ГЛАВА ВОЛГОГРАДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2010 г. № 1768
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В ВОЛГОГРАДЕ НА 2010 - 2015 ГОДЫ
На основании статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях реализации задач по социально-экономическому развитию Волгограда и обеспечению роста производственного потенциала, на основании решения
Волгоградской городской Думы от 15 июля 2009 г. № 22/629 "О Временном положении о промышленной политике в Волгограде", руководствуясь статьями 5
, 7
, 36
, 39
Устава города-героя Волгограда, постановляю:
1. Утвердить концепцию
промышленной политики в Волгограде на 2010 - 2015 годы (далее - концепция) (прилагается).
2. Заместителям главы Волгограда, руководителям территориальных и отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в работе по реализации основных направлений промышленной политики руководствоваться положениями настоящей концепции.
3. Департаменту информационной политики администрации Волгограда опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава Волгограда
Р.Г.ГРЕБЕННИКОВ
Утверждена
постановлением
главы Волгограда
от 20 июля 2010 г. № 1768
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ВОЛГОГРАДЕ НА 2010 - 2015 ГОДЫ
Промышленность является ведущей отраслью экономики Волгограда, определяющей ее объемную и бюджетную базу, в связи с чем необходима разработка системы мер прямого и косвенного регулирования развития промышленности города, то есть промышленная политика. Эта потребность в целом и предопределила актуальность разработки настоящей концепции.
Важную роль в успешном осуществлении государственной и региональной промышленной политики играет местное самоуправление. Органы местного самоуправления Волгограда строят свои взаимоотношения с товаропроизводителями через координацию и создание условий работы промышленного комплекса и предпринимателей города.
Концепция является основой промышленной политики в Волгограде на 2010 - 2015 годы.
В концепции сделана попытка сформировать теоретическую базу, направленную на решение проблем, возникающих в промышленности. Реализация изложенных в концепции предложений позволит использовать их структурными подразделениями администрации Волгограда на практике при подготовке управленческих решений в целях развития промышленной деятельности, а также предприятиями Волгограда в перспективном планировании.
Концепция подготовлена в соответствии с решением
Волгоградской городской Думы от 15 июля 2009 г. № 22/629 "О Временном положении о промышленной политике в Волгограде" и является основополагающим документом для разработки плана действий администрации Волгограда по реализации промышленной политики и других программных документов.
1. Состояние и тенденции развития промышленности Волгограда
На территории Волгограда находятся предприятия всех отраслей промышленности: добычи полезных ископаемых, энергетики и обрабатывающих производств. В Волгограде в структуре отгруженных товаров промышленного производства более 80% приходится на обрабатывающий сектор, среди отраслей которого наибольший вес имеет производство нефтепродуктов (более 60%). Второе место по значимости для экономики Волгограда в обрабатывающих отраслях имеет металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, обеспечивающие 9% производства обрабатывающей промышленности; далее идут производство пищевых продуктов и химическое производство (по 7% соответственно). На долю остальных отраслей приходится 17%. Доля машиностроения за последние 10 лет уменьшилась более чем в 3 раза и к настоящему времени занимает всего 5% в обрабатывающих производствах.
Анализируя проблемы, препятствующие развитию промышленности Волгограда, нельзя не выделить отрицательное влияние текущего финансово-экономического кризиса. Анализ промышленного производства в течение 2009 года по отношению к данным предыдущего года свидетельствует о замедлении роста выпуска продукции. Промышленные предприятия и организации города испытывают финансовые трудности в связи со снижением объемов реализации готовой продукции из-за падения потребительского спроса, ростом стоимости импортных комплектующих изделий, увеличением сроков расчетов за поставленную продукцию и услуги, усложнившимися условиями доступа к финансовым ресурсам.
Промышленность Волгограда характеризует экономический потенциал города и Волгоградской области. Доля объема промышленной продукции Волгограда в общем объеме производства Волгоградской области составляет 64%.
За 2009 год индекс физического объема промышленного производства по промышленным видам деятельности по Волгограду составил 90,7% к уровню 2008 года. Это выше, чем по Волгоградской области и по России в целом. Индекс промышленного производства по Волгоградской области в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 85,4%. По Российской Федерации индекс промышленного производства составил 89,2%.
Объем производства промышленной продукции за 2009 год по Волгограду составил 224,6 млрд. рублей. За 2008 год объем производства составлял 270 млрд. рублей. Таким образом, падение объемов производства в денежном выражении составило порядка 18%, однако в натуральных показателях - около 9%.
На территории Волгограда на 1 января 2010 г. в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано 2754 промышленных предприятия, среди которых 100 крупных и средних предприятий являются бюджетообразующими.
В среднем на промышленных предприятиях Волгограда в 2009 году численность работающих в сравнении с 2008 годом снизилась с 85268 человек до 73837 человек, т.е. на 13,4%.
В ходе проводимых на государственном уровне реформ не удалось создать достаточно благоприятную экономическую среду для развития реального сектора экономики, что привело к значительному спаду в промышленности.
2. Цель, задачи и принципы промышленной политики
в Волгограде
]]>сопоставление специальностей высших и среднеспециальных учебных заведений и специалистов, востребованных на промышленных предприятиях,
проведение ярмарок профессий, профориентационных и образовательных услуг, вакантных и учебных мест.
3.3. Вопросы информационной, рекламной поддержки
и интернет-обеспечения
Для обеспечения системного подхода к вопросам регулирования взаимоотношений между Волгоградом и промышленными предприятиями, создания стимулирующих производство условий необходима разработка информационной политики, которая позволит определить состояние дел, назревающие проблемы в различных отраслях промышленности. Необходима также информационная поддержка предприятий в части освещения вопросов промышленной политики, о проводимых преобразованиях, программах и т.д.
Информационная политика позволит прогнозировать результаты и своевременно корректировать конкретные мероприятия по проведению промышленной политики.
Информационная политика должна включить в себя следующие направления:
создание (доработка существующего) городского информационного ресурса о промышленном потенциале города,
создание в электронном виде карты промышленного потенциала Волгограда и размещение ее на официальном информационно-справочном портале Волгограда,
активизация работы со средствами массовой информации по созданию общедоступной информации о промышленной политике,
активизация работы в сфере социальной рекламы о промышленном потенциале, трудовых династиях, поднятии престижа рабочих профессий.
3.4. Программа поддержки малого бизнеса,
производящего товары и оказывающего услуги
промышленного характера
Малый бизнес, производящий товары, продолжая в настоящее время испытывать некоторые трудности, нуждается в последовательной поддержке со стороны органов местного самоуправления Волгограда, прежде всего, в совершенствовании нормативной правовой базы, финансовой поддержке, повышении эффективности существующих программ развития малого и среднего предпринимательства.
Развитие малого бизнеса в сфере производства должно стать важным направлением промышленной политики в Волгограде, которое должно включить в себя:
усиление акцентов на поддержку предпринимателей-товаропроизводителей,
использование долгосрочной областной целевой программы
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области на 2009 - 2011 годы", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 30 марта 2009 г. № 85-п "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области на 2009 - 2011 годы", для поддержки предпринимателей-товаропроизводителей,
разработка муниципальной программы развития предпринимательства в Волгограде,
формирование точек развития малого бизнеса на свободных площадях крупных и средних промышленных предприятий,
объединение крупных промышленных предприятий и малого бизнеса,
определение перечня неиспользуемых производственных мощностей и площадок на промышленных предприятиях города,
размещение на официальном информационно-справочном портале Волгограда перечня неиспользуемых производственных мощностей и площадок на промышленных предприятиях Волгограда, а также на новом городском информационном ресурсе,
развитие аутсорсинга как передачи определенных бизнес-процессов или части производственных функций промышленных предприятий на обслуживание другой специализирующейся в соответствующей области компании,
работа по совершенствованию нормативной правовой базы инвестиционной деятельности в Волгограде, включающая разработку и принятие Волгоградской городской Думой решения о территориях предпринимательской активности в городском округе город-герой Волгоград,
организация работы межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории Волгограда.
3.5. Создание инновационно-промышленных кластеров
Предпосылкой формирования кластера является наличие расположенных на территории взаимодействующих и взаимодополняющих предприятий, организаций, объединенных вокруг производства какой-либо продукции или иной общей сферы деятельности. Превращение кластерного потенциала группы предприятий в реально работающий и воспринимаемый всеми кластер как институт связано с разработкой его участниками общего видения (концепции) и стратегии развития кластера, программы реализации стратегии, с наличием органов координации участников в рамках кластера, его бренда, а также наличием определенного членства для его участников. Разработанная концепция в виде документа вместе с программой ее реализации является основанием для выработки мер муниципальной поддержки кластерной инициативы.
Эффективная промышленная политика, направленная на создание кластеров, потребует глубокого взаимодействия и сотрудничества между крупным и малым бизнесом, властью, высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами. Применение кластерного подхода на территории Волгограда позволит решить вопросы взаимодействия крупного бизнеса и малого предпринимательства, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
Создание инновационно-промышленных кластеров должно включить в себя следующие направления:
работа по научно-методологическому, правовому, ресурсному и организационному обоснованию механизма создания городских инновационно-промышленных кластеров,
формирование инновационных точек роста,
создание индустриальных парков на специально отведенных территориях,
создание особых экономических зон в рамках действующего законодательства Российской Федерации,
определение перечня производств и предприятий, инвестиционных проектов, которые можно разместить на данной территории,
выделение территориальных зон, обладающих конкурентными преимуществами и способными стать центрами инвестиционных, финансовых, товарных и трудовых потоков.
Реализация концепции и разработанных на ее основе мероприятий позволит преодолеть негативные и закрепить положительные тенденции в развитии промышленности на территории Волгограда.
Концепция является открытой и может быть уточнена в случае изменения факторов, определяющих экономическое развитие Волгоградской области и Российской Федерации в целом.
Комитет по промышленности
администрации Волгограда