ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 июля 2010 г. № 216
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях реализации государственной политики, направленной на повышение эффективности оказания медицинской помощи населению Кировской области:
1. Утвердить Концепцию
модернизации здравоохранения Кировской области. Прилагается.
2. Признать утратившим силу распоряжение
Правительства области от 26.03.2007 № 126 "О концепции политики по повышению эффективности здравоохранения Кировской области на 2007 - 2011 годы".
3. Департаменту информационной работы Кировской области (Урматская Е.А.) опубликовать распоряжение в официальных средствах массовой информации.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области
Н.Ю.БЕЛЫХ
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
Правительства области
от 6 июля 2010 г. № 216
КОНЦЕПЦИЯ
МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Введение
Охрана здоровья населения, доступность и качество оказания медицинской помощи являются сегодня приоритетными направлениями социально-экономической политики государства.
Выполнение задачи по улучшению состояния здоровья нации, поставленной Президентом Российской Федерации, требует модернизации здравоохранения Кировской области. Ее целью является предоставление всем гражданам России независимо от места жительства и социального статуса качественной медицинской помощи, включая самые современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, реализация которых позволит снизить уровни заболеваемости, инвалидизации, смертности, увеличить рождаемость и продолжительность жизни.
Настоящая Концепция модернизации здравоохранения Кировской области разработана в соответствии со Стратегией
социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319 и одобренной постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 25.09.2008 № 28/194.
2. Анализ состояния здоровья населения
и здравоохранения области
За последние 5 лет прирост рождаемости составил 21,5%. Общая рождаемость, по предварительным данным, в 2009 году составила 11,4 на 1000 населения, в 2005 году - 9,3.
В течение 5 лет заметна и положительная тенденция к снижению общего коэффициента смертности, изменившегося в сравнении с 2005 годом с 19,0 до 16,6 на 1000 населения к 2009 году. Однако высоким остается уровень смертности от болезней системы кровообращения и превышает общероссийский показатель на 23,1% (в трудоспособном возрасте - на 10%), от болезней органов дыхания - на 46,6% (в трудоспособном возрасте - на 11,3%), смертность от внешних причин (в том числе в трудоспособном возрасте) - 40%.
Отмечается тенденция к росту заболеваемости среди всех возрастов (в 2005 году - 763,2 на 1000 населения; в 2009 году - 780,9 на 1000 населения). За последние 5 лет этот показатель вырос на 5,7%, что в том числе объясняется и улучшением выявляемости заболеваний вследствие реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" на территории области.
В структуре общей заболеваемости населения Кировской области 1-е место занимают болезни органов дыхания, 2-е место - болезни системы кровообращения, 3-е место - травмы и отравления.
Система здравоохранения Кировской области экономически неустойчива, дефицит Территориальной программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2010 год (далее - Территориальная программа) составляет более 30%.
В структуре источников финансирования Территориальной программы
60% составляют средства обязательного медицинского страхования, 21% - средства муниципальных бюджетов, 19% - областной бюджет. Территориальная программа обязательного медицинского страхования на 40% дотируется за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Совокупная доля федеральных источников финансирования (федеральный бюджет и дотации Федерального фонда обязательного медицинского страхования) составляет более 30% государственного финансирования здравоохранения Кировской области.
Несмотря на увеличение объемов финансирования здравоохранения Кировской области за последние 5 лет в два раза, финансовые нормативы единицы медицинской помощи ниже нормативов, установленных федеральной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в 1,5 - 1,9 раза. Далека от оптимальной структура расходов: расходы на амбулаторно-поликлиническую помощь составляют 26,2%, стационарную - 57,6%.
Износ основных фондов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения области составляет более 50%: транспорта - 40%, зданий - 55%, медицинского оборудования - более 60%. Из 752 фельдшерско-акушерских пунктов около 400 размещаются в неприспособленных зданиях без центрального водо-, теплоснабжения и канализации, с низким уровнем телефонизации. Более 70% зданий стационаров и амбулаторно-поликлинических подразделений требуют капитального ремонта и реконструкции, а имеющееся диагностическое и лечебное оборудование не обеспечивает оказание медицинских услуг населению в соответствии со стандартами.
В настоящее время в здравоохранении Кировской области работают более 34 тысяч человек, в том числе около 5 тысяч врачей и около 15,5 тысячи среднего медицинского персонала. Обеспеченность кадрами на 31.12.2009 составила:
]]>здравоохранения
Для реализации задач по развитию и укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения должна быть разработана среднесрочная программа капитального строительства и реконструкции объектов здравоохранения области.
Предполагается совершенствовать формы рассмотрения предложений по строительству и реконструкции объектов здравоохранения, оснащению медицинским и технологическим оборудованием.
Для обеспечения населения области доступной медицинской помощью необходима модернизация материально-технической базы здравоохранения:
капитальный ремонт и реконструкция медицинских учреждений, в первую очередь ремонт межмуниципальных диагностических центров, отделений общей врачебной практики, фельдшерско-акушерских пунктов, телефонизация фельдшерско-акушерских пунктов;
строительство в областном центре новой многопрофильной больницы;
оснащение учреждений здравоохранения диагностическим, лечебным и технологическим оборудованием;
оснащение службы скорой медицинской помощи санитарным транспортом и средствами связи;
оснащение отделений и кабинетов неотложной помощи санитарным транспортом.
3.6. Развитие медицинских информационных технологий
и систем мониторинга
Основными целями применения информационных технологий в системе здравоохранения Кировской области являются:
повышение эффективности управления здравоохранением, информационной транспарентности механизмов функционирования за счет формирования единого информационного пространства здравоохранения Кировской области;
повышение результативности применения высоких медицинских технологий для улучшения качества медицинской помощи населению на основе повышения уровня информационной поддержки специалистов с помощью инфокоммуникационных систем, включая дистанционные консультативные системы, клинические рекомендации, электронные истории болезни, программно-аппаратные комплексы многопараметрической диагностики.
Приоритеты в сфере здравоохранения определяются первоочередной необходимостью формирования единого информационного пространства здравоохранения Кировской области на основе:
построения и развития защищенной инфокоммуникационной инфраструктуры здравоохранения по общим принципам и стандартам;
создания и совершенствования интегрированной системы использования информационных ресурсов здравоохранения и обеспечения доступа к ним;
развития образовательной инфраструктуры и методического обеспечения подготовки и повышения квалификации в сфере инфокоммуникационных технологий.
Для развития единого информационного пространства здравоохранения необходимо создание и сопровождение:
ведомственного портала здравоохранения Кировской области с организацией доступа к базе данных системы обязательного медицинского страхования Кировской области, взаимосвязанной с базой данных здравоохранения;
автоматизированных систем лечебно-профилактических учреждений, легко настраиваемых на различные по масштабу и составу выполняемых функций лечебно-профилактических учреждений (областные, районные больницы, поликлиники, диспансеры и т.п.) и основывающихся на действующих в здравоохранении учетно-отчетных документах, единой базе данных на пациента (больного);
системы мониторинга здоровья населения и деятельности медицинских учреждений Кировской области с использованием технологий геоинформационной системы;
телемедицинской сети Кировской области;
регистров больных, в том числе социальнозначимыми заболеваниями (сахарный диабет, онкология, туберкулез, СПИД и др.);
мониторинга медикаментозного обеспечения;
мониторинга смертности.
Для применения информационных технологий в управлении здравоохранением необходимы:
развитие корпоративной информационно-аналитической системы сбора и обработки медико-статистических и экономических данных для оценки текущего состояния здоровья населения, объемов потребления медицинской помощи и затрат на ее отдельные виды, а также компьютерных технологий для сравнительного анализа и прогнозирования медико-демографических показателей здоровья населения, влияния экономических, экологических, социальных и географических факторов на показатели здоровья населения;
рационализация схем и сокращение сроков передачи управленческой информации, обеспечение регламентированного по правам пользователей оперативного доступа к информации.
В области инфокоммуникационных технологий средних образовательных учреждений создание системы поддержки учебного процесса, включая последипломное образование, повышение квалификации преподавателей медицинских училищ по специальности "медицинская информатика" с использованием современных информационных технологий, внедрение в учебный процесс современных медицинских информационно-обучающих систем на основе мультимедиа и интернет-технологий, внедрение единых компьютерных программ для сертификации медицинских сотрудников по всем специальностям в соответствии с государственными стандартами последипломного образования, создание электронной медицинской библиотеки Кировской области на основе интернет-технологий.
3.7. Совершенствование финансового механизма
управления здравоохранением
Финансовое планирование должно стать основой в системе управления здравоохранением. Финансовое планирование - это планирование финансовых средств в увязке с рациональными объемами медицинской помощи. От качества финансового планирования в конечном итоге зависит эффективность использования средств.
В рамках данного направления планируется реализация следующих мероприятий:
переход на одноканальное финансирование учреждений здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования за согласованный объем медицинской помощи;
оплата стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи по медико-экономическим стандартам с учетом качества оказанных медицинских услуг;
совершенствование методологии формирования тарифов на медицинские услуги;
совершенствование отраслевой системы оплаты труда, применение стимулирующих выплат при выполнении показателей качества (индикаторов);
повышение роли страховых медицинских организаций в организации и планировании медицинской помощи;
создание системы мониторинга выполнения муниципальных и государственных заказов;
разработка и принятие правовых документов, регулирующих условия и порядок ведения листов ожидания в медицинских учреждениях, установка предельных сроков ожидания, максимально конкретизированных по видам заболеваний и используемым медицинским технологиям, разработка процедуры контроля за соблюдением сроков ожидания и санкции за их несоблюдение, привлечение к контролю за соблюдением сроков ожидания представителей общественности и страховых медицинских организаций (в рамках осуществления ими функции по защите прав застрахованных);
предоставление государственными и муниципальными медицинскими учреждениями платных медицинских услуг только при условии выполнения муниципальных и государственных заказов, а также разделения потоков больных, получающих медицинскую помощь на бесплатной и платной основе.