Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2010 г. по делу № 3-7/10

Верховный суд РС(Я) в составе председательствующего судьи Колесник Н.А., при секретаре Васильевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "24" марта 2010 г. гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании пунктов 1.1, 1.4, 2.2, 2.3, 2.4, 3.1 Положения о Республиканской нефтеинспекции при Правительстве Республики Саха (Якутия) утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.06.2006 № 281, противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению,

установил:

первый заместитель прокурора РС(Я) обратился в суд с заявлением об оспаривании пунктов 1.1, 1.4, 2.2, 2.3, 2.4, 3.1 Положения о Республиканской нефтеинспекции при Правительстве Республики Саха (Якутия) утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.06.2006 № 281, указывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта субъекта РФ противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель Прокуратуры РС(Я) - прокурор Птицына М.Е. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель Правительства РС(Я) Алексеев П.В. и представитель Государственного комитета РС(Я) по торговле и материально-техническим ресурсам Осипова С.Н., просят отказать в удовлетворении заявления прокурора как необоснованного.
Заслушав пояснения представителя Прокуратуры РС(Я) Птицыной М.Е., пояснения представителя Правительства РС(Я) Алексеева П.В. и представителя Государственного комитета РС(Я) по торговле и материально-техническим ресурсам Осиповой С.Н., исследовав материалы дела, прения сторон, суд приходит к следующему.
23 июня 2006 г. было издано, и, в установленном порядке опубликовано в официальных средствах массовой информации, Положение о республиканской нефтеинспекции при Правительстве Республики Саха (Якутия).
Предметом правового регулирования данного Положения являются общественные отношения в области организации системы органов государственной власти.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Положение о Республиканской нефтеинспекции при Правительстве Республики Саха (Якутия) утвержденное постановлением Правительства Республики Саха (Якутии) от 23.06.2006 № 281 принято в пределах компетенции Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий Правительства Республики Саха (Якутия) как высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Положения о нефтеинспекции определено, что Республиканская нефтеинспекция при Правительстве РС(Я) является органом исполнительной власти республики по контролю за целевым и рациональным использованием нефтепродуктов и топливных ресурсов на нужды республики, а так же по контролю обеспечения народного хозяйства республики через нефтепродуктами через отдельно стоящие автозаправочные станции всех форм собственности и ведомственной принадлежности, где производится хранение и реализация нефтепродуктов на государственные нужды;
П. 1.4 установлено, что объектами контроля Нефтеинспекции РС(Я), в рамках собственных полномочий, являются государственные предприятия, учреждения, организации, другие субъекты независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие на территории Республики Саха (Якутия) мероприятия по завозу топливно-энергетических ресурсов на государственные нужды, производящие складские операции с нефтепродуктами, жидким котельным топливом, завезенными на государственные нужды, использующие их по лимитам, установленным органами исполнительной власти республики, муниципальных образований, а также все субъекты независимо от формы собственности, имеющие или эксплуатирующие отдельно стоящие автозаправочные станции, на которых производится хранение и реализация нефтепродуктов, завезенных по государственному заказу для республиканских нужд.
В пунктах 2.2., 2.3, 2.4 Положения о Нефтеинспекции определено, что к числу функций Нефтеинспекции РС(Я) относится проведение в рамках собственных полномочий контроля по заданию государственного заказчика на объектах, указанных в пункте 1.4 Положения, проверок количественной и качественной сохранности при отпуске, а также эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, завозимых по государственному заказу для республиканских нужд.
Пунктом 3.1 Положения установлено, что работа по выполнению функций Нефтеинспекции РС(Я), указанных в разделе 2 Положения, осуществляется нефтеинспекторами, которым предоставляется право, в том числе, проверять в соответствии с законодательством, нормативными актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) автозаправочные станции, объекты и предприятия, занимающиеся обеспечением нефтепродуктами, жидким котельным топливом на государственные нужды, по вопросам возложенных функций.
Прокурором в обоснование своего заявления об оспаривании п. 1.1, 1.4, 2.2, 2.3, 2.4, 3.1 Положения о Республиканской Нефтеинспекции указывается, что данные нормы допускающие, осуществление Нефтеинспекцией РС(Я) контрольных полномочий государственного заказчика в отношении юридических лиц, не являющихся исполнителями по государственным контрактам на поставку нефтепродуктов для нужд республики, противоречат части 1 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, т.к. отношения по контролю за ходом и качеством работ и услуг, выполняемых в рамках исполнения обязательств по государственными контрактам, устанавливаются исключительно между сторонами государственного контракта, в данном случае, государственным заказчиком - Правительством РС(Я) в лице Нефтеинспекции РС(Я) и исполнителями контрактов - организациями, поставляющими нефтепродукты по государственному контракту.
Анализируя доказательства в их совокупности, суд считает, что заявление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутии) по оспариванию пунктов 1.1, 1.4, 2.2, 2.3, 2.4, 3.1 Положения о Республиканской нефтеинспекции при Правительстве Республики Саха (Якутия) утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.06.2006 № 281, подлежит отказу в удовлетворении ввиду его необоснованности.
В соответствии с пунктом 5.1. части 2 статьи 26.3. Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 402 Республика Саха (Якутия) включена в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).
Законом Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 119-З № 241-III "Об особом режиме завоза грузов в арктические улусы Республики Саха (Якутия)" установлены правовые и организационные основы государственного регулирования завоза грузов в арктические улусы Республики Саха (Якутия) и направлен на гарантированное обеспечение населенных пунктов указанных улусов товарами и услугами, необходимыми для жизнеобеспечения населения и бесперебойного функционирования организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно статье 8 Закона РС(Я) от 20.02.2004 119-З № 241-III организация и координация деятельности республиканских органов, ведомств, организаций по завозу продукции (товаров) осуществляются Правительством Республики Саха (Якутия).
Одной из задач Правительства Республики Саха (Якутия) для организации завоза продукции (товаров) является контроль за эффективным использованием финансовых средств на обеспечение поставок в населенные пункты арктической группы улусов.
В соответствии со статьей 3 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" Правительство республики в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных и республиканских законов, указов Президента Республики Саха (Якутия), постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти и управления республики, федеральными органами, находящимися на территории республики, и иными юридическими и физическими лицами, принимает меры по устранению их нарушений.
В этой связи, Правительством Республики Саха (Якутия) на Республиканскую нефтеинспекцию при Правительстве РС(Я) возложены полномочия по контролю за целевым и рациональным использованием нефтепродуктов и топливных ресурсов на нужды Республики Саха (Якутия), а также по контролю обеспечения народного хозяйства республики нефтепродуктами через отдельно стоящие автозаправочные станции всех форм собственности и ведомственной принадлежности, где производится хранение и реализация нефтепродуктов на государственные нужды.
Государственные заказчики вправе привлекать специально уполномоченные органы государственной власти, которые имеют специальные полномочия. В данном случае, специальными полномочиями наделена республиканская нефтеинспекция.
В соответствии со ст. 715 ГК РФ заказчик во всякое время вправе проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком. Нефтеинспекция проверяет ход и качество работы по заданию государственного заказчика, что и указано в пункте 2.3 оспариваемого Положения о Нефтеинспекции РС(Я).
При этом объектом контроля являются только те нефтепродукты, которые завезены для государственных нужд, то есть, находящиеся в собственности Республики Саха (Якутия), что не нарушает прав заказчика и предприятий, осуществляющих мероприятия по завозу, хранению и реализации указанных нефтепродуктов.
Согласно ст. 3, ст. 9 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 № 94-ФЗ и Положения о порядке формирования, размещения и исполнения заказов на продовольственные товары, продукцию производственно-технического назначения и нефтепродукты для государственных нужд РС(Я) и проведения совместных торгов с муниципальными заказчиками утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 17.07.2008 № 285, размещение нефтепродуктов, поставленных для государственных нужд, осуществляется только на основании государственных контрактов, заключенных с государственными предприятиями, учреждениями, организациями, другими субъектами независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющими на территории Республики Саха (Якутия) мероприятия по завозу топливно-энергетических ресурсов на государственные нужды, производящими складские операции с нефтепродуктами, жидким котельным топливом, завезенными на государственные нужды, использующими их по лимитам, установленным органами исполнительной власти республики, муниципальных образований, а также всеми субъектами независимо от формы собственности, имеющими или эксплуатирующими отдельно стоящие автозаправочные станции, на которых производится хранение и реализация нефтепродуктов, завезенных по государственному заказу для республиканских нужд.
В подтверждение исполнения требований федерального закона, представителями Правительства РС(Я) и Госкомторгом РС(Я) представлены суду государственные контракты, заключенные с предприятиями, осуществляющими завоз, хранение и реализацию нефтепродуктов, переданных заказчиком для государственных нужд.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представителем прокуратуры иных доказательств противоречия оспариваемого Положения о Нефтеинспекции РС(Я) федеральному законодательству не представлено.
По изложенному, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ Верховный суд РС(Я),

Решил:

В удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании пунктов 1.1, 1.4, 2.2, 2.3, 2.4, 3.1 Положения о Республиканской нефтеинспекции при Правительстве Республики Саха (Якутия) утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.06.2006 № 281, противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Председательствующий
КОЛЕСНИК Н.А.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru