Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 15 июля 2010 г. № 239

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО НОРМАТИВА
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Воронежской области от 07.07.2006 № 61-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области", пп. 1.5, 3.1.8 Положения о департаменте архитектуры и строительной политики Воронежской области, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 18.12.2008 № 1109, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый региональный норматив градостроительного проектирования "Проектирование, строительство и рекультивация полигонов твердых бытовых отходов в Воронежской области".
2. Опубликовать настоящий приказ в газете "Воронежский курьер".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель департамента
С.Н.КУПРИН





Утвержден
приказом
департамента архитектуры и
строительной политики Воронежской области
от 15.07.2010 № 239

РЕГИОНАЛЬНЫЙ НОРМАТИВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
"ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ПОЛИГОНОВ
ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

Введение

Неотъемлемым звеном функционирования населенного пункта как антропогенной экосистемы является образование отходов производства и потребления. Объемы этих отходов растут из года в год и в значительной мере зависят от размеров населенного пункта, численности его населения, особенностей сосредоточенных в нем производств.
Основная масса бытовых и промышленных отходов в настоящее время не подвергается какой-либо переработке и вторичному использованию, а размещается на полигонах хранения, на санкционированных и несанкционированных свалках, скапливается на территориях промышленных предприятий, что в значительной мере усугубляет общую экологическую ситуацию, создает серьезную опасность для здоровья населения и работников предприятий, влечет за собой экономический ущерб за счет безвозвратных потерь потенциальных вторичных ресурсов.
Настоящий норматив градостроительного проектирования регламентирует строительную деятельность в области управления обращения с отходами и является нормативной основой для повышения качества возведения полигонов твердых бытовых отходов населенных пунктов, оздоровления сложившейся экологической ситуации на территории Воронежской области.
Нормы не распространяются на полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и радиоактивных отходов.

1. Область применения

1.1. Нормативы градостроительного проектирования Воронежской области - минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов и маломобильные группы), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения территории).
1.2. Настоящий норматив градостроительного проектирования разработан на основании действующего законодательства РФ.
1.3. Настоящие нормы распространяются на проектирование, строительство и рекультивацию полигонов по обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (в дальнейшем - полигоны ТБО) на территории Воронежской области.
1.4. Настоящий норматив обязателен для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области, в том числе российских и иностранных физических и юридических лиц (независимо от их формы собственности), при проектировании, строительстве, рекультивации полигонов ТБО.
По вопросам, не рассматриваемым в настоящем нормативе, следует руководствоваться действующими федеральными градостроительными нормами и законодательством Российской Федерации.
1.5. Нормативы градостроительного проектирования, принятые на муниципальном уровне, не могут содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в областных нормативах градостроительного проектирования.

2. Нормативные ссылки

]]>
4. Активную дегазацию следует начинать уже на стадии строительства полигона. Установки для дегазации должны быть готовы к эксплуатации не позднее шести месяцев после захоронения ТБО.
5. Для проектирования системы сбора, обработки и утилизации биогаза должно быть рассчитано время и количество выхода биогаза. Необходимые расчеты выполняются на основе математического моделирования и прогнозирования. Параметры моделей должны быть уточнены и конкретизированы на основании проектных данных полигона при использовании результатов полевых наблюдений, проводимых на существующих полигонах-аналогах.
6. Для оптимизации обработки биогаза целесообразно в устройстве дегазации предусматривать разделение на систему защитной дегазации, в которую собирается биогаз с повышенным содержанием воздуха, и систему дегазации полезного действия.
7. При проектировании систем газового дренажа и газосборников следует предусматривать дренажи для отвода воды, т.к. наличие воды в этих системах снижает их эффективность.
8. Конструкции газосборников должны быть надежными и функционировать при незначительных эксплуатационных затратах. Следует стремиться проектировать дренажные системы газа и воды с естественными уклонами, как более надежные и экономичные, чем системы с принудительной откачкой.
9. Системы сбора биогаза не должны наносить ущерб защитным экранам основания и поверхности полигона. Особое внимание следует уделять системам с вертикальными элементами сбора газа, которые вследствие уплотнения ТБО будут передавать дополнительные нагрузки на защитные экраны основания поверхности полигона.
10. Установки для сбора газа должны быть надежно изолированы от проникновения воздуха, так это может привести к образованию взрывоопасной смеси.
11. Материалы, из которых изготавливаются газосборники, должны быть из коррозионно стойкого материала и устойчивы к механическим, физическим, химическим и биологическим воздействиям.
Механические воздействия - это результат нагрузки собственного веса конструкции ТБО с учетом уплотнения ТБО и неравномерности осадков, обусловленной неоднородностью отходов.
Физические воздействия возникают в результате температурного режима в теле полигона, возможна температура до 70 град. С.
Химические воздействия - агрессивные воздействия, как снаружи газосборника, так и вызванные химическим составом биогаза и фильтрата.
Биологические воздействия - агрессивное действие микроорганизмов, содержащихся в ТБО.
12. Не допускается использование дренажной системы сбора фильтрата для газового дренажа. Дегазация через систему сбора фильтрата приводит к изменению температурного режима, давления, химического состава, соотношения извести и угольной кислоты в фильтрате, что способствует быстрому зарастанию дренажа солями.
13. Для обеспечения сбора биогаза по системе пассивной дегазации в пластовом газовом дренаже - элемент 4-й конструкции защитного экрана поверхности полигона, приведенной на рис. 9.3 (не приводится) - располагается система гофрированных труб диаметром 125 - 150 мм, объединенных в систему промежуточных и магистральных газопроводов, по которым биогаз собирается и за счет самотяги выбрасывается в атмосферу через дегазационную трубу высотой не менее 30 м.





Приложение Д
(справочное)

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

1. Организация и ведение государственного экологического контроля осуществляется с целью обеспечения экологически безопасного обращения с отходами и предотвращения их отрицательного влияния на окружающую среду на основании Российского законодательства.
Для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных вод, почвы, растительности, уровня шума работающего мусоровозного транспорта и техники на полигоне и зоны возможного неблагоприятного влияния полигона.
2. Элементами водного баланса являются:
- стоки поверхностных вод;
- осадки;
- приток поверхностных вод;
- приток грунтовых вод;
- влагоемкость отходов;
- образование фильтрата;
- взаимодействие фильтрата со сточными водами.
При организации и ведении контроля за полигонами ТБО необходимы наблюдения за элементами водного баланса, атмосферы, почвогрунтами, растительностью, а также режимный контроль за радиационным и ртутным загрязнением.
3. Экологический мониторинг должен быть предусмотрен проектом полигона ТБО и осуществляется по специально разработанной программе. Экологический мониторинг базируется на данных инженерных изысканий, определяющих начальное состояние природно-техногенной среды на территории размещения полигона ТБО. В процессе мониторинга уточняются прогнозы изменения условий среды для принятия необходимых решений при эксплуатации полигона ТБО. Экологический мониторинг целесообразно проводить в два этапа:
1-й этап - период эксплуатации полигона;
2-й этап - послерекультивационный продолжительностью 5 лет.
4. Характер и количество наблюдаемых пунктов на полигоне в зависимости от этапа различный. По полной программе за всеми компонентами окружающей среды ведутся наблюдения в течение 1-го этапа, по результатам которого оценивается влияние полигона на окружающую среду. На втором этапе ряд наблюдений отпадает в связи с проведением рекультивационных работ.
5. Наблюдения за подземными водами ведутся по сети режимных скважин на различные водоносные горизонты. Скважины располагаются с той стороны периметра полигона, в сторону которой осуществляется движение потока грунтовых вод. Количество скважин устанавливается расчетом, но должно быть не менее двух. Наблюдательные скважины современного типа должны пересекать всю мощность ближайшего к основанию полигона водоносного горизонта (наблюдения за загрязнениями тяжелыми металлами не нужны, т.к. это исключается в принципе). Режимные гидрогеологические и гидромеханические наблюдения включают в себя ежеквартальные замеры.
6. Наблюдения за поверхностными водами ведутся по сети режимных пунктов, расположенных на ближайших водотоках.
7. Для наблюдения за содержанием тяжелых металлов в почвогрунтах и растительности в зоне влияния полигона закладываются геохимические профили и режимные площадки. Рекомендуется закладка одной площадки на 2 - 4 га (площадь одной площадки 50 x 50 м). На каждом профиле и на каждой площадке один раз в год отбирают на содержание тяжелых металлов по 5 проб почвогрунтов и одну пробу растительности.
8. Радиометрическую съемку поверхности тела полигона рекомендуется производить 1 раз в год в период эксплуатации. Работы ведутся в масштабе 1:2000 (75%) и 1:1000 (25%). По профилям на расстоянии 25 м друг от друга производится сплошное прослушивание через головные телефоны с помещением гильзы радиометра СРП-68-01 в полосе шириной 1 м у поверхности земли. Аномальные участки прослушиваются по сетке 10 x 10 м.
9. Изучение зоны загрязнения радионуклидами почвогрунтов и наземной растительности в зоне влияния полигона проводится по 1 - 3 профилям длиной до 1,0 км в масштабе 1:5000. На каждом профиле 1 раз в год на содержание радионуклидов отбирается в среднем по 5 проб почвогрунтов и по 4 пробы наземной растительности. Пробы донных отложений и водных растений из поверхностных водотоков и водоемов отбираются 1 раз в год в тех же пунктах, что и пробы поверхностной воды.
10. Для оценки степени загрязнения атмосферы парами ртути необходимо проводить площадное газохимическое обследование.
В процессе обследования пробы отбираются на уровне дыхательных путей человека (1,30 - 1,5 м) и из шпуров в теле полигона (с глубины 15 - 20 см). Опробование производится по сетке с шагом 200 м со сгущением до 50 м на аномальных участках. Необходимо производить опробование воздуха на границе полигона и в санитарно-защитной зоне (в соответствии с розой ветров с удалением 100, 200, 300 и 400 метров от границы полигона).
Опробования проводятся в теплый период года, один раз в квартал, в сухую погоду.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru