Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2010 г. по делу № 3-93-2010

Пермский краевой суд в лице
председательствующего судьи Васильевой О.А.,
при секретаре Гладких Е.В.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Вохмяниной Ю.М., поддержавшей заявленное требование, представителя Министерства финансов Пермского края Катаевой Ю.Г., возражавшей против удовлетворения заявления, рассмотрел 7 июня 2010 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению и.о. прокурора Пермского края о признании недействующими отдельных положений Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Пермского края, утвержденного Приказом Министерства финансов Пермского края от 02.02.2010 года № СЭД-39-01-03-17,

установил:

2 февраля 2009 года Министерством финансов Пермского края издан Приказ № СЭД-39-01-03-17 которым утвержден Порядок взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Пермского края (далее по тексту - Порядок). Данный Приказ 8 февраля 2010 года опубликован в номере 5 печатного издания "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Абзацами 1 и 2 пункта 3 Порядка предусмотрено следующее:
в случае если неиспользованные остатки целевых средств не перечислены в доход бюджета Пермского края до 1 марта финансового года, следующего за отчетным, Министерство финансов Пермского края (далее - Минфин края) направляет в Управление Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - УФК по Пермскому краю) Приказ о взыскании неиспользованных остатков целевых средств (далее - Приказ) в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку. Приложение к Приказу является его неотъемлемой частью (абзац 1 пункта 3);
Приказ оформляется по каждому муниципальному образованию Пермского края, не перечислившему в доход бюджета Пермского края до 1 марта финансового года, следующего за отчетным, неиспользованный остаток целевых средств (абзац 2 пункта 3).
Исполняющий обязанности прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующими приведенных выше абзацев 1 и 2 пункта 3 указанного Порядка, ссылаясь на то, что предусмотренный оспариваемыми нормами срок перечисления в доход соответствующего бюджета неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также срок составления приказа о взыскании неиспользованных остатков целевых средств и категорий муниципальных образований, в отношении которых он должен быть составлен, не соответствует сроку, установленному в пункте 3 Общих требований к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 11.06.2009 года № 51н, в связи с чем оспариваемые нормы противоречат абзацу 3 части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, части 2 статьи 17 Закона Пермского края "О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 17.12.2009 года № 560-ПК.
В судебном заседании прокурор Пермской краевой прокуратуры Вохмянина Ю.М. заявленное требование поддержала.
Представитель Министерства финансов Пермского края Катаева Ю.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, полагая, что абзац 1 пункта 3 Порядка изложен в соответствии со статьей 17 Закона Пермского края "О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 17 декабря 2009 года № 560-ПК и не противоречит пункту 3 Общих требований к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 11.06.2009 года № 51н. Предусмотренный в оспариваемых нормах Порядка срок установлен в пределах срока - до 1 апреля, предусмотренного в пункте 3 Общих требований. Установленный Порядком срок (до 1 марта) определен с учетом времени, необходимого для сбора и обработки информации о неиспользованных нижестоящими бюджетами остатках целевых средств и перечисления их в федеральный бюджет.
Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителя заинтересованного лица, допросив свидетеля Бормотову И.В., и.о. отдела межбюджетных отношений Управления бюджетной политики Министерства финансов Пермского края, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу 3 части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ в случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса РФ Министерством финансов РФ были разработаны и утверждены на основании Приказа от 11.06.2009 года № 51н Общие требования к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее - Общие требования). Данным нормативным правовым актом установлены требования к порядку взыскания в доход соответствующего бюджета неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Так Общими требованиями предусмотрено, что не использованные по состоянию на 1 января очередного финансового года остатки целевых средств подлежат возврату в бюджет, из которого были предоставлены целевые средства, органами государственной власти, органами местного самоуправления, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета по возврату остатков целевых средств, в порядке, установленном финансовым органом публично-правового образования, из бюджета которого были предоставлены целевые средства, с соблюдением настоящих Общих требований (пункт 2).
В случае если неиспользованные остатки целевых средств не перечислены в доход соответствующего бюджета до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным, финансовый орган направляет в территориальный орган Федерального казначейства, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, из которого не возвращены в установленный срок неиспользованные остатки целевых средств (далее - соответствующий территориальный орган Федерального казначейства), приказ финансового органа о взыскании неиспользованных остатков целевых средств (пункт 3 Общих требований).
Исходя из содержания пункта 3 Общих требований Министерством финансов РФ установлен срок возврата неиспользованных остатков целевых средств в доход бюджета, из которого они были предоставлены, до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным, а при неперечислении средств в указанный срок разработан механизм, направленный на взыскание этих целевых средств и заключающийся в издании соответствующим территориальным органом Федерального казначейства приказа о взыскании данных остатков целевых средств. Таким образом, издание приказа о взыскании неиспользованных остатков целевых средств возможно лишь после истечения срока, установленного до 1 апреля соответствующего финансового года, для возврата неиспользованных средств в соответствующий бюджет.
Между тем, положения абзацев 1 и 2 пункта 3 Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Пермского края, утвержденного Приказом Министерства финансов Пермского края от 02.02.2010 года № СЭД-39-01-03-17, предусматривают иной срок перечисления в доход бюджета Пермского края неиспользованных остатков целевых средств и издания приказа о взыскании неиспользованных остатков целевых средств.
Так, оспариваемыми нормами Порядка предусмотрен срок перечисления неиспользованных средств до 1 марта соответствующего финансового года, а по истечении этого срока - издание приказа о взыскании данных средств.
Суд не может согласиться с доводом представителя Министерства финансов Пермского края и показаниями свидетеля Бормотовой И.В. о том, что указанными положениями Порядка не допущено нарушения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. В подтверждение данного довода представитель заинтересованного лица и свидетель сослались на то, что оспариваемые нормы Порядка в полной мере соответствуют статье 17 Закона Пермского края "О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 17 декабря 2009 года № 560-ПК.
Действительно, частью 1 статьи 17 Закона Пермского края № 560-ПК предусмотрено, что межбюджетные трансферты, полученные бюджетами муниципальных образований в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные по состоянию на 1 января 2010 года, подлежат возврату в доход бюджета Пермского края до 1 марта 2010 года. Между тем, при разрешении заявленных требований суд не может руководствоваться частью 1 данной статьи регионального Закона, поскольку ее положения противоречат пункту 3 Общих требований к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и тем самым положениям абзаца 3 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Кроме того, частью 2 статьи 17 Закона Пермского края № 560-ПК закреплено, что в случае если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и подлежащих возврату, не перечислен в доход бюджета Пермского края, указанные средства подлежат взысканию в порядке, определяемом Министерством финансов Пермского края, с соблюдением требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации. В данном случае при принятии Министерством финансов Пермского края оспариваемого Порядка не обеспечено его соблюдение в части абзацев 1 и 2 пункта 3 требованиям, установленным Министерством финансов РФ.
Также при разрешении заявленных требований суд принимает во внимание и соответствующие правоотношения на федеральном уровне, так как в силу положений статьи 29 Бюджетного кодекса РФ принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает, в том числе, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Так, на основании пункта 2 Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2009 года № 51н, в случае если неиспользованные остатки целевых средств не перечислены в доход федерального бюджета до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным, Министерство финансов Российской Федерации направляет в Федеральное казначейство приказ Министерства финансов Российской Федерации о взыскании неиспользованных остатков целевых средств.
Приказ с приложением, являющимся его неотъемлемой частью, оформляется по каждому субъекту Российской Федерации, не перечислившему в доход федерального бюджета до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным, неиспользованный остаток целевых средств, на основании Сведений об остатках межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных по состоянию на 1 января 20__ г., представленных в Министерство финансов Российской Федерации Федеральным казначейством не позднее 1 мая финансового года, следующего за отчетным.
Таким образом, абзацы 1 и 2 пункта 3 Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Пермского края, утвержденного Приказом Министерства финансов Пермского края от 02.02.2010 года № СЭД-39-01-03-17, не соответствуют нормам федерального законодательства и подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Нарушения порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта судом при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198, 199, 253 ч. 2 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 1 и 2 пункта 3 Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Пермского края, утвержденного Приказом Министерства финансов Пермского края от 02.02.2010 года № СЭД-39-01-03-17.
После вступления решения в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 8 июня 2010 года.

Судья п.п.
О.А.ВАСИЛЬЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru