Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2009 г. № 33-877

Судья Тарасова Г.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Паршиной Т.В.
судей: Гаврилова В.С., Крашенинниковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2009 года дело по кассационному представлению прокурора Володарского района Нижегородской области
на решение Володарского районного суда Нижегородской области от 09.12.2008 года по гражданскому делу
по иску Прокурора Володарского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Володарскому району, Администрации Володарского муниципального района Нижегородской области о признании бездействия по несогласованию с Володарской районной организацией Нижегородской областной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов незаконным, возложении на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Володарскому району обязанности установить пандусы и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Паршиной Т.В., объяснения представителя Володарской районной организации Нижегородской областной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" К.Г.И., представителя ГУ УПФ РФ по Володарскому району Нижегородской области А.М.А., представителя Администрации Володарского муниципального района Нижегородской области, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,

установила:

Прокурор Володарского района Нижегородской области обратился в суд с исковым заявлением к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Володарскому району о возложении обязанности установить пандусы и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов.
Заявленные требования мотивированы следующим.
Проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства о создании доступной среды обитания для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов-колясочников установлено, здание ГУ Управления Пенсионного фонда по Володарскому району не оборудовано пандусом и поручнями.
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ - прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Володарского района просит возложить на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Володарскому району обязанность установить пандусы и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в срок до 01.06.2009 года.
В исковом заявлении (л.д. 27) прокурор Володарского района просит привлечь к участию в качестве соответчика Администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области, так как им принадлежит здание, где располагается ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Володарскому району, просит признать бездействие Администрации Володарского района и ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Володарскому району по несогласованию с Володарской районной организацией Нижегородской областной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов незаконным.
Решением Володарского районного суда Нижегородской области от 09.12.2008 года в заявленных требованиях Володарскому районному прокурору отказано (л.д. 43 - 51).
В кассационном представлении содержится требование об отмене решения суда первой инстанции ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель считает, что вывод суда об отсутствии бездействия Администрации Володарского муниципального района по согласованию с Володарской районной организацией Нижегородской областной организации "Всероссийское общество инвалидов" мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, не основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.
Однако данная позиция суда основана на неправильном установлении юридически значимых обстоятельств по делу, неполном исследовании и оценке доказательств по делу, что привело суд к преждевременным выводам об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления прокурора Володарского района в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов гражданского дела следует, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства о создании доступной среды обитания для маломобильных групп населения (далее МГН), в том числе инвалидов-колясочников установлено, что здание ГУ Управления Пенсионного фонда по Володарскому району не оборудовано пандусом и поручнями.
Судом правильно обращено внимание на то, что статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 № 181-ФЗ регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Отказывая прокурору Володарского района Нижегородской области в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что руководством ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Володарскому району предприняты все возможные меры для удовлетворения потребностей инвалидов, связанные с назначением, перерасчетом и выплатой пенсий.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что при Администрации Володарского муниципального района действует комиссия под руководством первого заместителя главы местного самоуправления Г.В.Е., в которую включен председатель Володарской районной общественной организации "ВОИ" К.Г.В., на заседаниях комиссии обсуждались вопросы о решении проблем инвалидов в каждом населенном пункте Володарского района, для беспрепятственного пользования инвалидами транспортом, средствами связи и информации, строительство пандусов поручней в общественных учреждениях, торговых точках. Ведется работа с главами поселений для решения данных проблем.
Между тем, из положений статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 № 181-ФЗ указано, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Разрешая правовой конфликт, суд первой инстанции не принял во внимание положения вышеуказанного Закона и доказательств в этой части ответчиками не представлено.
Предоставленные суду первой инстанции протоколы комиссий от 30.05.2007 года, 06.12.2007 года, 16.07.2008 года, а также информационное письмо Володарской РОО ВОИ № 76 от 01.10.2008 года, не могут служить доказательством осуществления Администрацией Володарского муниципального района Нижегородской области конкретных мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, в частности беспрепятственный доступ к зданию, в котором располагается ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Володарскому району Нижегородской области. А также отсутствуют доказательства о выполнении решений, запросов, указанных в данных протоколах, которые носят декларативный характер.
Вместе с тем, в силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, т.е. должно быть принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом приведенных мотивов, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и, в силу статьи 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, подлежит отмене.
Кассационная инстанция не находит возможным принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку имеется необходимость в установлении дополнительных обстоятельств.
Таким образом, в целях разрешения по существу заявленных требований и вынесения решения в соответствии со статьей 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданское дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: после слов "в котором" пропущено слово "располагается".

При новом рассмотрении суду первой инстанции надлежит учесть изложенное, выяснить собственника здания, в котором ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Володарскому району, установить круг субъектов спорного правоотношения, и в соответствии с требованиями материального и процессуального закона принять решение по заявленным требованиям.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,

определила:

Решение Володарского районного суда Нижегородской области от 09.12.2008 года отменить. Гражданское дело направить в суд первой инстанции на новое разрешение в ином составе судей.

Председательствующий
ПАРШИНА Т.В.

Судьи
КРАШЕНИННИКОВА М.В.
ГАВРИЛОВ В.С.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru