Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2010 г. по делу № 3-33-2010

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Швецова К.И.,
при секретаре Буренкове И.Г.,
с участием прокурора Синевой А.М.,
представителя губернатора Пермского края Опутиной Е.С.,
представителей ООО "НОВОГОР-Прикамья" Косоговой Е.А., Ананиной О.Г.,
представителя ОАО "ЦБК "Кама" Жукотской Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 03.03.2010 года дело по заявлению ООО "НОВОГОР-Прикамья" о признании недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

Указом губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области" органам местного самоуправления рекомендовано использовать при разработке новых или корректировке действующих местных правил приема сточных вод в системы канализации населенных пунктов муниципальных образований Типовые правила приема сточных вод в системы канализации населенных пунктов Пермской области.
Данный Указ в первоначальном виде опубликован 12.11.2003 года в печатном издании "Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области" № 11, затем с изменениями от 02.11.2005 г. № 174 опубликован в газете "Звезда" - 10.11.2005 г. и вступил в силу.
Абзацем 3 пункта 3.2 и абзацем 6 пункта 4.1 указанных Правил (далее по тексту - Типовые правила к Указу губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167) предусмотрено следующее:
- запрещаются к приему в систему канализации населенных пунктов сточные воды, содержащие вещества, оказывающие агрессивное, разрушающее действие на материалы и технологическое оборудование сетей и сооружений канализации, а также вызывающие нарушения технологического режима очистки (кислоты, щелочи, сточные воды с рН < 6,5 или > 8,5, сульфиды более 1,5 мг/л, нерастворимые масла, жиры, смолы, мазут и др.);
- условия приема сточных вод в систему канализации населенного пункта должны содержать нормативный показатель их общих свойств - сульфиды <= 1,5 мг/л.
ООО "НОВОГОР-Прикамья" обратилось в суд с заявлением о признании недействующими закрепленных в пунктах 3.2 и 4.1 Типовых правил к Указу губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167 положений о содержании в сточных водах веществ - сульфидов более 1,5 мг/л в связи с их противоречием федеральным законам и принятым в соответствии с ними постановлениям Правительства Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения не согласуются с положениями пункта "о" статьи 71 Конституции РФ, статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 3 и 426 Гражданского кодекса РФ, а также пункта 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", пунктов 11, 61, 71 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению без участия органов местного самоуправления нормативов предельно допустимых концентраций, равно как и полномочиями устанавливать перечень неразрешенных к сбросу в систему канализации населенных пунктов содержащихся в сточных водах веществ, оказывающих разрушающее воздействие на материалы и технологическое оборудование сетей и сооружений канализации. Они вправе лишь устанавливать порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в указанные системы, предусматривая тем самым меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации населенных пунктов и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом нарушается право ООО "НОВОГОР-Прикамья" как владельца по договору аренды канализационных сетей на территории Краснокамского городского поселения Пермского края принимать от населения и юридических лиц сточные воды с предельно допустимой в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации концентрацией в них загрязняющих веществ и вместе с этим право на внесение законно установленных платежей за превышение нормативов сброса указанных веществ в систему канализации названного муниципального образования.
В судебном заседании представители ООО "НОВОГОР-Прикамья" настаивали на удовлетворении заявления по изложенным выше основаниям.
Представитель губернатора Пермского края в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился, приводя во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации наделены полномочиями по осуществлению нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, реализации прав собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством. При этом они могут принимать законы, а также иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений о предоставлении такого права.
Оспариваемые в части Типовые правила к Указу губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167 носят рекомендательный характер, которыми органы местного самоуправления не должны руководствоваться при установлении своих правил приема сточных вод в системы канализации населенных пунктов муниципальных образований.
Согласно пункту 4.5 Методических рекомендаций по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденных Приказом Госстроя от 06.04.2001 г. № 75, нормативные показатели общих свойств сточных вод, принимаемых в системы канализации населенных пунктов, устанавливаются едиными для всех категорий абонентов исходя из требований к защите сетей и сооружений систем канализации. При этом такие вещества, как сульфиды, по своей концентрации не должны превышать 1,5 мг/л. Их предельная концентрация в сточных водах в указанном объеме установлена Краснокамским городским поселением.
Представитель ОАО "ЦБК "Кама" в судебном заседании поддержал позицию губернатора Пермского края, ссылаясь на отсутствие у Типовых правил к Указу губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167 всех признаков, характеризующих нормативный правовой акт. Они не утверждены, носят рекомендательный характер, поэтому не обязательны для применения органами местного самоуправления. Заявитель не обосновал, какие именно принадлежащие ему права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым в части актом. Пункты 3.2 и 4.1 Типовых правил к Указу губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167 не содержат норм гражданского законодательства, поскольку не устанавливают никаких гражданско-правовых понятий и не определяют регулирование гражданских прав и обязанностей. Их противоречие пункту 61 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" не может быть принято во внимание, т.к. данное Постановление не относится к числу законов и устанавливает только нормативы водоотведения (сброса), которых не касаются оспариваемые положения Типовых правил к Указу губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167, определяющие вещества, запрещенные к приему в системы канализации. Отнесение сульфидов в концентрации свыше 1,5 мг/л к количественному показателю, запрещенному к сбросу в системы канализации, соответствует нормативно-техническим требованиям содержания систем коммунального водоснабжения и соотносится с общими критериями неразрешенного сброса, заданными пунктом 63 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167. Иной показатель этого вещества требует оценки техническими специалистами и находится за рамками настоящего судебного процесса.
Заслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявление ООО "НОВОГОР-Прикамья" подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "НОВОГОР-Прикамья" на основании договора аренды от 11.11.2006 года, заключенного с МУП "Водоканал", является владельцем (арендатором) канализационных сетей на территории Краснокамского городского поселения Пермского края, осуществляя прием от населения и юридических лиц сточных вод, которые впоследствии передаются на очистные сооружения ОАО "ЦБК "Кама", затем после очистки сбрасываются в реку Камк.
Предприятие - ОАО "ЦБК "Кама" оказывает услуги по приему, очистке сточных вод абонента - ООО "НОВОГОР-Прикамья" на очистных сооружениях названного предприятия, а также отведению очищенных сточных вод в реку Каму по условиям договора от 28.12.2006 года № 5/с-07.
Регулирование отношений между юридическими лицами, которые получают питьевую воду и сбрасывают сточные воды в системы канализации населенных пунктов, осуществляется по правилам договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации), который заключается с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно части 1 статьи 45 Устава Пермского края от 27.04.2007 г. № 32-ПК законы и иные нормативные правовые акты Пермского края, Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, действовавшие до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей Уставу Пермского края.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 52-ФЗ принят 30.03.1999, а не 30.04.1999.

Как указано в пунктах 1.1-1.3 Типовых правил к Указу губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167, настоящие правила разработаны в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167, Законом Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях создания условий для устойчивой и эффективной работы сетей и сооружений канализации населенных пунктов, сокращения сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты.
Правила являются типовыми и служат для разработки правил приема сточных вод в системы канализации населенных пунктов Пермской области, утверждаемых органами местного самоуправления (далее - местные правила).
Централизованные системы коммунальной канализации городов и районов области предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Сброс абонентами в систему коммунальной канализации производственных сточных вод разрешается только при наличии технической возможности этой системы.
Статьей 6 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отнесены принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением.
На основании пунктов 1 и 4 статьи 39 настоящего Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, не должны противоречить санитарным правилам.
Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определены в статье 18 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии с данной нормой Правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Кроме того, к ним относится установление порядка определения размера и взимания платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду (статьи 5 и 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Реализуя свои полномочия в сфере охраны окружающей среды, пунктом 1 Постановления от 31.12.1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" Правительство Российской Федерации предоставило органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право определять порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Вместе с тем, пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167, предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Как следует из пункта 2 настоящих Правил, они регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и(или) канализации населенных пунктов.
Из содержания пункта 1 и пункта 61 настоящих Правил в их взаимосвязи видно, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения нормального функционирования системы канализации. Эти нормативы учитывают проектные параметры очистки сточных вод на очистных сооружениях, техническую и технологическую возможность очистных сооружений, защиту сетей и сооружений системы коммунальной канализации. При этом нормативы устанавливаются не произвольно, а должны основываться на нормах предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.
В силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ Правительство Российской Федерации издает правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, к каковым относится договор на отпуск (получение) питьевой воды и(или) прием (сброс) сточных вод, заключаемый абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Средства, получаемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, являются платой за услуги по гражданско-правовым договорам, оказываемые данной организацией.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше норм федерального законодательства, нормативно-правовых актов Правительства РФ, самостоятельно установив нормативы предельно допустимых концентраций и перечень неразрешенных к сбросу в систему канализации населенных пунктов содержащихся в сточных водах веществ, в том числе сульфидов более 1,5 мг/л, оказывающих разрушающее воздействие на материалы и технологическое оборудование сетей и сооружений канализации, губернатор Пермской области (края) превысил свои полномочия, в соответствии с которыми может лишь определять порядок взимания платы за те же действия.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что Типовые правила к Указу губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167 не обладают всеми признаками, характеризующими нормативный правовой акт, и не обязательны для применения органами местного самоуправления; к возникшим правоотношениям возможно применение Методических рекомендаций по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденных Приказом Госстроя от 06.04.2001 г. № 75; оспариваемый в части акт не нарушает прав и свобод заявителя и регулирует вопрос соответствия нормативно-техническим требованиям содержания систем коммунального водоснабжения, нельзя признать состоятельными.
О нормативном характере оспариваемых в части Типовых правил свидетельствует указ высшего должностного лица субъекта Федерации о разработке их в соответствии с федеральным законом и актом высшего органа исполнительной власти в Российской Федерации в целях создания условий для устойчивой и эффективной работы сетей и сооружений канализации населенных пунктов, сокращения сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты. При этом определяются соответствующие правила поведения субъектов регулируемых правоотношений, которым они следуют в процессе осуществления своей деятельности, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами. Оспариваемые правила не могут рассматриваться в отрыве от указа губернатора Пермской области.
Методические рекомендации по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденные Приказом Госстроя от 06.04.2001 г. № 75, не являются действующими на территории Российской Федерации, т.к. не прошли соответствующей процедуры вступления в силу в связи с превышением Госстроем России, утвердившим данные рекомендации, пределов своей компетенции. Краевым судом оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт органов государственной власти субъектов Российской Федерации проверяется на соответствие действующим нормам федеральных законов и нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.
Как уже отмечалось, с учетом пункта 71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167, ООО "НОВОГОР-Прикамья" как владелец по договору аренды канализационных сетей на территории Краснокамского городского поселения Пермского края вправе принимать от населения и юридических лиц сточные воды при законном определении пределов концентрации в них загрязняющих веществ. Вместе с этим, заявитель вправе вносить законно установленные платежи за превышение нормативов сброса указанных веществ в систему канализации названного муниципального образования. Именно эти права заявителя оказались нарушенными.
Положения Типовых правил к Указу губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167 не регулируют вопрос соответствия нормативно-техническим требованиям содержания систем коммунального водоснабжения, поскольку разработаны в целях создания условий для устойчивой и эффективной работы сетей и сооружений канализации населенных пунктов, сокращения сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты к отношениям между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, суд вправе признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" вытекает обязанность печатного издания, в котором официально опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, опубликовать настоящее решение суда (вступившее в законную силу) о признании этого акта в части недействующим либо сообщение о нем.
Руководствуясь ст. 194-199,253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу закрепленные в пунктах 3.2 и 4.1 Типовых правил приема сточных вод в системы канализации населенных пунктов Пермской области Указа губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области" положения о содержании в сточных водах веществ - сульфидов более 1,5 мг/л.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 09.03.2010 года.

Судья п.п.
К.И.ШВЕЦОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru