Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ НЕЗАВИСИМОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ КРАЯ В ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТ ЗАКОНА КРАЯ "ОБ ИСПОЛНЕНИИ
КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ЗА 2009 ГОД"

Дата проведения независимой экспертизы проекта закона: июнь 2010 года.
Состав независимых экспертов, участвующих в проведении публичной независимой экспертизы проекта закона края "Об исполнении краевого бюджета за 2009 год": Гнатюк Петр Михайлович - председатель Экспертного совета, члены Экспертного совета: Белеев Александр Михайлович, Бухарова Евгения Борисовна, Ерыгин Юрий Владимирович.
Экспертный совет, рассмотрев представленный проект закона края "Об исполнении краевого бюджета за 2009 год" (далее - проект закона), отмечает следующее.
Реализация бюджетной и налоговой политики Красноярского края в 2009 году была осложнена влиянием мирового финансового кризиса и, как следствие, существенным изменением условий функционирования и развития экономики Российской Федерации, что в свою очередь потребовало корректировки параметров прогноза социально-экономического развития края, бюджетной политики и, соответственно, параметров бюджета.
В этих условиях действия краевых властей были направлены на смягчение последствий кризиса. Правительством Красноярского края была проведена работа по оптимизации расходов краевого бюджета, в результате которой собственные расходы краевого бюджета были сокращены на 24,3 млрд. рублей. Данная мера позволила обеспечить сбалансированность бюджета и выполнение всех социальных обязательств. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития края был принят пакет антикризисных правовых актов. На финансирование мероприятий, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации, из краевого бюджета было выделено в 2009 году более 6 млрд. рублей. Средства были направлены на снижение напряженности на рынке труда, поддержку отраслей экономики, социальную поддержку безработных граждан при оплате услуг ЖКХ, социальные выплаты по образовательным кредитам. Кроме того, в рамках реализации антикризисных мероприятий осуществлялось размещение временно свободных средств на банковские депозиты, что позволило получить в краевой бюджет дополнительные доходы в сумме 834,5 млн. рублей.
Реализованная в 2009 году в крае налоговая политика, несмотря на ощутимое влияние последствий финансового кризиса на экономику края и доходы бюджетов, характеризуется стабильностью и преемственностью принимаемых решений, направленных на обеспечение стимулирования инвестиционной деятельности в крае, сохранение налоговых льгот, имеющих социальную направленность, социально-экономическую эффективность действующих налоговых льгот.
В условиях снижения фактической налоговой нагрузки на экономику региона, тем не менее, в 2009 году отмечается рост собираемости бюджетных доходов в силу действующих льгот для всех категорий налогоплательщиков.
Особенностью бюджетной политики в 2009 году стала ее антикризисная направленность. Несмотря на кризисные явления, удалось удержать достигнутые показатели и реализовать основные задачи, поставленные при подготовке проекта краевого бюджета на 2009 год.
Была продолжена реализация ведомственных целевых программ, разработанных по отраслям экономики и социальной сферы. Всего в 2009 году действовало 24 ведомственные целевые программы, в том числе 17 программ, финансируемых за счет средств краевого бюджета. Доля расходов на их реализацию в общем объеме расходов составила 60,8%.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов в 2009 году продолжена реструктуризация бюджетного сектора. В форме краевых государственных автономных учреждений осуществляли свою деятельность 52 учреждения, из них 24 учреждения были переведены в форму автономных учреждений в течение 2009 года.
С 1 января 2009 года заработная плата работников бюджетной сферы края проиндексирована на 10 процентов. В течение года проводилась работа по введению новых систем оплаты труда, ориентированных на повышение качества и результативности труда работников.
Динамика расходов краевого бюджета в 2008 - 2009 годах, а также темпы роста к предыдущему году представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика расходов краевого бюджета в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦         Наименование показателя           ¦   2008 год   ¦   2009 год   ¦
¦                                           ¦   (отчет)    ¦   (отчет)    ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦ВСЕГО РАСХОДЫ краевого бюджета:            ¦  117338140   ¦  136298930   ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦Темп роста цепной                          ¦          1,30¦          1,16¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦ИТОГО РАСХОДЫ, в том числе:                ¦   58746050   ¦   69266103   ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦Темп роста цепной                          ¦          1,30¦          1,18¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦Общегосударственные вопросы                ¦    2953632,7 ¦    3068983   ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦Темп роста цепной                          ¦          1,28¦          1,04¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦Национальная оборона                       ¦      55481,1 ¦      23033   ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦Темп роста цепной                          ¦          1,17¦          0,42¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦Национальная безопасность и                ¦    7258152,5 ¦    5510011   ¦
¦правоохранительная деятельность            ¦              ¦              ¦
]]>
Как и в предыдущие годы, продолжена реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. В 2009 году на финансирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в части льготного лекарственного обеспечения и бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов направлено 971733,4 тыс. рублей. Правом на льготное лекарственное обеспечение воспользовались 246077 человек (2008 год - 208532), правом на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов воспользовались 15525 человек (2008 год - 16157 человек).
Высокотехнологичная медицинская помощь в 2009 году оказана 7376 человекам.
С целью снижения материнской и младенческой смертности, создания условий для выхаживания новорожденных и рождения здоровых детей в 2009 году поставлены в лечебные учреждения и введены в эксплуатацию 20 реанимационных комплексов и 20 инкубаторов.
В Красноярском крае начиная с 2009 года осуществляется поэтапный перевод отрасли здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. В настоящее время это 5 краевых учреждений здравоохранения.
Улучшена материально-техническая база учреждений здравоохранения: проведены ремонт зданий и их оснащение медицинским оборудованием. Была продолжена работа по осуществлению лицензирования краевых и муниципальных учреждений здравоохранения. Кроме того, приобретены современные препараты для лечения пациентов с различными заболеваниями.
Проведена работа для осуществления строительства в г. Красноярске перинатального центра.
По физической культуре и спорту календарный план спортивно-массовых мероприятий за 2009 год выполнен на 100%, проведено 366 физкультурных и спортивных мероприятий, из них 3 мероприятия международного уровня.
На оснащение 42 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности комплектами спортивного инвентаря и оборудования выделены субсидии 18 территориям. Приобретены искусственные покрытия для футбольных полей г. Шарыпово и г. Красноярска.
Продолжено строительство Ледового дворца, объектов для СГКУ "Академия биатлона". В 2009 году введены в эксплуатацию Центр экстремальных видов спорта в г. Красноярске и физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Уяре. Завершена реконструкция стадиона с трибунами и подтрибунными помещениями в городе Ачинске.
В 2009 году разработана проектно-сметная документация, получено положительное заключение экспертизы на строительство 4 физкультурно-спортивных центров и плавательного бассейна в городах и районах края. Подготовлен проект альпинистско-туристического лагеря и спортивных объектов на территории природного парка "Ергаки", строительство которого начнется в 2010 году.
В 2009 году в рамках реализации бюджетной политики в области культуры продолжилось пополнение библиотечного фонда краевых государственных библиотек, централизованное комплектование фондов муниципальных библиотек (прирост фондов составил более 137 тыс. экземпляров (2008 г. - 104,2 тыс. экземпляров), оснащение муниципальных учреждений культуры современным оборудованием, а также переоснащение районных домов культуры.
В целях стимулирования учреждений и деятелей культуры были предоставлены субсидии 14 городским округам и 29 муниципальным районам на реализацию социокультурных проектов муниципальными учреждениями культуры и образовательными учреждениями в области культуры и 103 денежных поощрения творческим работникам, работникам организаций культуры и образовательных учреждений в области культуры, талантливой молодежи в сфере культуры и искусства. Муниципальными учреждениями культуры и образовательными учреждениями в области культуры реализовано 82 проекта. В ходе реализации проектов укреплена материально-техническая база 27 учреждений культуры.
В 2009 году завершена первая очередь реконструкции Красноярской краевой филармонии - открыт малый концертный зал и новый камерный зал, произведено полное оснащение современным оборудованием и музыкальными инструментами.
В сфере социальной защиты населения Красноярского края реализованы основные приоритеты государственной политики, заявленные на 2009 год.
Меры социальной поддержки предоставлены: ветеранам труда - 203,4 тыс. человек, ветеранам труда края - 101,1 тыс. человек, труженикам тыла - 3 тыс. человек, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, - 18,9 тыс. человек, пенсионерам края - 231,5 тыс. человек, специалистам бюджетной сферы, работающим и проживающим в сельской местности, - 28,6 тыс. человек, инвалидам - 132,1 тыс. человек.
Проведены мероприятия в рамках празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, в частности, улучшены жилищные условия ветеранов боевых действий.
Продолжено финансирование мероприятий, обеспечивающих улучшение положения малоимущих семей с детьми, многодетных семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В целях решения проблемы ветхого, аварийного жилого фонда, сокращения очередности граждан на помещение в дома-интернаты в крае завершены работы на четырех объектах, еще на одном объекте продолжается строительство. Разработана проектно-сметная документация в шести краевых государственных учреждениях социального обслуживания.
В 2009 году завершено строительство 2 спальных корпусов Маганского и Тинского психоневрологических интернатов, введены в эксплуатацию краевой геронтологический центр и объект детского дома-интерната для умственно отсталых детей в пгт Большая Мурта Большемуртинского района.
Органами исполнительной власти Красноярского края в 2009 году продолжена работа по созданию условий для обеспечения доступным жильем и улучшения жилищных условий населения края за счет субсидирования части процентной ставки по кредитам, привлекаемым работниками бюджетной сферы для приобретения жилых помещений, а также реализации таких краевых целевых программ, как "Дом", "Север на Юг", "Обеспечение жильем молодых семей", "Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности".
Проводимая в 2009 году бюджетная политика в агропромышленном комплексе позволила сохранить достигнутые положительные тенденции в аграрном секторе. В результате оказания государственной поддержки развитию отрасли растениеводства в крае получен рекордный за последние 15 лет урожай зерна - 2377,9 тыс. тонн (110,4 процента к уровню 2008 года). Субсидии на компенсацию части затрат на производство и реализацию молока и молокопродуктов способствовали увеличению производства молока. Финансирование мероприятий отрасли животноводства позволило увеличить производство скота и птицы на убой (в живом весе) к уровню 2008 г. на 1,9 процента и составило 203,9 тыс. тонн. Кроме того, была приобретена сельскохозяйственная техника.
В сфере транспортной инфраструктуры в 2009 году выполнялись текущие регламентные работы по содержанию существующей дорожной сети и искусственных сооружений, а также по плановому нормативному ремонту автомобильных дорог и сооружений на них (включая ликвидацию допущенного ранее недоремонта сети).
В области модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры в 2009 году продолжена политика, направленная на закрытие нерентабельных котельных, перевод на локальные теплоисточники, внедрение ресурсосберегающих технологий, установку приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг. В 2009 году введено в эксплуатацию 3 полигона твердых бытовых отходов (пгт Большая Мурта Большемуртинского района, с. Каратузское Каратузского района, п. Солянка Рыбинского района).
С целью сдерживания роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги компенсированы выпадающие доходы организациям жилищно-коммунального хозяйства, а гражданам предоставлены субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В 2009 на территории края реализовывалась региональная адресная программа капитального ремонта многоквартирных домов, объем ее финансирования составил 2,6 млрд. рублей. В результате снижен износ в 1592 многоквартирных домах общей площадью 4612,5 тыс. кв. м, а также улучшено качество предоставляемых услуг 394,4 тыс. жителей края.
Несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию, в крае реализовывались следующие инвестиционные проекты:
1) обновление подвижного состава государственных автотранспортных предприятий Красноярского края в 2005 - 2009 гг. (приобретены 114 автобусов для междугородных перевозок);
2) реновация парка воздушных судов для региональных пассажирских перевозок (восстановлены 5 вертолетов);
3) реконструкция светосигнального оборудования ИВПП аэропорта Красноярск (взлетно-посадочная полоса аэропорта Красноярск оснащена светосигнальным оборудованием);
4) создание нового горно-обогатительного комплекса на юго-востоке Красноярского края;
5) разработка проектно-сметной и разрешительной документации инфраструктурных объектов в рамках программы комплексного развития Нижнего Приангарья.
Обеспечена объективность и стабильность системы межбюджетных отношений, направленных на создание стимулов к мобилизации собственных доходов местных бюджетов и повышение ответственности органов местного самоуправления за исполнение возложенных на них полномочий. С 2009 года стало возможным предоставление бюджетных кредитов бюджету муниципального образования как из бюджета вышестоящего уровня, так и бюджетов одного с ним или нижестоящего уровня. Также начиная с 2009 года увеличен срок предоставления бюджетных кредитов до 3 лет. С 2009 года Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы стали полноправными участниками межбюджетных отношений в Красноярском крае.
В ходе исполнения краевого бюджета в 2009 году было осуществлено размещение краевого облигационного займа объемом 10,2 млрд. рублей. Результаты размещения позволили сэкономить средства на обслуживание облигационного займа в бюджете 2010 года в размере 350 млн. рублей.
Публичные нормативные обязательства или обязательства перед физическими лицами, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере, исполнены на 98,2%. Повышен уровень исполнения: в 2008 году - 90,7%. Удельный вес указанных расходных обязательств увеличен с 8,9% (в 2008 году) до 11% (в 2009 году).
В 2009 году осуществлялась реализация 33 краевых целевых программ на общую сумму 10,2 млрд. рублей (исполнение составляет 97%). В результате проведенной оптимизации расходов в 2009 году объем расходов на реализацию КЦП относительно 2008 года сокращен на 2,4 млрд. рублей. Это позволило сконцентрировать средства на наиболее важных направлениях и целенаправленно решить задачи, обозначенные в программах.
В соответствии с Перечнем строек и объектов, финансируемых за счет средств краевого бюджета, введено в эксплуатацию 34 объекта из 35 запланированных к вводу в 2009 году. За период с 2003 года по 2009 год увеличилось количество объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств краевого бюджета, с 68 до 127, или в 1,87 раза.
В результате оптимизации собственные расходы краевого бюджета были сокращены на 24 млрд. рублей. Следует отметить, что это не отразилось на обязательствах социального характера. Несмотря на значительное сокращение расходов бюджета, реализованы все заявленные ранее задачи: обеспечены в полном объеме меры социальной поддержки всех категорий граждан, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, сохранена действующая система образования, здравоохранения, культуры и спорта. Объем финансовой помощи муниципальным образованиям был сохранен в полном объеме.
Параметры краевого бюджета по итогам исполнения за 2009 год выглядят следующим образом.
Фактическое поступление доходов краевого бюджета за 2009 год составило 124362,2 млн. рублей, бюджетные назначения исполнены на 100,1% относительно плановых назначений.
Исполнение расходов краевого бюджета в 2009 году сложилось на уровне 136298,9 млн. рублей, что составляет 88,2% от плановых назначений. По сравнению с прошлым годом расходы увеличились на 16,2%.
Дефицит краевого бюджета сложился в размере 11936,8 млн. рублей - менее дефицита, утвержденного при последней корректировке бюджета прошлого года, в сумме 12210,8 млн. рублей. Дефицит отличается от планируемого в связи с поступлением дополнительных доходов в общей сумме 3055,8 млн. рублей.
В целом в 2009 году проводимая бюджетная политика характеризуется мероприятиями по обеспечению финансовой стабильности, сокращением неэффективных государственных обязательств, реформированием системы региональных и муниципальных финансов, реализацией антикризисных мер, совершенствованием системы межбюджетных отношений, повышением финансовой дисциплины.
Экспертный совет рекомендует Правительству края при формировании краевого бюджета в условиях сложившейся экономической ситуации обратить особое внимание на разработку мероприятий, направленных на преодоление кризиса, повышение уровня занятости населения, недопущение снижения уровня жизни населения, обеспечение сбалансированности бюджетов.

Председатель
Экспертного совета
П.М.ГНАТЮК



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru