УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 15 сентября 2009 года
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Авдеев А.И. - руководитель территориального управления
Члены Комиссии:
Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело № 3-01/15-2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 2, пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии представителей:
заявителя - Бодрина Сергея Петровича (паспорт), представителя ООО "Эльдорадо" Воротилиной Анны Викторовны (доверенность № 50/юр от 01.03.2009),
установила:
21.05.2009 в Пензенское УФАС России поступило заявление от гр-на Бодрина С.П. о том, что в городе Пензе ООО "Эльдорадо" объявило рекламную акцию: "до 24 мая 2009 года все, кто купит телевизор марки "Samsung" с диагональю более 40 дюймов, получит телевизор марки LCD TV в подарок! Покупка должна осуществляться за наличный расчет", размещенную на рекламных буклетах и у входа в магазин "Эльдорадо" (г. Пенза, ул. Кулакова, 1).
Заявитель указал, что 21 мая 2009 года он купил за наличный расчет телевизор марки "Samsung" с диагональю 42 дюйма, однако в подарке, обещанном в рекламе, ему отказали.
На запрос Пензенского УФАС России, Обособленное подразделение "магазин № 1 г. Пенза" (письмо исх. 1293 от 28.05.2009) представило Правила проведения акции "К любому телевизору Samsung от 40 дюймов - скидка на второй LCD" и сообщило, что рекламодателем является ООО "Эльдорадо" (г. Москва, ул. Полковая, д. 3).
На основании пункта 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ФАС России (письмо № АК/22718 от 14.07.2009) наделил полномочиями Пензенское УФАС России на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "Эльдорадо" (г. Москва, ул. Полковая, д. 3).
На рассмотрении дела гр-н Бодрин С.П. заявил что, в стоимость телевизора 28597 рублей вошел чистящий комплект за 399 рублей и карта "призовая территория" за 199 рублей. Обещанный акцией подарок - телевизор LCD TV ему отказались выдать, мотивируя свой отказ тем, что все подарки закончились и что надо было приходить в начале акции.
Заявитель считает, так как на момент совершения покупки, акция еще продолжалась, но подарки по акции закончились, значит, в рекламу включена недостоверная информация.
Представитель ООО "Эльдорадо" Воротилина А.В. на рассмотрении дела сообщила, что в период с 24 апреля 2009 года по 11 мая 2009 года в магазинах, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью "Эльдорадо" проводилась акция: "К любому телевизору "Samsung" от 40 - LCD TV в подарок!". Данная рекламная акция была продлена на период с 12 мая по 24 мая 2009 года. Содержание рекламы, ее условия были опубликованы в газете "Новости Эльдорадо", зарегистрированной в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. В содержании рекламной акции также содержались условия ее проведения, а именно: "Количество товара ограничено. Купоны выдаются в период с 24 апреля 2009 года по 11 мая 2009 года при покупке товаров на сумму от 1500 рублей на 50% от стоимости покупки. Скидку по купонам можно получить в период с 12 мая 2009 года по 24 мая 2009 года. При этом скидка не может превышать 10 или 20% от стоимости товара (для разных товаров размер скидки отличается). Подробности и условия акции в магазинах Эльдорадо".
Отказ в предоставлении подарка гр-ну Бодрину С.П. сотрудниками магазина, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Кулакова, д. 1, был мотивирован и обоснован, а именно гр-ну Бодрину С.П. было доведено, что несмотря на то, что приобретение телевизора марки "Samsung" с диагональю 40 дюймов было осуществлено хоть и в пределах срока проведения рекламной акции, но на момент покупки телевизора марки "Samsung" с диагональю 40 дюймов, подарочный LCD TV в наличии отсутствовал. В рекламных объявлениях, содержащихся в газете "Новости Эльдорадо" и размещенных в магазине, содержалась достоверная и исчерпывающая информация: "Количество товара ограничено... Подробности и условия акции в магазинах Эльдорадо". Таким образом, сотрудники магазина правомерно и обоснованно отказали в выдаче гр-ну Бодрину С.П. подарка, предоставляемого покупателям в рамках рекламной акции, проводимой в период с 24 апреля 2009 года по 11 мая 2009 года и продленной на период с 12 мая 2009 года по 24 мая 2009 года.
Сотрудниками магазина, с учетом настоятельных требований гр-на Бодрина С.П., о предоставлении подарка, несмотря на то, что на момент покупки телевизора марки "Samsung" с диагональю 40 дюймов, подарочный LCD TV в наличии отсутствовал, предлагалось прийти к компромиссному решению и предоставить ему скидку со стоимости приобретенного телевизора марки "Samsung" с диагональю 40 дюймов. Скидка гр-ну Бодрину С.П. в размере 20% предлагалась в рамках рекламной акции: "Скидку по купонам можно получить в период с 12 мая 2009 года по 24 мая 2009 года. При этом скидка не может превышать 10 или 20% от стоимости товара (для разных товаров размер скидки отличается). Подробности и условия акции в магазинах Эльдорадо", даже несмотря на то, что гр-н Бодрин С.П. не был обладателем купона, являющимся основанием для предоставления данной скидки. Кроме того, сотрудниками магазина предпринимались попытки выяснить наличие или отсутствие подарочных LCD TV в других магазинах компании ООО "Эльдорадо, расположенных в г. Пензе, с целью вручения подарка LCD TV гр-ну Бодрину С.П., но в наличии в других магазинах подарочных LCD TV не было.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее ФЗ "О рекламе") рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 2 частью 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначения, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с пунктом 4 частью 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе": рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Эльдорадо" (письмо Обособленного подразделения "магазин № 1 г. Пенза" исх. № 05901/06-1 от 15.06.2009).
ООО "Эльдорадо" представило копию газеты "Новости Эльдорадо" (выпуск № 08 "Воронеж" от 12.05.2009) с рекламой следующего содержания: "К любому телевизору Samsung от 40" - LCD TV в подарок! Samsung LCD телевизор 40" (101 см). Разрешение 1920 x 1080,3 x HDMI цифровой тюнер (DVB-TC).(LE40B530).
Подарок! LCD телевизор 19" (48 см). Разрешение 1440 x 900, HD-Ready, динамическая контрастность 3000:1, HDMI (19Ф656). В акции участвуют ЖК, LED и плазменные телевизоры с диагональю от 40". Вверху на странице газеты содержится надпись: "С 12 по 24 мая не забудьте скидку получить по купонам!", далее мелким шрифтом: "Акция действует с 24.04.2009 по 11.05.2009. Количество товара ограничено. Купоны выдаются в период с 24 апреля 2009 года по 11 мая 2009 года при покупке товаров на сумму от 1500 рублей на 50% от стоимости покупки. Скидку по купонам можно получить в период с 12 мая 2009 года по 24 мая 2009 года. При этом скидка не может превышать 10 или 20% от стоимости товара (для разных товаров размер скидки отличается). Подробности и условия акции в магазинах Эльдорадо".
Также ООО "Эльдорадо" представило рекламные буклеты следующего содержания: "К любому телевизору Samsung от 40" - LCD TV в подарок! В акции участвуют ЖК, LED и плазменные телевизоры с диагональю от 40". Никаких условий проведения рекламной акции в рекламных буклетах не содержалось.
Кроме того, довод ООО "Эльдорадо" о том, что в рекламных объявлениях, размещенных в газете "Новости Эльдорадо" содержалась достоверная и исчерпывающая информация: "Количество товара ограничено... Подробности и условия акции в магазинах Эльдорадо", Комиссия считает необоснованным.
В Словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. (3-е издание, стереотипное, 1996) понятие "товар" - то, что является предметом продажи, торговли. Понятие "подарок" - вещь, которую дарят, подарили.
В Словаре русского языка Ушакова понятие "подарок" - предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят кому-н. с целью доставить удовольствие, пользу.
На момент совершения гр-м Бодриным С.П. покупки (телевизора марки "Samsung" с диагональю 42 дюйма) 21.05.2009, акция: "К любому телевизору Samsung от 40" - LCD TV в подарок! В акции участвуют ЖК, LED и плазменные телевизоры с диагональю от 40" еще продолжалась до 24.05.2009, но подарка гр-н Бодрин С.П. не получил.
Комиссия считает что, реклама: "К любому телевизору Samsung от 40" - LCD TV в подарок! В акции участвуют ЖК, LED и плазменные телевизоры с диагональю от 40", объявленная в период с 24 апреля 2009 года по 11 мая 2009 года и продленная на период с 12 мая по 24 мая 2009 года, распространяемая в виде рекламных буклетов и в газете "Новости Эльдорадо" (выпуск № 08 "Воронеж" от 12.05.2009) в магазине "Эльдорадо" (г. Пенза, ул. Кулакова, 1) содержит недостоверную информацию о том, что потребитель при покупке телевизора Samsung от 40" получит LCD TV в подарок.
Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО "Эльдорадо" нарушило требования пункта 2, пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 законодательства Российской Федерации о рекламе, несет рекламодатель.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "К любому телевизору Samsung от 40" - LCD TV в подарок! В акции участвуют ЖК, LED и плазменные телевизоры с диагональю от 40", размещенную в магазине "Эльдорадо" (г. Пенза, ул. Кулакова, 1) на рекламных буклетах и в газете "Новости Эльдорадо" (выпуск № 08 "Воронеж" от 12.05.2009), объявленную в период с 24 апреля 2009 года по 11 мая 2009 года и продленную на период с 12 мая по 24 мая 2009 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 2, пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что ООО "Эльдорадо" закончило рекламную акцию "К любому телевизору Samsung от 40" - LCD TV в подарок! В акции участвуют ЖК, LED и плазменные телевизоры с диагональю от 40", предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
Решение изготовлено в полном объеме 17 сентября 2009 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
А.И.АВДЕЕВ
Члены Комиссии:
В.А.ВОЛОДИН
М.В.КУЗЬМИНА