ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2010 г. № 227
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ОКРУГОВ
ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ
И КУРОРТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫХ
НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Во исполнение Федеральных законов "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Удмуртской Республики постановляет:
Утвердить прилагаемый Порядок
организации округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, расположенных на территории Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ
Утвержден
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 12 июля 2010 г. № 227
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ОКРУГОВ ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок организации округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, расположенных на территории Удмуртской Республики (далее - Порядок), разработан в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и определяет организацию округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты регионального значения, расположенные на территории Удмуртской Республики (далее - лечебно-оздоровительные местности и курорты), в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.
3. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если в лечебно-оздоровительных местностях и курортах в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных).
4. В пределах округов горно-санитарной охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива;
месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных;
участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.
5. Территория и режим округов горно-санитарной охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.
II. Разработка проектов округов горно-санитарной охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов
6. Разработка проектов округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов производится организациями по заданиям заказчика, согласованным с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерством здравоохранения Удмуртской Республики, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного участка требованиям санитарного законодательства, выданного территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
7. Проект округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта согласовывается с соответствующими органами местного самоуправления, собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, которые входят в округ горно-санитарной охраны.
III. Границы и режим округов горно-санитарной охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов
8. На территориях округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное, и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
9. Округа горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.
Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин и других), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и при необходимости третья зоны округа горно-санитарной охраны.
10. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях.
На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.
На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.
11. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, устьям скважин на минеральные воды, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:
строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;
строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;
строительство транзитных автомобильных дорог;
размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;
строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков без централизованных систем водоснабжения и канализации;
размещение кладбищ и скотомогильников;
устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;
складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;
использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;
сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;
вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта регионального значения.
При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.
Границы второй зоны устанавливаются:
для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;
для месторождений лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания.
12. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального значения.
Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
13. Границы округа горно-санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон.
14. Развитие и застройка территорий в пределах округов горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта, утвержденным в установленном порядке.
15. Границы и режим округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов утверждаются Правительством Удмуртской Республики.
IV. Обеспечение горно-санитарной охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов
16. Обеспечение установленного режима горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют:
в первой зоне - пользователи природных лечебных ресурсов;
во второй и третьей зонах - пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.
17. Вынесение на местность установленных границ округа горно-санитарной охраны осуществляют пользователи природных лечебных ресурсов не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.
18. Надзор за разработкой природных ресурсов, отнесенных к категории полезных ископаемых, осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пределах своей компетенции.
19. Государственный экологический контроль на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также на объектах, расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие, осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пределах своей компетенции.