Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2010 г. по делу № А76-6041/2010-35-192

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 29 июня 2010 г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Котлярова Н.Е., судей Михайловой Е.А., Гусева А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бершауэр О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Челябинской области
к Челябинской городской Думе
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, 2. МУП "Мемориал", 3. Администрация г. Челябинска, 4. М.Н.Б., 5. Б.В.А.
о признании частично недействующим положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 27.06.2006 года № 13/18.
при участии в заседании:
от заявителя: К.Р.М. - прокурор удостоверение,
от ответчика: К.Л.Н. - представитель по доверенности от 07.06.10, удостоверение; Е.Э.В. - представитель по доверенности от 07.10.10, паспорт.
от третьего лица, МУП "Мемориал": А.Д.А. - представитель по доверенности от 11.03.10.
от третьего лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области: не явился, извещен.
от третьего лица, Администрации г. Челябинска: не явился, извещен.
от третьего лица, М.Н.Б. - С.Л.А. - представитель по доверенностям от 26.12.09.
от третьего лица, Б.В.А. - С.Л.А. - представитель по доверенностям от 26.12.09.

установил:

прокурор Челябинской области обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Челябинской городской Думе о признании недействующим положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 27.06.2006 года № 13/18 в части пунктов 8, 14, 20, 22, 43, 44, пункта 5 в части "Данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела", пункта 7 в части "журнал ведется работниками специализированной службы, находящимися в здании Администрации кладбищ. Журнал постоянно хранится в специальном архиве специализированной службы", пункта 12 в части "захоронение малоимущих граждан или граждан, не имеющих родственников, производит специализированная служба", пункта 17 в части "предоставление участков под семейные захоронения (склепы) производится с разрешения хозяйствующего субъекта (организации, в ведении которой находится кладбище) при наличии письменного заявления родственников умершего", пункта 25 в части "при нарушении пределов участка по требованию хозяйствующего субъекта, в чьем ведении находится кладбище, надмогильное сооружение сносится за счет лица, за которым зарегистрировано данное место захоронения", пункта 31 в части "хозяйствующий субъект обязан требовать у родственников умерших ремонта и замены пришедших в ветхость надмогильных сооружений", пункта 33 в части "хозяйственную деятельность на кладбище осуществляет хозяйствующий субъект (организация), в ведении которого оно находится", пункта 45 в части подпункта 2 "граждане имеют право устанавливать памятники и другие надмогильные сооружения в соответствии с требованиями настоящего Положения и в соответствии с образцами оформления участка захоронения, подготовленными специализированной службой" и подпункта 6 "сажать деревья и кустарники в соответствии с планом озеленения кладбища по согласованию с представителем хозяйствующего субъекта".
Представители третьих лиц Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены в соответствии с нормами ст. 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, 2. МУП "Мемориал", 3. Администрация г. Челябинска, 4. М.Н.Б., 5. Б.В.А.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ имеет название "Об архивном деле в Российской Федерации", а не "Об архивной деятельности".

Представитель заявителя требования, изложенные в заявлении поддержал в полном объеме, в обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то обстоятельство, что оспариваемые пункты нормативного правового акта нарушают требования ст. 9, 10, подп. 1, 4 ст. 18, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", п. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона "Об архивной деятельности", ст. 1, 6 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Представитель ответчика считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению согласно доводам, изложенным в отзыве (л.д. 161 - 164 том 1).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, представил письменное мнение по делу, согласно которому поддерживает заявленные прокурором требования (л.д. 165 том 1).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - МУП "Мемориал" считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, согласно доводам, изложенным в письменном мнении по делу (л.д. 158 - 160 том 1).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации г. Челябинска представил отзыв на заявление, которым просит в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д. 193 - 194 том 1).
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - М.Н.Б., Б.В.А. считают требования заявителя подлежащими удовлетворению, представили письменное мнение по делу.
Суд, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства:
Решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 27.06.2006 № 13/18 утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Челябинске (далее - Положение).
Пунктом 5 указанного решения предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" граждане имеют право на получение гарантированного перечня услуг по погребению. Данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Специализированная служба по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), на которую в соответствии с действующим законодательством возлагаются обязанности по погребению умерших и оказанию услуг по погребению, и порядок деятельности специализированной службы определяются Главой города.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется Челябинской городской Думой в соответствии с действующим законодательством.
Эвакуация тел умерших (погибших) в морги города осуществляется в установленном порядке специализированной службой по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе.
Пункт 7 предусматривает, что захоронение или кремация умершего производится в соответствии с санитарными правилами не ранее чем через 24 часа после наступления смерти по предъявлении свидетельства о смерти, выданного специализированным отделом ЗАГС города Челябинска (в более ранние сроки - по разрешению органов здравоохранения), после оформления заказа и с обязательной регистрацией в книге (журнале) захоронений (кремаций) по форме, установленной "Рекомендациями о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации" МДК 11-01.2002, для дальнейших действий при обнаружении бесхозяйных неухоженных могил.
В книге (журнале) захоронений (кремаций) указываются дата погребения (кремации), фамилия, имя, отчество умершего, номер квартала, участка захоронения и могилы, фамилия, имя, отчество, домашний адрес и номер телефона лица, оформившего заказ. Журнал ведется работниками специализированной службы по вопросам похоронного дела, находящимися в здании администрации кладбищ. Журнал постоянно хранится в специальном архиве специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Пунктом 8 предусмотрено, что оформление заказов на кремацию и захоронение урн с прахом осуществляются специализированной службой.
Заказы на подготовку могил на родственных участках и закрытых для свободного захоронения кладбищах (захоронения производятся только в пределах родственной ограды при отсутствии свободных участков земли) оформляются представителем специализированной службы.

]]>
Пункт 12 предусматривает, что захоронение малоимущих граждан или граждан, не имеющих родственников, производит специализированная служба в соответствии с действующим законодательством. Невостребованные и неопознанные трупы, ящики с медицинскими отходами захоранивают на специально отведенных участках кладбищ в соответствии с действующим законодательством. Данные захоронения производят на основании заключенных договоров с учреждениями здравоохранения.
Пунктом 14 предусмотрено, что захоронения в родственные могилы, на которые отсутствуют архивные документы, или на свободные места в оградах с такими могилами производятся с разрешения специализированной службы на основании письменного заявления близких родственников (степень родства и право на имущество, памятники, ограждения и другие надгробные сооружения должны быть подтверждены соответствующими документами).
Пункт 17 предусматривает, что предоставление участков под семейные захоронения (склепы) производится с разрешения хозяйствующего субъекта (организации, в ведении которой находится кладбище) при наличии письменного заявления родственников умершего.
Участки предоставляются при соблюдении санитарных требований и норм отвода земельных участков под данный вид захоронений.
Из пункта 20 следует, хозяйствующий субъект вправе производить выбор подрядчиков для оказания услуг по благоустройству и содержанию мест захоронений в соответствии с муниципальным заказом.
Пункт 25 предусматривает, что надмогильные сооружения устанавливаются в пределах отведенного земельного участка. Высота оградки не должна превышать 0,5 метра. При нарушении пределов участка по требованию хозяйствующего субъекта, в чьем ведении находится кладбище, надмогильное сооружение сносится за счет лица, за которым зарегистрировано данное место захоронения.
Пункт 31 предусматривает, что на кладбищах города предоставляются услуги по установке, уходу за надмогильными сооружениями и местами захоронений. Хозяйствующий субъект обязан сообщать родственникам умерших о пришедших в ветхость надмогильных сооружениях и требовать их ремонта, замены. Если надмогильные сооружения не будут отремонтированы (исправлены) или заменены в течение пяти лет со дня захоронения, то комиссией, созданной соответствующим структурным подразделением администрации города, уполномоченным рассматривать указанные вопросы, составляется акт о неухоженности надмогильного сооружения, могилы. Данным актом ставятся в известность (повторно) родственники для приведения места погребения в порядок, и если требования не выполняются, то по истечении одного года с момента составления акта могила, с находящимися на ней надмогильными сооружениями, признается бесхозяйной и оформляется соответствующим документом.
Пункт 33 предусматривает, что места захоронений (кладбища) являются муниципальной собственностью. Хозяйственную деятельность на кладбище осуществляет хозяйствующий субъект (организация), в ведении которого оно находится.
Пунктом 43 предусмотрено, что ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбища, благоустройство мест погребения и санитарное состояние кладбища возлагается на хозяйствующего субъекта, в ведении которого находится кладбище.
Пунктом 44 предусмотрено, что представителем хозяйствующего субъекта выступает администрация кладбища, которая, в свою очередь, обязана обеспечить выполнение работ по содержанию мест захоронений (кладбищ), включающих в себя:
1) своевременную подготовку могил для захоронения умерших, урн с прахом или праха после кремации, установку надмогильных сооружений и контроль по уходу за могилами;
2) соблюдение и контроль установленной нормы отвода каждого земельного участка для захоронения и правил подготовки могил;
3) содержание в исправном состоянии зданий, инженерного оборудования, территории кладбища, ограды территории кладбища, дорог, площадок и их текущий, капитальный ремонты;
4) уход за зелеными насаждениями на всей территории кладбища;
5) исправность и сохранность землеройной техники, транспортных средств, механизмов, инвентаря;
6) удаление и вывоз с территории кладбища засохших цветов, старых венков и тому подобного;
7) систематическую уборку всей территории кладбища и своевременный вывоз мусора на городскую свалку или в специально отведенные места;
8) предоставление гражданам напрокат инвентаря для ухода за могилами;
9) содержание в надлежащем порядке аллей почетных захоронений с находящимися на них могилами выдающихся государственных деятелей, а также содержание мемориальных комплексов, братских могил воинов и могил, имеющих культурно-историческое значение;
10) соблюдение правил пожарной безопасности;
11) расчистку дорог от мусора и снега;
12) работы по дезинфекции (дератизации) территории;
13) охрану территории кладбища.
Из пункта 45 следует, что Граждане имеют право:
1) брать напрокат инвентарь для ухода за могилой;
2) устанавливать памятники и другие надмогильные сооружения в соответствии с требованиями настоящего Положения и в соответствии с образцами оформления участка захоронения, подготовленными специализированной службой;
3) пользоваться услугами организаций, оказывающих ритуальные услуги населению;
4) пользоваться услугами сотрудников кладбища, являющихся представителями хозяйствующего субъекта, по уходу за могилой по договору с оплатой согласно утвержденному прейскуранту цен на дополнительные услуги;
5) сажать цветы на могильном участке;
6) сажать деревья и кустарники в соответствии с планом озеленения кладбища по согласованию с представителем хозяйствующего субъекта;
7) производить страхование надмогильных сооружений в соответствии с договорами, заключенными со страховыми фирмами через похоронных агентов или представителя хозяйствующего субъекта;
8) заезжать с разрешения администрации кладбища на территорию на легковом автотранспорте.
Решение Челябинской городской Думы от 27.06.2006 № 13/18 опубликовано в Сборнике нормативных правовых актов Челябинской городской Думы третьего созыва от 27.06.2006 № 12 и в газете "Вечерний Челябинск" от 05.07.2006 № 121.
Считая, что оспариваемые пункты Положения противоречат требованиям действующего федерального законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействующим вышеуказанного нормативного правового акта в части.
Решение Челябинской городской Думы от 27.06.2006 № 13/18 "Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Челябинске" является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, так как оно представляет собой официальный документ, принятый в установленной законом форме органом местного самоуправления при осуществлении властных полномочий, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), рассчитанный на многократное применение, адресованный неперсонифицированному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29, частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Заслушав объяснения сторон, лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Устава города Челябинска (в редакции, утвержденной Решением Челябинской городской Думой от 27.02.2007 № 19/23), город Челябинск является муниципальным образованием, наделенным законом Челябинской области статусом городского округа, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местного значения городского округа.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), подпунктом 18 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 154-ФЗ) полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле (далее - Закон № 8-ФЗ) гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 8-ФЗ погребение - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативным правовыми актами Российской Федерации).
Согласно статье 29 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Из материалов дела усматривается, что в целях реализации возложенных действующим законодательством полномочий Челябинской городской Думой принято Решение от 27.06.2006 № 13/18, которым утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Челябинске (л.д. 13 - 19 том 1).
Согласно пункту 2 указанного Положения, установлен свод правил, предъявляемых к организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории города Челябинска, и регулирует взаимоотношения органов местного самоуправления города Челябинска с организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими ритуальные услуги в городе, гражданами, общественными и иными организациями.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемые пункты Положения приняты Челябинской городской Думой в рамках предоставленных ей полномочий и в этой части соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые пункты Положения нарушают федеральное законодательство признаны судом необоснованными в связи со следующим.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 26.07.2006 имеет номер 135-ФЗ, а не 153-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 1, 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 153-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 153-ФЗ) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
В силу требований пункта 2 статьи 25 Закона № 8-ФЗ погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно статье 6 Закона № 8-ФЗ исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Статьей 9 Закона № 8-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) установлено гарантированный перечень услуг по погребению, пунктом 1 которой предусмотрено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Из положений пункта 2 статьи 9 Закона № 8-ФЗ следует, что услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
На основании вышеуказанного Закона, на специализированную службу возложены обязанности по оказанию услуг, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению, предусмотренный статьей 9 Закона № 8-ФЗ.
Закрепление органом местного самоуправления права на оказание ритуальных услуг и захоронение за специализированными службами по вопросам похоронного дела согласуется с требованиями пункта 2 статьи 9 и пункта 2 статьи 25 Закона № 8-ФЗ, не ограничивает конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг и не ущемляет интересов хозяйствующих субъектов. Оспариваемыми пунктами Положения определен субъект, который осуществляет распорядительство имуществом и ценностями кладбища и несет за это ответственность.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется понятие правоспособности юридического лица, при этом, в силу части 2 статьи 49 ГК РФ, указано, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Соответствующие ограничения для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области ритуальных услуг, установлены законодателем Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указанные законодательные акты являются действующими, не отменены, не оспорены, действуют на всей территории Российской Федерации, обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Действующим законодательством Российской Федерации установлены требования и соответствующие ограничения по осуществлению ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, хозяйствующие субъекты обязаны их исполнять в силу закона, и указанное не является ущемлением их прав.
Из анализа пунктов оспариваемого Положения следует, что пункт 5 не ограничивает конкуренцию на рынке услуг по погребению и не ущемляет интересы иных хозяйствующих субъектов, из пункта 3 следует, что право на предоставление ритуальных услуг предоставлено как специализированной службе, так и иным организациям.
Пункты 7, 8, 14, 17, 33 Положения не содержат запретных и ограничительных норм для осуществления деятельности на рынке оказания ритуальных услуг для иных хозяйствующих субъектов.
Пункты 20, 22, 25, 31, 44, 45 регламентируют порядок содержания и ухода за территориями общественных кладбищ и не ограничивают конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг.
В силу изложенного, судом установлено и материалами дела подтверждается, что, оспариваемые пункты Положения об организации ритуальных услуг в городе Челябинске, не создает неправомерных ограничений для хозяйствующих субъектов, осуществляющих вид деятельности, связанный с оказанием ритуальных услуг на территории города Челябинска. Доказательств ущемления прав Хозяйствующих субъектов по настоящему делу заявителем не представлено и таковых материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 названной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из представленных в материалы дела документов и оценки доводов лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявитель не представил суду доказательства того, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы или созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд полагает, что оспариваемые пункты Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Челябинске, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от 27.06.2006 № 13/18, соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", оснований для признания данных пунктов недействующим не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Н.Е.КОТЛЯРОВ

Судьи
Е.А.МИХАЙЛОВА
А.Г.ГУСЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru