Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2008 г. по делу № А79-6770/2008

Резолютивная часть решения оглашена 16.12.2008.
Полный текст решения изготовлен 16.12.2008.
Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
индивидуального предпринимателя Д., г. Чебоксары,
к открытому акционерному обществу "Промтрактор", г. Чебоксары,
третье лицо - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Горьковская железная дорога, г. Нижний Новгород,
о взыскании 1347595 руб. 91 коп.,
при участии:
от истца - К. по доверенности от 10.11.2008,

установил:

индивидуальный предприниматель Д. далее - предприниматель Д., истец) обратился в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Промтрактор" (далее - ОАО "Промтрактор", ответчик) о взыскании 1321883 руб. 20 коп. неосновательного обогащения, 95158 руб. 16 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.12.2007 по 09.09.2008 и далее по день фактической уплаты суммы долга.
Исковые требования основаны на статьях 1102, 1103, 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы следующим. В соответствии с договором от 29.03.2006 № 20059 и актом приема-передачи от 31.03.2006 истец приобрел у ответчика железнодорожные пути необщего пользования с путепроводом протяженностью 2378,2 пог. м., литер ЖД 1 уч. 1, 2, находящиеся по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 101. Однако, ответчик, без заключения соответствующего договора об оказании услуг по использованию указанных железнодорожных путей, самовольно пользовался ими в ноябре 2007 года. Данные услуги не оплачены, размер неосновательного обогащения составляет 1321883 руб. 20 коп., исходя из установленных постановлением Республиканской службы по тарифам № 26-12/п от 13.10.2006 тарифов на услуги по эксплуатации подъездных железнодорожных путей и на пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям. Количество пропущенных в ноябре 2007 года вагонов ответчика - 549, подтверждается письмом Горьковской железной дороги № 66 от 21.04.2008, справкой Республиканской службы по тарифам, справкой ответчика № 4311/377 от 03.12.2007.
В соответствии со статьями 60, 64 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" отношения с ответчиком должны регулироваться заключенным договором. Отношения ответчика с перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования. Подача и уборка вагонов, а также использование железнодорожных путей, принадлежащих истцу, производится перевозчиком в интересах ответчика.
До настоящего времени договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования с ОАО "РЖД" истцом не заключен.
Приобретенные по договору купли-продажи железнодорожные пути являются сложной вещью, стрелочные переводы N№ 11, 2, 15, 21, 10, являясь частью железнодорожного пути, образуют единое целое, т.е. один объект недвижимости. В соответствии со статьями 133, 134 Гражданского кодекса Российской Федерации железнодорожные пути являются техническим сооружением, представляющим собой сложную, единую, неделимую вещь. С учетом указанного, довод ответчика об использовании только стрелочного пути № 11, является несостоятельным. Кроме того, согласно письму № 4000/00-73 от 04.05.2008, направленному ответчиком Республиканской службе по тарифам, фактическое количество вагонов ОАО "Промтрактор", полученных и отправленных через железнодорожный путь, принадлежащий истцу, за 2007 год составляет 5650 шт. Указанные сведения послужили основанием для принятия Республиканской службой по тарифам ненормативного акта - постановления от 14.05.2008 № 15-6/п "Об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях".
Подача и уборка вагонов ОАО "Промтрактор" осуществлялись и могли осуществляться только через железнодорожные пути, принадлежащие истцу, в границах железнодорожного подъездного пути стыков рамных рельсов стрелочных переводов N№ 11, 2 через стрелочные переводы N№ 15, 21, 10. В соответствии с Инструкцией "О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования", утвержденной ОАО "Промтрактор", границей подъездного пути является стрелочный перевод № 11 со стороны парка Чебоксары-1 и стрелочный перевод № 2 станции Центральная со стороны парка Гремячево. Согласно условиям договора № 4/258 от 21.03.2006, договор регулирует вопросы эксплуатации принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к соединительному пути № 23 станции Чебоксары, через стрелочные переводы N№ 11, 2, обслуживаемого локомотивом владельца. Границей железнодорожного подъездного пути являются стыки рамных рельсов стрелочных переводов N№ 11, 2. В соответствии со схемой-выкопировкой железнодорожного пути и техническим паспортом подача и уборка вагонов ОАО "Промтрактор" также возможна только через использование железнодорожных путей истца.
Кроме того, представленными в материалы дела документами подтверждается ненадлежащее техническое содержание ответчиком в 2007 году принадлежащих ему железнодорожных путей, что также свидетельствует о невозможности эксплуатации ответчиком принадлежащих ему путей и, соответственно, о фактическом использовании участка № 1 железной дороги, принадлежащей истцу.
Ответчик в нарушение условий договора № 017/01 от 01.01.2007 об оказании услуг по использованию стрелочного перевода № 11 железнодорожного пути необщего пользования, фактически пользовался железнодорожными путями истца, а не составной его частью - стрелочным переводом № 11.
В судебном заседании представитель истца поддержал изложенные в исковом заявлении и дополнениях к нему доводы. Заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 1347595 руб. 91 коп., в т.ч. 1257101 руб. 20 коп. суммы неосновательного обогащения, исключив из заявленной ранее суммы 64782 руб., уплаченных ответчиком за пользование в ноябре 2007 года стрелочным переводом № 11, и 90494 руб. 71 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.12.2007 по 09.09.2008 и далее по день фактической уплаты суммы долга.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве. Пояснил, что указанные истцом пути были проданы в связи с тем, что ответчиком не использовались. В состав проданных путей вошла стрелка № 11. Использование железнодорожных путей, принадлежащих предпринимателю Д., осуществлялось в соответствии с договором № 017/01 от 01.01.2007, т.е. ответчик пользовался только стрелочным переводом № 11. Услуги за пользование стрелочным переводом оплачены истцу. Путями, принадлежащими истцу, в спорный период ответчик фактически не пользовался. С 2008 года ответчик использует построенный им стрелочный перевод № 1, посредством которого осуществляется подача и уборка вагонов, адресованных ОАО "Промтрактор" и его контрагентам.
Также пояснил, что в связи с продажей железнодорожного пути № 1 истцу, изменения в Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути не вносились. Подача и уборка вагонов в адрес ответчика и его контрагентов осуществляется в соответствии с договором, заключенным с ОАО "РЖД". Как до продажи железнодорожного пути истцу, так и после, порядок обслуживания железнодорожных путей не менялся. Подача вагонов всегда осуществлялась через стрелочный перевод № 11.
Третье лицо, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в заседание суда не обеспечило.
По ходатайству истца в судебном заседании были заслушаны пояснения начальника станции Чебоксары Казанского отделения филиала Горьковской железной дороги Н. В качестве свидетеля Н. пояснил, что справки, на которые ссылается предприниматель Д., о количестве пропущенных вагонов, были выданы постольку, поскольку иначе, чем через стрелку № 11 попасть на пути ОАО "Промтрактор" невозможно. Маршрут следования вагонов не фиксируется. Формированием составов занимается железная дорога, локомотив и машинист - железной дороги. Такой документ как маршрут машиниста не составляется, не указывается номер пути, по которому производится движение, т.к. в парке Центральный отсутствует работник железной дороги. Для максимально эффективного использования локомотива вагоны, поступающие в адрес ОАО "Промтрактор" и его контрагентов, прицепляют в конец состава. Состав осуществляет движение со стороны парка Чебоксары-1, затем, используя стрелочный перевод № 11, вагоны, адресованные ОАО "Промтрактор", подаются на путь № 3. Определить каким образом осуществлялась перевозка, где останавливался локомотив, на какой период времени, можно лишь по расшифровке скоростимерных лент. Станция может представить лишь натурные листы, из которых видно, в какой последовательности ставились вагоны, в каком порядке они были отцеплены (по времени).
В заседании суда объявлялся перерыв до 16.12.2008.
После перерыва явку своего представителя в заседание суда обеспечил лишь истец.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как видно из документов, предприниматель Д. является собственником железнодорожного пути (литер ЖД1 уч. 1, 2) протяженностью 2387,2 пог. м., расположенного по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 101, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 26.04.2006 серии 21АА № 134000 (л.д. 13).
Согласно техническому паспорту (л.д. 64 7) в состав железнодорожного пути истца входят учетный участок № 1, границы которого определены от стрелки № 11 через стрелки N№ 15, 21, 10 до стрелки № 2, и учетный участок № 2, границы которого определены от стрелки № 2 через стрелку № 47 до стрелки № 2 (Гремячево).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что к принадлежащему предпринимателю Д. железнодорожному пути примыкает железнодорожный путь общего пользования ОАО "РЖД", а также железнодорожный подъездной путь ОАО "Промтрактор" (через стрелочный перевод № 11).
Согласно пункту 1 статьи 60 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пункту 2.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации № 26 от 18.06.2003, отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
01.01.2007 предпринимателем Д. (владелец) и ОАО "Промтрактор" (пользователь) заключен договор № 017/01 об оказании услуг по использованию стрелочного перевода № 11 железнодорожного пути необщего пользования, по условиям которого владелец предоставил пользователю стрелочный перевод № 11, входящий в состав железнодорожного пути необщего пользования, находящийся по адресу: г. Чебоксары в районе станции Центральная г. Чебоксары - железнодорожный комплекс Гремячево, для проезда вагонов с имуществом пользователя и его контрагентов, использующих стрелочный перевод № 11 (л.д. 99 - 101).
Согласно пункту 2.2.3 указанного договора пользователь обязался предоставлять владельцу справку номерным способом всех предприятий (контрагентов), использующих стрелочный перевод № 11 для подачи (отправки) своих вагонов (грузов) о фактическом количестве проезда вагонов по стрелочному переводу владельца за истекший месяц не позднее 5 числа следующего месяца.
Пунктом 2.2.4 договора предусмотрено право владельца в одностороннем порядке получать сведения от перевозчика о фактическом количестве пропущенных вагонов с грузом.
Оплата услуг по использованию стрелочного перевода № 11 за фактическое количество пропущенных вагонов с грузом производится ежемесячно в соответствии с соглашением о договорной цене, в котором стороны установили тариф - 100 руб. (без НДС) за один вагон (пункт 3.1 договора, приложение № 1 к договору).
Согласно справке № 4311/377 от 03.12.2007 ОАО "Промтрактор", представленной предпринимателю Д., количество вагонов РЖД через стрелку № 11 в адрес ОАО "Промтрактор" и контрагентов за ноябрь 2007 года по прибытию составило 528 (л.д. 19).
Письмом № 66 от 21.04.2008 филиал ОАО "РЖД" Горьковской железной дороги - железнодорожная станция Чебоксары уведомила истца о количестве пропущенных вагонов в адрес грузополучателей (грузоотправителей) ОАО "Промтрактор" через путь, принадлежащий предпринимателю Д., за 2007 год - 5923 (л.д. 20).
В соответствии со справкой, представленной филиалом ОАО "РЖД" Горьковской железной дороги - железнодорожной станцией Чебоксары № 131 от 17.09.2008, количество вагонов, погруженных и выгруженных предприятием ОАО "Промтрактор" в 2007 году по пути необщего пользования предпринимателя Д., за ноябрь 2007 года составляет 564 (л.д. 74).
Сторонами - предпринимателем Д. и ОАО "Промтрактор" 03.12.2007 составлен акт № 000164ЖД по предоставлению услуги пропуска вагонов по стрелочному переводу № 11 подъездного железнодорожного пути в количестве 549 вагонов на сумму 64782 руб. Акт подписан сторонами без замечаний. Указанная сумма ответчиком оплачена.
Предприниматель Д. обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ОАО "Промтрактор" суммы неосновательного обогащения, полученного ответчиком в результате использования в период с 01.11.2007 по 30.11.2007 железнодорожных путей истца, а не составной его части - стрелочного перевода № 11.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами оснований сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно сбереженное имущество.
Согласно пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно пользовавшееся чужим имуществом или услугами должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В обоснование заявленной суммы неосновательного обогащения истец сослался на Постановление Республиканской службы по тарифам № 26-12/п от 13.10.2006 "Об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях", которым в отношении истца установлены следующие тарифы: за услуги по эксплуатации подъездных железнодорожных путей - 20044 руб. (без НДС), за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям - 2004 руб. за вагон (без НДС), а также на договоры, заключенные с третьими лицами и представленные в материалы дела (л.д. 85 - 96).
Изучив доводы сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о недоказанности факта неосновательного сбережения ответчиком денежных средств в виде платы за пользование принадлежащими истцу железнодорожными путями необщего пользования.
Справки, представленные филиалом ОАО "РЖД" Горьковской железной дороги - железнодорожной станции Чебоксары № 66 от 21.04.2008 и № 131 от 17.09.2008, в совокупности с пояснениями, данными начальником станции Н. в судебном заседании, не свидетельствуют о том, что в спорный период железная дорога осуществляла доставку грузов ОАО "Промтрактор", непосредственно используя железнодорожный путь истца (участки N№ 1, 2), а не стрелку № 11.
Согласно Инструкции О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "Промтрактор", примыкающего к парку Гремячево станции Чебоксары Горьковской железной дороги, утвержденной 24.11.2005 (л.д. 124 - 130), железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Промтрактор" состоит из станции Центральная и внутризаводских путей. Границей подъездного пути является стрелочный перевод № 11 со стороны парка Чебоксары-1 и стрелочный перевод № 2 станции Центральная со стороны парка Гремячево (пункт 1.3).
Подача вагонов производится на железнодорожный путь № 3 станции Центральная, а уборка вагонов с железнодорожного пути № 4 станции Центральная составителем и локомотивом железной дороги, приписанного к станции Чебоксары (пункт 1.2). Стрелки N№ 11 и 2 - ручные, запираются на замок Мелентьева, нормальное положение - по направлению перегона. Ключи от замков хранятся у дежурного по станции Чебоксары-1 (пункт 1.7). Маневровый состав на железнодорожный путь необщего пользования следует локомотивом вперед (пункт 2.4)
По условиям договора № 4/258 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Промтрактор", примыкающего к станции Чебоксары Казанского отделения Горьковской железной дороги (л.д. 103 - 106), заключенного между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Промтрактор" (владелец), границей железнодорожного пути являются стыки рамных рельсов стрелочных переводов N№ 11, 2 (пункт 2); сдаваемые на железнодорожный путь вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожный выставочный путь № 3 владельца (пункт 7); возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на железнодорожный выставочный путь № 4 владельца (пункт 9).
В связи с вводом в эксплуатацию стрелочного перевода № 1 ОАО "Промтрактор" 31.10.2007 утверждена Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "Промтрактор", примыкающего к парку Чебоксары-1 станции Чебоксары, согласно которой железнодорожный путь необщего пользования примыкает стрелочным переводом № 1 съезда 1/3 к 23 соединительному пути; границей железнодорожного пути необщего пользования является стык рамного рельса стрелочного перевода № 1 съезда 1/3 (пункт 1.3). Въезд состава на железнодорожный путь осуществляется локомотивов вперед и следует на 3 путь парка Центральный, обратное следование состава производится с 4 выставочного пути (пункт 2.7).
Т.о. положения указанных Инструкций и договора № 4/258, в частности, определяют границы железнодорожного пути, порядок подачи и уборки вагонов. Поскольку маршрутный лист машиниста, указанный в Инструкции, утвержденной 24.11.2005, отсутствует, железной дорогой маршрут следования вагонов не фиксируется, однозначно утверждать о том, что в заявленный период ОАО "Промтрактор" осуществляло пользование железнодорожными путями истца (участки N№ 1, 2), используя стрелочный перевод № 2, невозможно.
Ненадлежащее техническое состояние железнодорожных путей ОАО "Промтрактор", в результате которого в июле 2007 года произошел сход вагонов, также не подтверждает использование стрелочного перевода № 2 при подаче и выгрузке вагонов в ноябре 2007 года.
Т.о. материалами дела с достоверностью не подтверждается, что с 01.11.2007 по 30.11.2007 вагоны ОАО "Промтрактор" и его контрагентов фактически проходили по железнодорожному пути (участки N№ 1, 2), принадлежащему истцу, т.е. использование железнодорожных путей производилось сверх обусловленного договором № 017/01 от 01.01.2007.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Расходы по оплате государственной пошлины суд относит на истца по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

индивидуальному предпринимателю Д., г. Чебоксары, в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Д., г. Чебоксары, в доход федерального бюджета <...> государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru