Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2008 г. по делу № 3-221/08

30 октября 2008 года Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре Севастьяновой М.В.
с участием старшего помощника прокурора Хабаровского края, представителя Правительства Хабаровского края Т.С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим законодательству и недействующим подпункта 1.2 пункта 1 постановления Правительства Хабаровского края от 28.07.2008 г. № 171-пр "О мерах по реализации Федерального закона от 28 февраля 2008 г. № 12-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации",

установил:

28 июля 2008 г. Правительством Хабаровского края принято постановление № 171-пр "О мерах по реализации Федерального закона от 28 февраля 2008 г. № 12-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" (далее - Постановление).
Подпунктом 1.1 пункта 1 Постановления на Министерство здравоохранения края возложена обязанность осуществить мероприятия, обеспечивающие реализацию гражданами Республики Беларусь, в том числе Героями Советского Союза и кавалерами ордена Славы трех степеней, гражданами, постоянно проживающими, временно проживающими или временно пребывающими на территории Российской Федерации, права на получение медицинской помощи, возможности бесплатного лечения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения края.
Подпунктом 1.2 пункта 1 Постановления на Министерство здравоохранения края возложена обязанность определить порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, категории которым предусмотрены подпунктом 1.1 настоящего постановления.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании подпункта 1.2 пункта 1 Постановления противоречащим законодательству и недействующим, ссылаясь на то, что решение о возложении обязанности по установлению порядка оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь противоречит ст. 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487-1, постановлению Правительства Российской Федерации от 01.09.2005 г. № 546, принято субъектом Российской Федерации с превышением полномочий.
В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского края настаивал на удовлетворении заявления прокурора края, дополнив, что оспариваемая норма по своему содержанию является, неопределенной, что приводит к нарушению установленного ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.
Представитель Правительства Хабаровского края, действующий на основании доверенности Т.С.Н., просил отказать в удовлетворении заявленных требования, ссылаясь на то, что заявление прокурора основывается на неверном причислении граждан Республики Беларусь к иностранным гражданам, исходя из неправильного толкования действующего законодательства Российской Федерации. Кроме того, оспариваемая норма носит властно-распорядительный характер, не связана с правовым регулированием.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором Хабаровского края требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 14 Договора от 08.12.1999 г. "О создании союзного государства", заключенного между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства, до принятии союзного нормативно-правового акта в области гражданства правовое положение граждан Союзного государства регулируется национальными законодательными актами государств-участников, договорами между ними в данной области и настоящим Договором.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 115-ФЗ принят 25.07.2002, а не 24.07.2002.

Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. При этом указание на исключение из данного правила для белорусских граждан не имеется.
Таким образом, граждане Республики Беларусь являются иностранными гражданами.
Согласно ст. 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22 июля 1993 г. № 5487-1 порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2005 г. № 546 утверждены Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации.
Пунктом 11 названных Правил предусмотрено, что в случае если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, применяются правила международного договора.
24.01.2006 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации (далее - Соглашение).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 12-ФЗ принят 28.02.2008, а не 28.01.2008.

Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 28 января 2008 г. № 12-ФЗ "О ратификации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации".
Согласно ст. 1 Соглашения оно устанавливает порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров Российской Федерации.
На основании письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2008 г. № 2854РХ реализация Соглашения в части оказания медицинской помощи неработающим гражданам Республики Беларусь, зарегистрированным на территории субъекта Российской Федерации, будет осуществляться в пределах средств, утверждаемых на реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Субъект Российской Федерации, обеспечивая процедуру регистрации по месту жительства неработающих граждан Республики Беларусь в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", берет на себя обязательства по перечислению страхового взноса (платежа) на обязательное медицинское страхование за этих граждан.
При таких правовых обстоятельствах суд находит, что решение о возложении на Министерство здравоохранения края обязанности по установлению порядка оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь противоречит федеральному законодательству и принято субъектом Российской Федерации с превышением полномочий.
Кроме того норма подпункта 1.2 п. 1 Постановления, согласно ее содержанию, является неопределенной, не обеспечивает ее единообразного понимания и толкования правоприменителям, что приводит к нарушению установленного ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.
Ссылки представителя Правительства Хабаровского края на неверное причисление граждан Республики Беларусь к числу иностранных граждан несостоятельны по доводам, приведенным в решении.
Также несостоятельными являются ссылки на то, что подпункт 1.2 п. 1 Постановления носит властно-распорядительный характер, не связан с правовым регулированием, поскольку данная норма определяет полномочия статусного положения Министерства здравоохранения края, что свидетельствует о ее нормативном характере.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда подпункт 1.2 пункта 1 постановления Правительства Хабаровского края от 28.07.2008 г. № 171-пр "О мерах по реализации Федерального закона от 28 февраля 2008 г. № 12-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации".
Сообщение о данном решении опубликовать в газете "Тихоокеанская звезда". Взыскать с Правительства Хабаровского края государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2000 рублей.
Решением может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий
Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.БАРАБАШ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru