Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2010 года

ПО ДЕЛУ № 13
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии:
Сешенов А.А. - руководитель Липецкого УФАС России;
члены Комиссии:
Жданов Г.И. - заместитель руководителя, начальник отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы;
Олифиров П.А. - старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы;
Гребенщиков М.А. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы;
Иванова И.А. - государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,
в присутствии:
- от ООО "Котельная": директора Бердникова Ю.В.;
- от администрации городского поселения г. Грязи: начальника отдела имущественных отношений, тарифов и жилищных вопросов Блашенцева Н.Н.,
рассмотрев дело № 13 по признакам нарушения администрацией городского поселения г. Грязи (далее - Администрация) (Липецкая область, г. Грязи, ул. Красная площадь, д. 34), части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
15.01.2010 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области поступило заявление от Общества с ограниченной ответственностью "Котельная" (далее - ООО "Котельная") о рассмотрении обоснованности и правомерности исключения ряда затрат при утверждении тарифа на химически очищенную воду (далее - ХОВ) для ООО "Котельная" на 2010 г., утвержденного постановлением главы администрации г. Грязи от 29.12.2009 № 234 "Об утверждении тарифа на ХОВ, поставляемую ООО "Котельная".
Заявление ООО "Котельная" мотивировано тем, что постановление главы администрации г. Грязи от 29.12.2009 № 234 принято с нарушением Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210), в том числе в связи с несоблюдением администрацией общих принципов регулирования тарифа, которыми являются достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок (ч. 1 ст. 3).
В результате рассмотрения поступившего заявления Липецкое УФАС России приказом от 12.02.2010 № 29 возбудило дело № 13 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создало Комиссию по рассмотрению данного дела.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела № 13 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия установила, что:
27.04.2009 ООО "Котельная" обратилось в Администрацию с заявлением для установления тарифа на ХОВ на период регулирования с 01.01.2010 по 31.12.2010.
29.12.2009 главой Администрации было принято постановление № 234 "Об утверждении тарифа на ХОВ, поставляемую ООО "Котельная", установившее тариф на ХОВ, поставляемую обществом всем потребителям, в размере 37,15 руб./куб. м (без НДС).
При этом администрацией г. Грязи при утверждении тарифа на производство ХОВ для ООО "Котельная" на 2010 год был исключен ряд расходов.
В том числе были исключены (согласно заявлению ООО "Котельная"):
1. Уменьшен норматив по расходу соли на 1 м3 ХОВ 1,326 кг.
2. Уменьшен расход сырой воды на 1 м3 ХОВ на 0,057 м3.
3. Уменьшен норматив по сбросу стоков на 1 м3 ХОВ на 0,082 м3.
4. Часть норматива на потребление электроэнергии для производства ХОВ, норма уменьшена на 1,3519 кВт/ч.
5. Исключены затраты на ремонт склада мокрого хранения соли с соляными ячейками, несмотря на предписание Ростехнадзора.
6. Полностью цеховые расходы, которые входят в затраты при производстве ХОВ (расходы на оплату обучения основных рабочих по правилам Ростехнадзора, расходы на выполнение мероприятий по охране труда и ТБ, расходы на спецодежду, расходы на приобретение молока, мыла и другие расходы).
7. Общехозяйственные расходы, включая расходы по договорам, заключенным со сторонними организациями.
8. Расходы по погашению займа на оплату потребленной электроэнергии для производства ХОВ.
9. Затраты по статье "Экономически необоснованных расходов" за 2009 год по электроэнергии, воде, стокам, зарплате, ЕСН.
10. Не включена норма прибыли в размере 1%.
На основании постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:
1) на топливо;
2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность);
3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
4) на сырье и материалы;
5) на ремонт основных средств;
6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

]]>
7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы.
В необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организаций.
Согласно п. 29 постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включаются:
1) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ;
2) расходы на оплату работ и услуг непроизводственного характера, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.;
3) отчисления на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных электростанций на всех стадиях их жизненного цикла и развития, определяемые в установленном порядке;
4) плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
5) плата за аренду имущества;
6) расходы на служебные командировки, включая оформление виз и сборов;
7) расходы на обучение персонала;
8) расходы на страхование;
9) отчисления на проведение мероприятий по надзору и контролю, производимые гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, по утверждаемым в установленном порядке нормативам;
9.1) расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики, согласованные с соответствующим регулирующим органом;
10) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по тарифам.
Однако из представленной администрацией городского поселения г. Грязи сводной таблицы по предложению по тарифу на ХОВ, отпускаемую ООО "Котельная" в 2010 году, следует, что при расчете тарифа администрацией не были учтены ни цеховые, ни общехозяйственные расходы. Также не была включена норма прибыли.
Согласно ст. 5 постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установлении регулируемых тарифов (цен) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.
В соответствии с пунктом 3.2 Устава ООО "Котельная" к основным видам деятельности общества относятся производство и реализация тепловой энергии и химически очищенной воды.
Пунктом 2.11 Положения "Учетная политика" ООО "Котельная" на 2009 год определено, что организация обеспечивает раздельный учет затрат по следующим видам деятельности:
производство тепловой энергии;
химически очищенной воды;
выполнение работ, оказание услуг;
другие операции и объекты хозяйственной деятельности.
Следовательно, ООО "Котельная" в целях ведения бухгалтерского учета отдельно учитывает цеховые и общехозяйственные расходы на производство тепловой энергии и отдельно - на производство химически очищенной воды.
При заседании комиссии по рассмотрению дела об установлении тарифа на ХОВ, согласно Протоколу заседания комиссии, уполномоченный по делу пояснил причину исключения цеховых и общехозяйственных расходов из тарифа на ХОВ. Причиной исключения явился тот факт, что данные расходы были учтены в тарифе на производство тепловой энергии, утвержденном управлением энергетики, тарифов и ЖКХ Липецкой области на 2010 год.
Однако документального подтверждения данного заявления Комиссией Липецкого УФАС получено не было. Для выяснения данного обстоятельства в адрес администрации городского поселения г. Грязи неоднократно направлялся запрос о предоставлении информации, подтверждающей включение затрат управлением энергетики, тарифов и ЖКХ в тариф на тепло (запрос от 21.01.2010 № 104, определение о назначении дела № 13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 15.02.2010). В представленном Администрацией ответе на запрос от 21.01.2010 № 104 ответа на данный вопрос получено не было, в ответе на определение от 15.02.2010 было сообщено, что "документы, подтверждающие включение цеховых и общехозяйственных расходов ООО "Котельная" в тариф на производство тепловой энергии, администрация г. Грязи представить не может, так как данный тариф устанавливал орган регулирования тарифов субъекта РФ - управление энергетики, тарифов и ЖКХ Липецкой области".
С целью выяснения данного обстоятельства к участию в рассмотрении дела было привлечено управление энергетики, тарифов и ЖКХ Липецкой области, представители которого подтвердили факт включения в тариф на тепловую энергию цеховых и общехозяйственных расходов, относимых как на производство тепловой энергии, так и на химически очищенную воду, в полном объеме, ссылаясь на то, что производство тепловой энергии и химически очищенной воды является единым технологическим процессом, при котором используется одно и то же оборудование. Как следует из пояснений представителей управления энергетики, тарифов и ЖКХ Липецкой области, данные меры были направлены на "облегчение" тарифа на ХОВ, то есть снижение его размера, за счет "утяжеления" тарифа на тепло.
В связи с этим Комиссией Липецкого УФАС было принято решение отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью получения дополнительных документальных доказательств от управления энергетики, тарифов и ЖКХ Липецкой области.
Согласно Определению об отложении рассмотрения дела № 13 от 25 февраля 2010 года управлению необходимо было представить пояснения, руководствуясь какими нормами действующего законодательства, названные расходы ООО "Котельная" были в полном объеме включены в тариф на тепло, несмотря на ведение раздельно учета затрат, который предусматривает отражение всех расходов, а также представить экономическое обоснование определенных сумм цеховых и общехозяйственных расходов, включенных в тариф на производство тепловой энергии на 2010 год для ООО "Котельная", с приложением соответствующих документов.
В полученном ответе от 05.03.2010 управление не представило конкретного ответа на поставленные вопросы.
На основании вышеизложенного Комиссия Липецкого УФАС сделала вывод о недоказанности заявления сторон о полном включении всех затрат ООО "Котельная" в тариф на тепловую энергию на 2010 год, так как документального подтверждения этому ни одной из сторон по делу представлено так и не было.
Статьей 4 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым осуществляется государственное регулирование тарифов, определены принципы государственного регулирования тарифов, одним из которых является принцип обеспечения коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в том числе средствами, направляемыми на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности (включая ядерную и радиационную безопасность) Российской Федерации, осуществляемого путем привлечения заемных средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций (инвестиционных фондов, страховых фондов, фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и иных средств.
Данный принцип направлен на обеспечение коммерческих организаций средствами на развитие коммерческой деятельности. Основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли, кроме того, предпринимательская деятельность коммерческой организации, в т.ч. и осуществляющей регулируемый государством вид деятельности, осуществляется данной организацией на свой риск и за счет своего имущества. В связи с этим задача регулирующего органа - не только отстоять интересы потребителей при установлении тарифа, но и заложить в тариф расходы коммерческой организации, достаточные для ее развития и функционирования. Более того, организации, осуществляющие деятельность по производству и передаче электрической и тепловой энергии, должны через установленный регулирующим органом тариф быть обеспечены средствами для должной эксплуатации оборудования, для поддержания его технической и экологической безопасности.
На основании вышеизложенного Комиссия Липецкого УФАС сделала вывод, что своими действиями Администрация при утверждении постановления главы администрации г. Грязи от 29.12.2009 № 234 "Об утверждении тарифа на ХОВ, поставляемую ООО "Котельная" не только не заложило в тариф на химически очищенную воду на 2010 год затраты Общества на производство одного из основных видов деятельности - химически очищенной воды, но и обрекает ООО "Котельная" на убыточное производство, что может привести к банкротству предприятия, а следовательно, и к прекращению данного вида деятельности.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ № 109 издано 26.02.2004, а не 26.02.2006.

На основании изложенного администрация городского поселения г. Грязи своими действиями по принятию постановления главы администрации г. Грязи от 29.12.2009 № 234 "Об утверждении тарифа на ХОВ, поставляемую ООО "Котельная", которым был утвержден тариф на химически очищенную воду, поставляемую ООО "Котельная" всем группам потребителей, в размере 37,15 руб/куб. м (без НДС) без соблюдения требований, установленных нормативными актами порядка ценообразования, в том числе ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", п. 24 постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", п. п. 19, 21 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2006 № 109, нарушает часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статьей 4 Закона о защите конкуренции дано определение признаков ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
То есть Администрация, принимая постановление главы администрации г. Грязи от 29.12.2009 № 234 "Об утверждении тарифа на ХОВ, поставляемую ООО "Котельная", которым утверждается тариф на ХОВ в размере, не обеспечивающем ООО "Котельная" средствами на развитие коммерческой деятельности, создает угрозу банкротства данного хозяйствующего субъекта, а следовательно, и сокращения числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке производства химически очищенной воды в границах г. Грязи либо полного устранения конкурентной среды на данной территории.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия администрации городского поселения г. Грязи нарушившими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать администрации городского поселения г. Грязи обязательное для исполнения предписание об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
Решение в полном объеме изготовлено 18 марта 2010 года.





ПРЕДПИСАНИЕ
от 16 марта 2010 года

ПО ДЕЛУ № 13

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии:
Сешенов А.А. - руководитель Липецкого УФАС России;
члены Комиссии:
Жданов Г.И. - заместитель руководителя, начальник отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы;
Олифиров П.А. - старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы;
Гребенщиков М.А. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы;
Иванова И.А. - государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 16 марта 2010 года по делу № 13 о нарушении администрацией городского поселения г. Грязи (Липецкая область, г. Грязи, ул. Красная площадь, д. 34) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. Администрации городского поселения г. Грязи в срок до 19 апреля 2010 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в принятии постановления главы администрации г. Грязи от 29.12.2009 № 234 "Об утверждении тарифа на ХОВ, поставляемую ООО "Котельная", которым был утвержден тариф на химически очищенную воду, поставляемую ООО "Котельная" всем группам потребителей, в размере 37,15 руб/куб. м (без НДС) без соблюдения требований, установленных нормативными актами порядка ценообразования в области регулирования тарифов и надбавок, путем отмены или изменения постановления главы администрации г. Грязи от 29.12.2009 № 234 "Об утверждении тарифа на ХОВ, поставляемую ООО "Котельная" и приведения его в соответствие с порядком, установленным Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2006 № 109.
2. Администрации городского поселения г. Грязи в срок до 21 апреля 2010 года сообщить в УФАС по Липецкой области о выполнении настоящего Предписания.
Предписание изготовлено в полном объеме 18 марта 2010 года.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru