее - Аукцион).
Извещение о проведении аукциона № 343-ОА/09 опубликовано в газете "Областная" № 104 (529) от 14.09.2009 и размещено на официальном сайте в сети Интернет www.gz.gfu.ru.
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в открытом аукционе представлено 7 заявок.
По результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе единой комиссией № 2 уполномоченного органа допущены и признаны участниками аукциона 5 участников размещения заказа:
- ООО "ПромАльпСервис" (юридический адрес: 665452, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, Большая База, 17; почтовый адрес: 665462, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Октябрьская, 5, п/о 12, а/я 51; основными видами деятельности общества согласно уставу и выписке из ЕГРЮЛ являются ремонтно-строительные работы, строительство зданий и сооружений, строительство объектов производственного, жилого и социально-культурного назначения, в том числе устройство покрытий зданий и сооружений, производство бетонных и железобетонных, каменных работ, производство отделочных работ);
- ООО "Иркутскглавстрой" (юридический и почтовый адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Ямская, 40 - 28, одними из основных видов деятельности общества согласно уставу и выписке из ЕГРЮЛ являются строительство зданий и сооружений, реконструкция и ремонт объектов промышленно-гражданского назначения, сельского хозяйства, жилья и социально-бытового назначения, в том числе разработка проектно-сметной документации и выполнение инженерно-строительных изысканий и производство строительно-монтажных и наладочных, реставрационных работ);
- ООО "Ремстройреставрация" (юридический адрес: 664038, Иркутский район, пос. Молодежный, ул. Кузнецовой, д. 14, оф. 27, почтовый адрес: 664009, г. Иркутск, ул. Ядринцева, 1/2, оф. 3, одними из основных видов деятельности общества, согласно уставу и выписке из ЕГРЮЛ являются строительство, ремонт и реконструкция объектов жилищного, производственного, непроизводственного и технического назначения, ремонтно-восстановительные, реставрационно-отделочные работы, ремонтно-строительные работы);
- ООО "Фирма "Байкалтехстрой" (юридический и почтовый адрес: 664075, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 235, оф. 59, одними из основных видов деятельности общества согласно уставу являются все виды строительной, ремонтно-строительной, ремонтно-эксплуатационной деятельности (проектно-сметные, изыскательские, строительно-монтажные работы, техническая эксплуатация зданий, сооружений, выполнение функций генерального подрядчика и др.), строительство объектов производственного, жилого и социально-культурного назначения, деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве);
- ООО "СИС" (юридический адрес: 670010, г. Улан-Удэ, ул. Маршака, 1, почтовый адрес: 670023, г. Улан-Удэ, ул. Строителей, 7 "А", одними из видов деятельности общества согласно выписке из ЕГРЮЛ и уставу являются производство общестроительных работ, ремонтно-отделочные, иные строительные работы, в том числе по возведению зданий, устройство покрытий зданий и сооружений, производство каменных, электромонтажных, санитарно-технических, изоляционных, штукатурных, малярных, стекольных, прочих отделочных и завершающих работ).
Отказано в допуске к участию в аукционе двум участникам размещения заказа, чьи заявки не соответствовали требованиям документации об аукционе (ООО "Домостроительная компания", ИП Тонаканян Ваге Зоркинович).
Согласно журналу регистрации представителей участников размещения заказа на процедуру проведения Аукциона 15.10.2009 явились все признанные участниками Аукциона: от ООО "ПромАльпСервис" - генеральный директор Шестопалов В.В.; от ООО "Иркутскглавстрой" - генеральный директор Гладченко С.В.; от ООО "Ремстройреставрация" - представитель по доверенности Томилов П.Г.; от ООО "Фирма "Байкалтехстрой" - представитель по доверенности Паньков М.В.; от ООО "СИС" - представитель по доверенности Айвазян М.С.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на шаг аукциона.
Шаг аукциона устанавливается в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить шаг аукциона на 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не ниже 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (ч. 5 ст. 37 Закона о размещении заказов).
В ходе проведения 15.10.2009 Аукциона, несмотря на то, что присутствовали 5 участников аукциона, фактически отсутствовала состязательность, конкуренция, поскольку на каждом из 9 шагов Аукциона после очередного троекратного объявления аукционистом предложения о цене контракта ни один из участников не заявлял о своем намерении предложить более низкую цену, и лишь один участник Аукциона - ООО "Ремстройреставрация" - сделал единственное предложение на 10-м шаге Аукциона, сниженном до минимально возможного значения (0,5% от начальной максимальной цены контракта). Предпоследнего предложения о цене контракта сделано не было, так как другие участники аукциона не подняли карточки даже при минимальном значении шага Аукциона, что подтверждается протоколом открытого аукциона № 343/2 от 15.10.2009 и аудиозаписью процедуры проведения Аукциона.
Таким образом, незаявление предложений о снижении цены привело к заключению государственным заказчиком контракта с победителем (ООО "Ремстройреставрация") на сумму 3772025,10 рублей при начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, - 3790980 рублей, то есть экономия бюджетных средств составила всего 18954,9 рублей, или 0,5%.
Указанные действия участников Аукциона: ООО "ПромАльпСервис", ООО "Иркутскглавстрой", ООО "Ремстройреставрация", ООО "Фирма "Байкалтехстрой", ООО "СИС" содержат признаки согласованности, результатом которой является поддержание цены при проведении торгов и, как следствие, - причинение ущерба государственным интересам в виде недостаточной экономии бюджетных средств.
Приказом Иркутского УФАС России № 5 от 20.01.2010 возбуждено дело № 5 по признакам нарушения ООО "ПромАльпСервис" (юридический адрес: 665452, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, Большая База, 17; почтовый адрес: 665462, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Октябрьская, 5, п/о 12, а/я 51; ОГРН 1063819017855; ИНН 3819018140, КПП 381901001), ООО "Иркутскглавстрой" (юридический и почтовый адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Ямская, 40 - 28; ОГРН 1073808007547; ИНН 3808164661; КПП 384901001), ООО "Ремстройреставрация" (юридический адрес: 664038, Иркутский район, пос. Молодежный, ул. Кузнецовой, д. 14, оф. 27, почтовый адрес: 664009, г. Иркутск, ул. Ядринцева, 1/2, оф. 3; ОГРН 1023801546625; ИНН 3811053665; КПП 382701001), ООО "Фирма "Байкалтехстрой" (юридический и почтовый адрес: 664075, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 235, оф. 59; ОГРН 1023801544040; ИНН 3811031975; КПП 381101001), ООО "СИС" (юридический адрес: 670010, г. Улан-Удэ, ул. Маршака, 1, почтовый адрес: 670023, г. Улан-Удэ, ул. Строителей, 7 "А"; ОГРН 1020300988663; ИНН 0323089535; КПП 032601001) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части поддержания цены на торгах, выразившегося в незаявлении аукционных предложений о снижении цены, приведшем к заключению государственного контракта на выполнение работ по продолжению реконструкции и усиления несущих конструкций здания-памятника ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер" по минимально сниженной цене - 0,5% от первоначальной цены.
Определением Иркутского УФАС России № 10 от 20.01.2010 о назначении дела к рассмотрению ответчикам предписывалось представить письменные пояснения о причинах незаявления на аукционе № 343-ОА/09 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по продолжению реконструкции и усиления несущих конструкций здания-памятника ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер" своих аукционных предложений даже при минимальном значении шага аукциона - 0,5%, ООО "Ремстройреставрация" - до момента снижения шага аукциона, равного минимально возможному значению, - 0,5%, в том числе пояснения представителей интересов обществ на Аукционе о причинах незаявления от имени обществ аукционных предложений; пояснения о том, изменились для каждого из них общие условия исполнения государственного контракта, заключаемого по итогам Аукциона, с момента подачи заявки для участия в Аукционе и до начала проведения процедуры аукциона; кроме того, всем ответчикам надлежало представить письменные пояснения с приложением подтверждающих документов о наличии (отсутствии) у каждого из них договорных отношений, как в устной, так и в письменной форме, с другими участниками данного Аукциона, копии всех заключенных с ними договоров.
ООО "Фирма "Байкалтехстрой" представлены письменные пояснения по факту нарушения антимонопольного законодательства, согласно которым общество считает невозможным выполнение работ по продолжению реконструкции и усиления несущих конструкций здания памятника ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер" по цене ниже начальной (максимальной) цены контракта ввиду их низкой рентабельности, договорных отношений с другими участниками Аукциона не имеет.
Пояснения и иные доказательства того, изменились ли для общества какие-то общие условия исполнения государственного контракта, заключаемого по итогам Аукциона (исходя из трудовых, финансовых и иных ресурсов), с момента подачи заявки и до начала проведения процедуры аукциона, в том числе выполнение в тот период аналогичных работ, а также производился ли обществом свой сметный расчет в подтверждение доводов о нерентабельности выполняемых работ по данному заказу, Комиссии не представлены. Также Комиссией отмечено, что заявку на участие в Аукционе ООО "Фирма "Байкалтехстрой" подало 06.10.2009 в 9-52 часов, т.е. за 8 минут до окончания срока подачи заявок и начала их рассмотрения, заявке присвоен регистрационный номер, исходя из уже зарегистрированных заявок, - № 5.
Другой участник аукциона - ООО "СИС" - причины незаявления аукционных предложений на Аукционе объяснил тем, что исходя из объективных причин представитель общества на торгах определил возможным заявить аукционное предложение при значении шага аукциона 0,5%, но во время процедуры аукциона при объявлении аукционистом минимального значения шага представитель не успел поднять карточку. По объективным причинам принятого решения ООО "СИС" пояснило, что, во-первых, в локальном ресурсном сметном расчете, представленном заказчиком в документации, расчет произведен в текущих ценах по состоянию на 2 квартал 2009 года с максимальной экономией бюджетных средств, т.к. в момент выхода извещения об аукционе уже действовали цены по состоянию на 3 квартал 2009 г., срок выполнение работ определялся заказчиком в 90 дней с момента подписания государственного контракта, т.е. до первого квартала 2010 года, заказчик не учел удорожание стоимости работ в третьем и четвертом кварталах 2009 года и в первом квартале 2010 года, а это значительное удорожание работ за счет средств подрядчика; во-вторых, ООО "СИС" базируется в г. Улан-Удэ, в случае выигрыша в аукционе и подписания государственного контракта пришлось бы вести строительные работы в г. Иркутске, что требует дополнительных транспортных расходов, положение изначально невыгодно по сравнению с другими участниками аукциона; в-третьих, изменились общие условия исполнения будущего контракта с момента подачи заявки и до начала проведения Аукциона - 15.10.2009, поскольку обществом 13.10.2009 был заключен договор подряда с ООО "Бизнес-группа "Садко" на выполнение работ по текущему ремонту помещений ТЦ "Аврора", расположенного в г. Улан-Удэ. Заявка на участие в Аукционе так же, как и предыдущим ответчиком, подана за 8 минут до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 06.10.2009.
Ответчиком ООО "Иркутскглавстрой" в ходе рассмотрения дела представлены пояснения о том, что в результате предварительного изучения документации по аукциону № 343-ОА/09, приложений в виде локальных смет обществом было принято решение о снижении цены контракта не более чем на 0,5%, т.к. работы предполагалось выполнять в 4 квартале 2009 г., а сметы рассчитаны более ранним периодом - 2 кварталом 2009 г., что не соответствует ценам на материалы и ресурсы к моменту проведения работ, однако во время проведения аукциона представитель Общества не успел первым поднять карточку при снижении цены на шаге аукциона в 0,5% и дальнейшее участие Общества в аукционе потеряло смысл.
Вместе с тем, доказательств своей позиции, подтверждающих экономическое обоснование нерентабельности данного заказа, обществом не представлено. Кроме того, из письменных и устных пояснений ответчика Комиссией установлено, что какие-либо условия исполнения государственного контракта, заключаемого по итогам Аукциона, с момента подачи заявки для участия в Аукционе и до начала проведения процедуры аукциона для общества не изменились. Заявка на участие в данном Аукционе обществом была подана 05.10.2009, т.е. за день до окончания срока подачи заявок, соответственно, за 10 дней до проведения Аукциона не могли измениться обстоятельства, существенно влияющие на общие условия исполнения контракта.
Согласно письменным и устным пояснениям представителя ООО "Ремстройреставрация" Домаева М.В. обществом не заявлялись аукционные предложения до момента снижения шага аукциона до минимального значения - 0,5% по причине низкой рентабельности данного заказа и отсутствия предложений других участников аукциона, об этом было дано устное распоряжение представителю на аукционе Томилову П.Г., с момента подачи заявки для участия в аукционе и до начала проведения процедуры аукциона обществом повторно проведен экономический анализ сметы, который показал низкую рентабельность данного заказа.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что документальное подтверждение экономических расчетов рентабельности заказа у ООО "Ремстройреставрация" отсутствует, аналогичные (строительные) и иные подрядные работы по другим заказам на тот момент обществом не осуществлялись. Заявка на участие в Аукционе обществом подана за день до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (05.10.2009).
Директор ООО "ПромАльпСервис" в своих пояснениях указал, что причиной незаявления им своих аукционных предложений явилось отсутствие у него лицензии на реставрационные работы, при этом в документации об аукционе не было обязательного требования о наличии такой лицензии, поэтому заявку на участие в аукционе подали и были допущены к участию в аукционе. Заявка на участие в Аукционе была подана заранее - 02.10.2009.
Из письменных и устных пояснений директора общества установлено, что до проведения Аукциона к ним в организацию поступил телефонный звонок о том, что в случае их победы на аукционе контракт заключить не смогут потому, что отсутствуют обязательные для выполнения данного вида работ документы, а именно лицензия на реставрационные работы, после чего директором общества Шестопаловым В.В. было принято решение при проведении аукциона не заявлять своих аукционных предложений. Вместе с тем, в пояснениях содержатся некоторые противоречия: в письменных пояснениях указано, что звонок поступил директору от представителя заказчика ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер", устно на заседании Комиссии Шестопалов В.В. указал, что звонок поступил не ему лично, общались сотрудники и не записали должность, фамилию звонившего человека, и он не знает, от кого звонили - от заказчика или от уполномоченного органа. На Аукцион представитель ООО "ПромАльпСервис" явился ради интереса, хотя и был экономически готов принять участие в данном Аукционе путем снижения цены около 2 - 3%, но для себя уяснил, что без лицензии выполнить работы не сможет.
]]>
Указанный довод ответчика Комиссия считает несостоятельным, поскольку в ходе рассмотрения дела изучена документация об аукционе, в том числе техническое задание и сметная документация, а также пояснения уполномоченного органа - Агентства по государственному заказу Иркутской области, из которых установлено, что заявка участника размещения заказа должна содержать копии документов, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона, в том числе копии действующих лицензий; предметом государственного контракта является "выполнение работ по продолжению реконструкции и усиления несущих конструкций здания-памятника ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер", согласно проектно-сметной документации в перечень видов работ, установленных по предмету аукциона (реконструкция), не входят ремонтно-реставрационные работы, подпадающие под порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии со ст. 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", поэтому требование о представлении лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия не требовалось. Соответственно участники размещения заказа, представившие все необходимые документы, предусмотренные документацией об аукционе, были признаны соответствующими требованиям действующего законодательства и допущены к участию в Аукционе.
Обобщая изложенное, действия по незаявлению аукционных предложений о снижении цены контракта объясняются тем, что выполнение работ по начальной (максимальной) цене контракта изначально было на уровне низкой рентабельности и снижение цены контракта более чем на 0,5% делало данный заказ невыгодным, так как имеющийся в документации сметный расчет не соответствовал ценам на материалы и ресурсы к моменту проведения работ. Вместе с тем, никто из участников не воспользовался правом, предусмотренным ч. 10 ст. 35 Закона о размещении заказов, отозвать заявку в любое время до дня и времени начала рассмотрения заявок на участие в аукционе или вообще не подавать заявку, а даже наоборот, практически всеми участниками заявки были поданы в последний - предпоследний день до начала рассмотрения заявок, не говоря уже про то, что шансы на заключение контракта с единственным участником по максимальной цене уменьшались с каждой поданной заявкой, а всего их подано 7. Из многочисленных письменных и устных пояснений участников Аукциона Комиссией установлено, что свои сметные ресурсные расчеты по продолжению реконструкции и усиления несущих конструкций здания-памятника ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер" ими не составлялись, аналогичные работы в период проведения Аукциона не осуществлялись. Следовательно, у участников данного Аукциона на тот момент фактически отсутствовали объективные основания для отказа от участия в торгах.
При всей жесткости государственных расценок определенная норма прибыли закладывается заказчиком в цену контракта. Возможность получения этой прибыли должна быть главным стимулом для борьбы за получение контракта.
Согласно пояснениям заказчика - ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер" сметный расчет произведен специалистами РЦЦС согласно ранее выданной ПСД, прошедшей экспертизу в Иргосэкспертиза и получившей заключение № 60-6тэ-2995 от 30.03.2005. Данное заключение подтверждено Главгосэкспертизой России, о чем выдан соответствующий документ. В связи с недостаточностью бюджетного финансирования работы ведутся поэтапно согласно выданной проектно-сметной документации.
Агентством по государственному заказу Иркутской области также представлены пояснения, что в соответствии со сметной документацией, являющейся приложением к документации об аукционе, в объектную смету включены затраты, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость, - 18%, локальные ресурсные сметы № 02-01-03-2, 02-01-01-3, 02-01-04-2, 02-01-01-2, 02-01-05-2 составлены в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) Госстроя России. Обоснованием для определения сметной стоимости работ являются государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы, ГЭСН на строительные работы и ГЭСН на монтаж оборудования.
В ходе рассмотрения дела установлено, что по представленным в документации об аукционе 5 локальным ресурсным сметным расчетам сметная прибыль составила в интервале от 8,9% до 17,8% от сметной стоимости различного вида работ. Итого в среднем по всем сметам прибыль составила 323268 руб., или 10,7% от сметной стоимости всех работ. Анализ динамики инфляционных процессов в 2009 г., проведенный специалистами Иркутского УФАС России, показал, что индекс цен строительной продукции в период 1 квартал 2009 г. - 4 квартал 2009 г. в процентном соотношении к предыдущим месяцам не изменялся, в ноябре 2009 г. даже был снижен на 0,3%; индекс тарифов на грузовые перевозки на протяжении того же периода оставался практически на одном уровне (100%), за исключением января и июля, когда индекс возрастал на 9,5% и 4,9% соответственно.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что доводы ответчиков о низкой рентабельности заказа, значительном удорожании материалов и иных ресурсов в результате инфляции несостоятельны, соответственно не могут являться объективным основанием не вести конкурентную борьбу за право заключения государственного контракта на приемлемых условиях, заявляя свои аукционные предложения о снижении цены.
В случае, когда участник готов заплатить некоторую сумму, например, 95% от стоимости контракта, то он может вступить в торговлю в любой момент в процессе восходящего торга (этап аукционной торговли, при котором аукционист уменьшает последовательно шаг торгов из-за молчания всех участников). В частности, может дождаться, когда шаг аукциона достигнет минимальной величины 0,5%.
Но на самом деле шансы на выигрыш такого участника уменьшаются по мере уменьшения шага аукциона. Нельзя надеяться на достижение шага 0,5% в том случае, когда идет реальная конкурентная борьба и все участники независимы, поскольку кто-то из конкурентов обязательно вступит в торговлю раньше. Соответственно, ожидание максимальной возможной цены при восходящем торге (99,5% от цены лота, установленной заказчиком) несколько ограничивает возможности участников по конкурентной борьбе в рамках аукциона. Нарушение этого принципа кем-то из участников могло бы дать ему определенные конкурентные преимущества в торге. Поэтому сам факт появления такого эффекта, при котором шаг снижается до минимального уровня, свидетельствует косвенно о том, что участники, явившиеся на аукцион, не настроены на реальную конкурентную борьбу и решили не начинать торговлю при шаге аукциона больше 0,5%, свидетельствует о наличии других мотиваций, в частности, связанных с действиями в пользу другого участника торгов.
Поведение всех участников аукциона имеет признаки согласованности, иными словами, все участники действуют по единому плану, поскольку наблюдаемое поведение участников аукциона не может быть рационально объяснено в предположении об их независимости и отсутствии согласованной стратегии, имеющей целью не победу в аукционе.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Согласно п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, Управлением определен товарный рынок, на котором совершены согласованные действия участников аукциона № 343-ОА/09, как рынок государственных закупок Иркутской области (сегмент-услуга по выполнению общестроительных работ, включающих ремонтные работы, работы по реконструкции и усилению несущих конструкций зданий, в том числе реставрационные работы объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)) по следующим основаниям.
При определении продуктовых и географических границ товарного рынка использовался метод, основанный на сведениях, представленных покупателем (Агентство по государственному заказу Иркутской области от имени ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер") данного товара (работы), а именно: на сведениях, содержащихся в аукционной документации.
Временной период определен датой проведения торгов - 15.10.2009.
Предварительное определение товара (работы, услуги) проведено на основе предмета аукциона, который позволяет однозначно определить товар (работу, услугу), - общестроительные работы, связанные с реконструкцией и усилением несущих конструкций здания - памятника ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер". Наименование, объем и характеристика работ также определены в аукционной документации.
Определять взаимозаменяемость товаров (работ) не требуется, поскольку единственный покупатель (заказчик) установил конкретные требования к товару (работе) в аукционной документации, указав перечень и объем выполняемых работ, соответствие их строительным нормам и правилам, наличие лицензий на данные виды работ.
Географические границы товарного рынка также определены аукционной документацией, исходя из которых участники аукциона самостоятельно определяют возможность участия, а также способы производства работ, доставки материалов (место выполнения работ - г. Иркутск).
Таким образом, вышеуказанные организации (участники аукциона) осуществляют свою деятельность на одном товарном рынке (рынке работ, услуг) - производство общестроительных работ в составе лицензируемого вида деятельности "Строительство зданий и сооружений".
В соответствии со ст. 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
При этом, в соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о том, что совершение согласованных действий заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Об этом может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Для целей признания действий хозяйствующих субъектов согласованными не имеет значения синхронность их начала, достаточно факта осуществления таких действий на момент их выявления антимонопольным органом.
Вместе с тем, известность каждому из субъектов о согласованных действиях друг друга может быть установлена не только при представлении доказательств получения ими конкретной информации, но и исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества.
Таким образом, согласованными могут быть признаны действия хозяйствующих субъектов, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии, указанные законом и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.
В рассматриваемом случае согласованность действий достигается схожими действиями хозяйствующих субъектов, присутствующих на аукционе и не заявляющих своих аукционных предложений на протяжении 9 шагов восходящего торга, тем самым повлекшими поддержание цены на торгах до минимально возможного предела (0,5%) в пользу одного из участников, лишь на десятом шаге подавшего аукционное предложение и выигравшего этот торг без соответствующей конкурентной борьбы (ООО "Ремстройреставрация").
О том, что совершение таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов (участников аукциона), свидетельствуют фактические обстоятельства их совершения, в том числе совершение их единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин, что могло обеспечиваться и без какого-либо письменного соглашения. При этом поведение участника согласованных действий характеризуется утратой автономности (независимости) и самостоятельности, которые согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции являются основой конкуренции.
Единообразные, синхронные действия ответчиков противоречат нормам Закона о размещении заказов, не соответствуют целям проведения аукциона, приводят к неэффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развитию коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, препятствуют развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов и в конечном итоге причиняют существенный ущерб государству.
Таким образом, представленные пояснения, документы позволяют Комиссии сделать вывод о том, что рассматриваемые действия участников аукциона не продиктованы объективными обстоятельствами, которые бы в равной степени влияли на поведение каждого из них на торгах.
На основании изложенного, рассмотрев представленные материалы по делу № 5 от 20.01.2010, заслушав пояснения ответчиков по делу, иных лиц, участвующих в деле, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу, что антиконкурентные, согласованные, единообразные и относительно синхронные действия ООО "ПромАльпСервис", ООО "Иркутскглавстрой", ООО "Ремстройреставрация", ООО "Фирма "Байкалтехстрой", ООО "СИС" на рынке государственных закупок Иркутской области привели к поддержанию цен на торгах при отсутствии на то объективных причин, не являющихся следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты, следовательно, нарушили пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать действия ООО "ПромАльпСервис" (юридический адрес: 665452, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, Большая База, 17; почтовый адрес: 665462, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Октябрьская, 5, п/о 12, а/я 51; ОГРН 1063819017855; ИНН 3819018140, КПП 381901001), ООО "Иркутскглавстрой" (юридический и почтовый адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Ямская, 40 - 28; ОГРН 1073808007547; ИНН 3808164661; КПП 384901001), ООО "Ремстройреставрация" (юридический адрес: 664038, Иркутский район, пос. Молодежный, ул. Кузнецовой, д. 14, оф. 27, почтовый адрес: 664009, г. Иркутск, ул. Ядринцева, 1/2, оф. 3; ОГРН 1023801546625; ИНН 3811053665; КПП 382701001), ООО "Фирма "Байкалтехстрой" (юридический и почтовый адрес: 664075, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 235, оф. 59; ОГРН 1023801544040; ИНН 3811031975; КПП 381101001), ООО "СИС" (юридический адрес: 670010, г. Улан-Удэ, ул. Маршака, 1, почтовый адрес: 670023, г. Улан-Удэ, ул. Строителей, 7 "А"; ОГРН 1020300988663; ИНН 0323089535; КПП 032601001) в части поддержания цены на торгах на рынке государственных закупок Иркутской области, выразившиеся в незаявлении аукционных предложений о снижении цены на аукционе № 343-ОА/09 на выполнение работ по продолжению реконструкции и усиления несущих конструкций здания-памятника ГУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер", согласованными и нарушающими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "ПромАльпСервис", ООО "Иркутскглавстрой", ООО "Ремстройреставрация", ООО "Фирма "Байкалтехстрой", ООО "СИС" предписания о недопущении повторения ограничивающих конкуренцию действий по поддержанию цен на торгах.
3. Копии решения направить сторонам по делу, копии предписаний направить ответчикам по делу.
4. Передать материалы по делу уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru