Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2008 г. по делу № А79-6830/2007

Резолютивная часть решения оглашена 22 июля 2008 года.
Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Кабинета Министров Чувашской Республики, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
к открытому акционерному обществу "Средняя Волга", Чувашская Республика, с. Синьялы, Чебоксарский район,
третьи лица - Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике,
Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики,
муниципальное унитарное предприятие "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике,
о выкупе земельного участка для государственных нужд Чувашской Республики,
при участии: представителей сторон, 3-х лиц

установил:

Кабинет Министров Чувашской Республики обратился в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Средняя Волга" об обязании заключить договор о выкупе земельного участка для государственных нужд Чувашской Республики на условиях, предлагаемых истцом.
В обоснование требований истец указал, что 15.12.2003 постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 306 (с изменениями внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.06.2007 № 157 принято решение об изъятии путем выкупа земельного участка площадью 5, 5128 га с кадастровым номером 21:21:99 99 99:0071, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, около д. Типсирма, для государственных нужд Чувашской Республики.
В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка за год до предстоящего изъятия был письменно уведомлен об этом (уведомление о вручении от 27.07.2006).
Рыночная стоимость земельного участка определена экспертами.
Истцом ответчику было предложено подписать договор купли-продажи земельного участка, ответчик отказался подписывать указанный договор, мотивируя свой отказ заниженной ценой на земельный участок.
В ходе рассмотрения спора представитель истца поддержал исковые требования, дополнительно пояснив, что выкуп осуществляется Чувашской Республикой в связи с тем, что земельный участок с кадастровым № 21:21:99 99 99:0071 (сформирован в единое землепользование из пяти обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: 21:21:07 61 37:0019, 21:21:07 64 42:0006, 21:21:07 64 42:0007, 21:21:07 64 42:0008, 21:21:07 64 42:0009), расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, около д. Типсирма, изымается в соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации для нужд Чувашской Республики. Все средства на строительство транспортной развязки на км 11+600 федеральной автомобильной дороги "Вятка" получены в порядке безвозмездных перечислений из федерального бюджета в республиканский бюджет Чувашской Республики (межбюджетный трансферт) и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации являются собственностью Чувашской Республики. Указанный объект является государственной собственностью Чувашской Республики.
Межевание земельных участков, входящих в единое землепользование с кадастровым номером № 21:21:99 99 99:0071 площадью 5,5128 га было осуществлено до принятия постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2003 № 306 "О выкупе земельного участка под строительство транспортной развязки", что подтверждается Актом установления и согласования границ земельных участков, предоставленных для строительства транспортной развязки на км 11+600 федеральной автомобильной дороги "Вятка", согласованных 23.06.2003 правообладателем земельного участка - ОАО "Средняя Волга" в лице директора К. Указанный Акт является неотъемлемой частью межевого дела. 8.09.2003 Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление № 219 "О переводе земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли транспорта под строительство транспортной развязки". Указанное постановление подписано до принятия постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2003 № 306 "О выкупе земельного участка под строительство транспортной развязки" в котором указано, что земельные участки, в том числе земельный участок ОАО "Средняя Волга" площадью 5,5128 га, переводится в земли транспорта, с изъятием у землепользователей земельных участков. Указанное постановление никем не оспорено и имеет юридическую силу. Кабинет Министров Чувашской Республики ознакомлен с заключением эксперта № 62/02-э от 26.05.2008, считает его достаточным, полностью соответствующим требованиям действующего законодательства и согласен с рыночной стоимостью земельного участка с кадастровым номером № 21:21:99 99 99:0071 площадью 5,5128 га, составляющей 6 500 000 руб. Указанный земельный участок, переведенный в земли транспорта, может быть изъят путем выкупа только для государственных нужд, так как его использование в других целях невозможно.
Представитель ответчика иск не признал, суду пояснил, что спорные земельные участки принадлежат по праву собственности ОАО "Средняя Волга". Согласно части 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Действующее законодательство предусматривает строго определенные основания как прекращения права собственности, так и изъятия собственности у его собственника. Так, согласно ч. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных и муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Истцом не представлены доказательства того, что спорный земельный участок изымается именно для нужд Чувашской Республики как субъекта Российской Федерации.
Рассматриваемый иск предъявлен не надлежащим лицом.
Кроме того, в соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка для названных нужд письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Мотивируя в этой части предъявленный иск, Кабинет Министров Чувашской Республики ссылается на свое Постановление за № 306 от 15.12.2003 и направленное в соответствии с ним уведомление ответчику от 12.07.2006. Между тем, эти документы не могут служить основанием для принятия судом решения о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд, так как названное Постановление адресовано не ответчику, а Министерству строительства, архитектуры и дорожного хозяйства и Министерству имущественных отношений Чувашской Республики. Кроме того, как следует из его текста, в нем, вопреки требованию закона, говорится лишь о производстве выкупа земельного участка, а не об изъятии. Поскольку, согласно пункту 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, без соблюдения перечисленных в данной норме процедур, сам выкуп является гражданско-правовой сделкой, совершаемой лишь с согласия собственника, то направленное ОАО "Средняя Волга" в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики за № 306 от 15.12.2003 уведомление от 12.07.2006 об изъятии земельного участка никакого правового значения не имеет. Последующее Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики за № 157 от 28.06.2007 не может изменить ранее принятое Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики за № 306 от 15.12.2003 в целях предъявления данного иска и может рассматриваться лишь как самостоятельное основание для нового инициирования процедуры изъятия земельного участка.
Кроме того, истцу следует обосновать размер (объемы) предлагаемого к изъятию земельного участка с необходимостью строительства и последующего обслуживания названной транспортной развязки. Кроме того, как в самом Постановлении от 15.12.2003 за № 306, так и в уведомлении от 12.07.2006 речь идет о выкупе земельного участка площадью 5,5128 га, расположенного около дер. Типсирма Чебоксарского района. Других идентифицирующих данных выкупаемого земельного участка эти документы не содержат. Однако, этих данных для определения земельного участка в натуре на местности недостаточно, поскольку согласно ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений есть часть поверхности земли (в том числе и почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Аналогичное понятие земельного участка дано и в ст. 1 ФЗ от 02.01.2000 с последующими изменениями и дополнениями "О государственном земельном кадастре". Следовательно, ОАО "Средняя Волга" вплоть до предъявления настоящего иска не знало и не могло знать о конкретных участках земли, подлежащих изъятию у него для государственных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Юридическую природу решения об изъятии земельного участка следует рассматривать как обременение прав собственника на него.
Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. Истцом предусмотренная законом данная обязательная процедура не была своевременно произведена. По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике подобное обременение было произведено лишь 24.07.2007. Следовательно, Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2003 за № 306 ввиду отсутствия государственной регистрации юридическую силу иметь не может. Кроме того, из смысла вышеназванного следует, что само уведомление собственника о принятии решения об изъятии принадлежащего ему земельного участка может быть сделано лишь после его производства государственной регистрации решения об изъятии, т.е. после обретения принятого решения юридической силы. ОАО "Средняя Волга" не было извещено о произведенной регистрации с указанием ее даты. Об этом стало известно лишь 02.10.2007, после истребования выписок из Единого государственного реестра прав. Земельный участок с кадастровым номером 21:21:99 99 99:0071, площадью 5,5128 га, на который заявлена претензия истца, принадлежит, как следует из текста предлагаемого им проекта договора, по праву собственности ОАО "Средняя Волга" на основании свидетельства о государственной регистрации права от 19.03.2002 за № 21-01/21-1/202-4 и № 2-01/21-1/2002-5. Действительно, за ОАО "Средняя Волга" были зарегистрированы по праву собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в районе д. Типсирма Чебоксарского района Чувашской Республики, на что Регистрационной Палатой Чувашской Республики 19.03.2002 были выданы свидетельства о праве собственности на них за № 21 АЕ 105435 и № 21 АЕ 105436. Однако, объектом права по ним, согласно кадастровым номерам 21:21:07 26 51:0003 и 21:21:07 26 51:0004 значились земельные участки соответственно площадями 227613 кв. м и 2270087 кв. м. Следовательно, земельный участок, на который заявлена претензия истца, является не чем иным, как определенной частью в установленном порядке зарегистрированного за ОАО "Средняя Волга" земельного участка. А согласно ч. 5 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка допускается не иначе, лишь как с согласия ее собственника. Кроме того, в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 21:21:07 26 51:0004, на который было выдано свидетельство о государственной регистрации права 21АЕ105436 от 19.03.2002, как объект права собственности отсутствует, что подтверждается справкой, выданной регистрирующим органом от 02.10.2007 за № 11/009/2007-293. Согласно представленной справки из данного же органа, земельного участка с кадастровым номером 21:21:99 99 99:0071 также нет. Следовательно, ввиду отсутствия государственной регистрации, он, в силу ч. 2 ст. 8, ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации как объект права собственности на определенный участок земли за ОАО "Средняя Волга" не существует. Таким образом, в силу ст. 128 и 129 Гражданского кодекса Российской Федерации данный земельный участок не может являться объектом гражданских прав и не может находиться в свободном обороте (не могут быть совершены сделки, в том числе и предлагаемые истцом). А из содержания пункта 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что на основании сделки об отчуждении имущества может быть приобретено на имущество, имеющего собственника. Отсутствуют как объекты права собственности и земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:06 64 42:0006, 21:21:07 64 42:0007, 21:21:07 64 42:0008 и 21:21:07 64 42:0009, что также подтверждается данными из Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике.
Ответчик не согласен также и с предлагаемой истцом суммой выкупной цены земельного участка, изымаемого для государственных нужд.
Представитель третьего лица - Минстроя ЧР: "Уведомление Минстроем ЧР направлялось в адрес ОАО "Средняя Волга" в пределах предоставленных полномочий. Постановление № 306 не адресовано ОАО "Средняя Волга", поскольку в действующем законодательстве не предусмотрено, что ненормативный акт или решение должно быть адресовано ОАО "Средняя Волга". Есть требование уведомить за 1 год, что и было сделано Минстроем ЧР. Данный земельный участок принадлежит ОАО "Средняя Волга", это подтверждается письмом Роснедвижимости. В кадастровом плане земельного участка 21:21:99 99 99:0071 указано, что он образован из того земельного участка, на который зарегистрировано право собственности с кадастровым номером 21:21:07 26 51:003. Этот земельный участок принадлежит на праве собственности ОАО "Средняя Волга". Ответчик не зарегистрировал право собственности на земельный участок № 21:21:99 99 99:0071, но участок с кадастровым номером 21:21:07 61 37:0019 зарегистрирован. Венцом всей процедуры является регистрация, ответчик отказывается от регистрации права собственности на участок. Земельный участок 21:21:99 99 99:0071 прошел государственный кадастровый учет, стороны согласовали его границы. Разногласия по цене. Просят иск удовлетворить.
Представитель 3-го лица - Управления федеральной регистрационной службы по Чувашской Республики, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, указав, что в Единый государственный реестр прав 19.03.2002 внесена запись о государственной регистрации права собственности ОАО "Средняя Волга" на земельный участок площадью 227613 кв. м, кадастровый номер 21:21 07 26 51:0003, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Типсирма.
06.09.2006 зарегистрировано право собственности ответчика на земельный участок площадью 18 194 кв. м с кадастровым номером 21:21:07 61 37:0019, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Типсирма.
Кабинетом Министров Чувашской Республики в соответствии с постановлением № 306 от 15.12.2003 "О выкупе земельного участка под строительство транспортной развязки (с изменениями внесенными постановлением № 157 от 28.06.2007) принято решение об изъятии путем выкупа для государственных нужд Чувашской Республики земельного участка площадью 5,1528 га с кадастровым номером 21:21:99 99 99:0071, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, около д. Типсирма.
В регистрирующий орган 09.07.2007 обратилось Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики с заявлением о государственной регистрации ограничения права ОАО "Средняя Волга" на земельные участки на основании Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики № 306 от 15.12.2003 и № 157 от 28.06.2007.
На регистрацию было представлено письмо Территориального отдела по Чебоксарскому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике из содержания которого следовало, что земельный участок с кадастровым номером 21:21:99 99 99:0071 состоит из земельных участков с кадастровым номером 21:21 07 26 51:0003 и с кадастровым номером 21:21:07 61 37:0019.
24.07.2007 в Единый государственный реестр прав были внесены записи об ограничении права собственности ОАО "Средняя Волга" на соответствующие земельные участки - выкуп для государственных нужд.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером 21:21:99 99 99:0071 отсутствуют.
Согласно п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации прав на данный объект в Едином государственной реестре прав, которая проводится на основании заявления правообладателя (ст. 16 Закона о госрегистрации).
Удовлетворение исковых требований оставляют на усмотрение суда.
Муниципальное унитарное предприятие "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике, в отзыве на исковое заявление указала, что земельный участок с кадастровым номером 21:21:99 99 99:0071, расположенный по адрес: ЧР, Чебоксарский район, около д. Типсирма, общей площадью 55128 кв. м, как объект недвижимости был сформирован 14.03.2007 по заявке № 17-15/07-0683 от 12.03.2007 представителя ОАО "Средняя Волга" К. из земельных участков:
- зарегистрированного (прошедшего государственную регистрацию права 06.09.2006) с кадастровым номером 21:21:07 61 37:0019, общей площадью 18194 кв. м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 21:21:07 61 37:0003 (с кадастровым № 21:21:07 26 51:0004 до изменения кадастрового деления района, право на который зарегистрировано в учреждении юстиции 19.03.2002) по заявке К. от 17.02.2006 № 17-15/06-0274;
- учтенного с кадастровым номером 21:21:07 64 42:0006, общей площадью 8957 кв. м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 21:21:07 64 42:0004 (с кадастровым № 21:21:07 26 51:0003 до изменения кадастрового деления района, право на который зарегистрировано в учреждении юстиции 19.03.2002) по заявке К. от 12.03.2007 № 17-15/07-0683;
- учтенного с кадастровым номером 21:21:07 64 42:0007, общей площадью 8172 кв. м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 21:21:07 64 42:0004 (с кадастровым № 21:21:07 26 51:0003 до изменения кадастрового деления района, право на который зарегистрировано в учреждении юстиции 19.03.2002) по заявке К. от 12.03.2007 № 17-15/07-0683;
- учтенного с кадастровым номером 21:21:07 64 42:0008, общей площадью 4842 кв. м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 21:21:07 64 42:0004 (с кадастровым № 21:21:07 26 51:0003 до изменения кадастрового деления района, право на который зарегистрировано в учреждении юстиции 19.03.2002) по заявке К. от 12.03.2007 № 17-15/07-0683;
- учтенного с кадастровым номером 21:21:07 64 42:0009, общей площадью 14963 кв. м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 21:21:07 64 42:0004 (с кадастровым № 21:21:07 26 51:0003 до изменения кадастрового деления района, право на который зарегистрировано в учреждении юстиции 19.03.2002) по заявке К. от 12.03.2007 № 17-15/07-0683.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 21:21:99 99 99:0071 является единым землепользованием - составной земельный участок из обособленных земельных участков, отнесенных к одной категории земель, предназначенных для использования по одному целевому назначению. Это своего рода "сложная вещь", состоящая из нескольких отдельных объектов недвижимости, но при этом является одним объектом права и подлежит регистрации как одни объект недвижимости. Кроме того, отчуждение единого землепользования третьим лицам невозможно без предшествующей регистрации права на него.
Правилами присвоения кадастровых номеров (п. 5), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660 предусматривалась возможность по заявке заинтересованных правообладателей учитывать несколько обособленных земельных участков, представляющих единое землепользование, в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением одного кадастрового номера. Кроме данного нормативного акта правила учета единого землепользования регламентированы приказом Росземкадастра от 26.08.2003 за № П/206 "Об организации государственного кадастрового учета земельных участков, расположенных в кадастровом округе "общероссийский".
Выслушав представителей сторон, 3-х лиц, изучив материалы дела, суд установил.
Истцом заявлены требования о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд.
Земельный участок может быть изъят для государственных и муниципальных нужд путем выкупа (ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд рекомендуется включать: данные, позволяющие определенно установить изымаемый земельный участок (местонахождение, площадь, кадастровый номер участка и т.д.), с приложением кадастровой карты (плана) земельного участка; цель предстоящего изъятия и срок, в течение которого предстоит осуществить изъятие; указание на лицо, у которого производится изъятие участка, и правовые основания, по которым ему принадлежит участок на определенном праве; поручения соответствующим органам (службам) об извещении указанного лица о принятом решении, об обеспечении государственной регистрации решения в установленном порядке и извещении указанного лица о произведенной регистрации; указание на права лица в связи с предстоящим изъятием; поручения о подготовке проекта соглашения с лицом, у которого изымается земельный участок. При необходимости в решение об изъятии могут быть включены и другие данные.
15.12.2003 Кабинетом Министров Чувашской Республики издано постановление за № 306 о выкупе земельного участка площадью 5,5128 га у собственника ОАО "Средняя Волга" для государственных нужд под строительство транспортной развязки км 11+600 федеральной автомобильной дороги Вятка (л.д. 10, т. 1).
Постановление № 306 от 15.12.2003 не содержит данных позволяющих определенно установить изымаемый земельный участок, не содержит срок, в течении которого предстоит осуществить изъятие, поручения соответствующим органам.
28.06.2007 Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 157 внесены изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2003 № 306 и слова: " выкупить земельный участок площадью 5, 5128 га для государственных нужд" заменены словами: "изъять путем выкупа земельный участок площадью 5,5128 га с кадастровым номером 21:21:99 99:0071, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, около д. Типсирмы, для государственных нужд Чувашской Республики".
Таким образом, указанным постановлением определены индивидуализирующие признаки земельного участка, подлежащего изъятию
Действующее законодательство предусматривает трехкратное предоставление собственнику земельного участка информации, связанной с изъятием земельного участка:
до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка для строительства, указанным лицам должна предоставляться информация о возможном изъятии земельного участка (п. 4 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
после принятия решения об изъятии земельного участка лицо, у которого земельный участок изымается, должно быть уведомлено органом, принявшим такое решение, о предстоящем изъятии не позднее чем за один год до этого (ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации);
собственник земельного участка, подлежащего изъятию, должен быть извещен о произведенной государственной регистрации решения об изъятии земельного участка, с указанием даты регистрации (п. 4 ст. 279, ст. 283 Гражданского кодекса Российской Федерации);
Обязательность государственной регистрации решения об изъятии земельного участка предусмотрена п. 4 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Акт установления и согласования границ земельного участка, предоставленного для строительства транспортной развязки на км 11+600 федеральной автомобильной дороги "Вятка" подписан директором ОАО "Средняя Волга" 23.06.2003 (л.д. 106, т. 1).
12.07.2006 Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, письмом № 17/4-19/2225 уведомляет ОАО "Средняя Волга" об изъятии земельного участка площадью 5,5128 га, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, около д. Типсирма, для государственных нужд, в связи со строительством транспортной развязки на км 11+600 федеральной автомобильной дороги "Вятка" (л.д. 14, т. 1).
Письмо не содержит: данных позволяющих определенно установить изымаемый земельный участок, даты предполагаемого изъятия.
Фактически изъятие земельного участка произведено в 2000 году, когда началось строительство транспортной развязки, что следует из пояснений данных в судебном заседании 23.01.2008 представителем истца, который пояснил что в 2000 году начато строительство дороги. В судебном заседании 06.11.2007 представитель истца пояснил, что дорога построена в 2003 году.
В обоснование изложенных доводов представитель истца предоставил государственные контракты начиная с 2000 года.
Таким образом, нельзя согласиться с доводами истца о соблюдении порядка извещения ответчика о предстоящем изъятии земельного участка не позднее чем за год до предстоящего изъятия.
24.07.2007 в Единый государственный реестр прав были внесены записи об ограничении права собственности ОАО "Средняя Волга" на земельные участки с кадастровыми номерами 21:21 07 26 51:0003 и 21:21:07 61 37:0019 - выкуп для государственных нужд.
Посредством государственной регистрации решения об изъятии фактически производится регистрация ограничения (обременения) участка, поскольку, согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2007 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" под ограничениями (обременениями) понимается "наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других)".
Доказательства извещения ответчика о произведенной государственной регистрации решения об изъятии земельного участка, с указанием даты регистрации, суду не представлены.
Обременение зарегистрировано не на спорный земельный участок с кадастровым номером 21:21:99 99:0071, а на земельные участки с кадастровым номером 21:21:07 61 37:0019, входящим в состав спорного земельного участка и на земельный участок с кадастровым номером 21:21 07 26 51:0003, который на момент регистрации прекратил существовать как объект недвижимости, в связи с разделением на несколько земельных участков.
Согласно п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации прав на данный объект в Едином государственной реестре прав, которая проводится на основании заявления правообладателя (ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Земельный участок с кадастровым номером 21:21:99 99:0071, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, около д. Типсирмы, в соответствии с требованиями ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации не зарегистрирован, следовательно земельный участок не является объектом права собственности, который может являться предметом сделок.
Кроме того, поскольку, земельный участок с кадастровым номером 21:21:99 99: 0071, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, около д. Типсирмы как объект недвижимости был сформирован 14.03.2007, нельзя согласиться с доводами представителя истца о соблюдении установленного ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации порядка изъятия земельного участка для государственных нужд по постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики № 306 от 15.12.2003.
В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. В иске следует отказать.
Расходы по государственной пошлине суд относит на истца по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru