ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ВОРОНЕЖА
ИНФОРМАЦИЯ
от 31 июля 2010 года
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ
ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ФОРМАЛИЗОВАННЫХ ПОЛЕЙ ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В связи с неуменьшающимся количеством ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении формализованных полей платежных документов на перечисление налогов и сборов, обращаем внимание на основные правила указания информации, идентифицирующей платеж при перечислении налогов и сборов в бюджетную систему налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами.
Поля "ИНН" получателя (61), "КПП" получателя (103) и "Получатель" (16)
Проблемы у налогоплательщика возникнут при ошибочном указании ИНН, КПП получателя, например если он укажет ИНН не того налогового органа, в который должны попасть денежные средства. При получении информации в электронном виде из УФК по субъекту РФ сотрудники отдела ввода и обработки данных УФНС направляют платежи в соответствующие налоговые инспекции на основании сведений, отраженных в полях 61 "ИНН получателя", 103 "КПП получателя", 16 "Получатель". Таким образом, платеж по налогу будет направлен в ту налоговую инспекцию, ИНН которой указан в поле 61 "ИНН получателя", а в соответствующей карточке "РСБ" (карточка расчетов с бюджетом) по налогу возникнет недоимка, на которую будут начисляться пени за несвоевременное перечисление налога в бюджет, хотя платеж был перечислен. Для того чтобы суммы по платежным документам попадали в инспекцию, где открыты соответствующие карточки "РСБ", необходимо правильно указывать:
"ИНН" получателя (61) - значение ИНН налогового органа, где открыты карточки "РСБ" по соответствующему налогу;
"КПП" получателя (103) - значение КПП налогового органа, где открыты карточки "РСБ" по соответствующему налогу;
"Получатель" (16) - наименование в сокращенном виде органа Федерального казначейства и в скобках - наименование в сокращенном виде налогового органа, где открыты карточки "РСБ" по соответствующему налогу.
Особое внимание при заполнении полей "ИНН" получателя (61), "КПП" получателя (103) и "Получатель" (16) расчетных документов на перечисление налогов и сборов следует уделить налогоплательщикам, изменяющим свое местонахождение. С момента снятия с учета в налоговом органе по прежнему месту учета поступившие суммы по платежным поручениям не попадут в КРСБ, а зачислятся в разряд "невыясненные платежи". Налогоплательщику в данной ситуации необходимо обратиться в инспекцию по старому месту учета с заявлением о переброске незачтенных сумм в налоговый орган по новому месту учета.
Поле "Статус налогоплательщика" 101
Разноска налоговыми органами поступивших сумм налогов и сборов в карточки "Расчеты с бюджетом" производится строго в соответствии с реквизитами, указанными налогоплательщиком в платежном поручении на уплату налогов (сборов).
В случае неправильного заполнения налогоплательщиком поля 101 "Статус лица, оформившего документ" указанный платеж относится к разряду невыясненных платежей и не может быть разнесен в карточку "Расчеты с бюджетом".
Налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено разграничение обязательств по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов юридическим лицом, являющимся одновременно налогоплательщиком и налоговым агентом, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.
При уплате налогоплательщиками в данном поле может быть указано одно из следующих значений статуса:
налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо ("01") - при уплате налога на прибыль, НДС, налога на имущество, земельного налога, акцизов, налогов со специальными налоговыми режимами и т.д.;
налоговый агент ("02") - в соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговые агенты - это лица, которые обязаны исчислить за налогоплательщика налог, удержать его из доходов налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Налоговые агенты по сути являются посредниками между налогоплательщиками и государством (контролирующими органами) - при уплате налога на доходы физических лиц (с выплат физическим лицам - наемным работникам), налога на добавленную стоимость (в соответствии со ст. 161 Налогового кодекса);
индивидуальный предприниматель ("09") - при уплате налога на добавленную стоимость, налогов со специальными налоговыми режимами, фиксированных платежей в Пенсионный фонд, единого социального налога (в части уплаты со своих доходов), налога на доходы физических лиц (в части уплаты со своих доходов) и т.д.;
налогоплательщик (плательщик сборов) - частный нотариус ("10"), налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет ("11"), налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства ("12") - при уплате налогов со своих доходов;
налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам согласно пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ ("14") - при уплате единого социального налога и обязательных пенсионных платежей (уплата налога с выплат физическим лицам - наемным работникам).
Поле "Код бюджетной классификации" 104 и поле "Тип платежа" 110
Код бюджетной классификации должен состоять из 20 знаков, 14 - 17-й разряды КБК (код программы платежа) корреспондируется с полем 110 (тип платежа).
Значения 14 - 17-го разрядов КБК и соответствующие значения поля 110 приведены ниже:
значение 14 - 17-го разрядов 104-го поля - 1000, значение 110-го поля - уплата налога "нс", уплата взноса "вз", уплата платежа "пл", уплата аванса "ав", уплата государственной пошлины "гп";
значение 14 - 17-го разряда 104-го поля - 2000, значение 110-го поля - уплата пени "пе", уплата процента "пц";
значение 14 - 17-го разряда 104-го поля - 3000, значение 110-го поля - уплата санкции "са", уплата административного штрафа "аш", уплата иного штрафа "иш".
Более подробно с правилами заполнения расчетных документов на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему РФ можно познакомиться в Приказе Министерства финансов Российской Федерации № 106н от 24 ноября 2004 года.
Поле "ОКАТО" 105
С 1 января 2006 года вступил Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 1, 2, 3 ст. 83 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ), согласно которому налоговые органы Воронежской области ведут учет поступления налогов и сборов в разрезе 534 муниципальных образований (с 15.06.2010 - 526), действующих на территории Воронежской области. В связи с этим стал актуальным вопрос о правильности заполнения поля 105 платежного документа на перечисление налогов и сборов.
В поле 105 указывается значение кода ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему Российской Федерации. Согласно информации в данном поле денежные средства поступают в то или иное муниципальное образование-бюджетополучатель. В случае если в расчетном документе не указан код ОКАТО муниципального образования или указан несуществующий код ОКАТО, то такой платеж также требует уточнения.
Любая ошибка, допущенная при заполнении вышеперечисленных формализованных полей ведет к зачислению сумм по данным расчетным документам в разряд "невыясненные платежи" и требует дополнительной обработки налоговым органом. По документам (в которых правильно указан бюджетный счет), требующим уточнения реквизитов в целях правильного отражения в карточке "РСБ" информации о поступивших платежах, налоговый орган направляет плательщику уведомление о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа. После получения заявления налогоплательщика проводится работа по уточнению реквизитов расчетного документа. На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки, уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Хочется отдельно отметить, что уточнение КБК может производиться в пределах одного и того же налога, к которому относятся соответствующие КБК, утвержденные классификацией доходов бюджетов Российской Федерации. Данный процесс занимает определенное количество времени, что влияет на состояние расчетов с бюджетом налогоплательщика.
Отдельно хочется напомнить, что согласно Приказу ФНС от 31.12.2009 № ММ-7-1/722@ вводятся изменения в КБК с 01.01.2010 по единому социальному налогу, а именно:
+---------------------------------------------------------+
¦КОД КЛАССИФИКАЦИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РФ ¦
+--------------------------+------------------------------+
¦2009 год ¦2010 год ¦
+--------------------------+------------------------------+
¦Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет¦
+--------------------------+------------------------------+
¦182 102 01010 01 0000 110 ¦182 109 09010 01 0000 110 ¦
+--------------------------+------------------------------+
¦Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального ¦
¦страхования Российской Федерации ¦
+--------------------------+------------------------------+
¦182 102 01020 07 0000 110 ¦182 109 09020 07 0000 110 ¦
+--------------------------+------------------------------+
¦Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд ¦
¦обязательного медицинского страхования ¦
+--------------------------+------------------------------+
¦182 102 01030 08 0000 110 ¦182 109 09030 08 0000 110 ¦
+--------------------------+------------------------------+
¦Единый социальный налог, зачисляемый в территориальные ¦
¦фонды обязательного медицинского страхования ¦
+--------------------------+------------------------------+
¦182 102 01040 09 0000 110 ¦182 109 09040 09 0000 110 ¦
+--------------------------+------------------------------+
При уплате сумм, начисленных по декларациям за периоды до 01.01.2010, а также задолженности по пене и штрафам по состоянию на 01.01.2010 в платежных документах указывать КБК по ЕСН, вводимые с 01.01.2010. Получателем платежа по данным кодам являются налоговые органы, соответственно в полях должны указываться "ИНН" получателя (61) - значение ИНН налогового органа, где открыты карточки "РСБ" по соответствующему налогу, "КПП" получателя (103) - значение КПП налогового органа, где открыты карточки "РСБ" по соответствующему налогу.
На сайте УФНС по Воронежской области (www.r36.nalog.ru) можно найти программу для заполнения платежных документов на перечисление налогов и сборов.
Советник государственной
гражданской службы РФ III класса
И.М.ДОЛГИХ