Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 февраля 2010 г. по делу № 33-449

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Волковой В.Г.,
судей Гушкана С.А., Кручининой Н.В.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле дело по кассационной жалобе Л. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 22 декабря 2009 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Л. отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Гушкана С.А., судебная коллегия

установила:

Л. обратился в суд с иском к ГУ Ярославской области "Центр занятости населения г. Ярославля" о признании незаконным отказа в перерегистрации и приостановлении выплаты пособия по безработице. В обоснование иска ссылался на то, что зарегистрирован в ГУ Ярославской области "Центр занятости населения г. Ярославля" в качестве безработного с 03.02.2009. 20.08.2009 ему было отказано в перерегистрации в качестве безработного ввиду отсутствия регистрации по месту жительства. Полагает, что отказ в перерегистрации по указанному мотиву является незаконным. В результате отказа в перерегистрации истцу была приостановлена выплата пособия по безработице, также он лишился возможности пользоваться услугами, предоставляемыми службой занятости населения. Полагает, что действия должностных лиц ГУ Ярославской области "Центр занятости населения г. Ярославля" нарушают его право на свободу передвижения, выбор места пребывания и место жительства.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав в поддержание жалобы Л., возражения представителя ГУ ЯО "Центр занятости г. Ярославля" С., исследовав материалы гражданского дела, судебная коллегия считает, что решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления.
Отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что перерегистрация лица в качестве безработного возможна лишь при наличии у него регистрации по месту жительства.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, считает его постановленным в связи с неправильным толкованием норм материального права.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в РФ", а также Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458, регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, согласно которым регистрация граждан по месту жительства удостоверяется отметкой в их паспорте о регистрации по месту жительства.
Из анализа указанных норм следует, что регистрация по месту жительства не входит в понятие места жительства и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основании других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Ссылка в решении на Определение Конституционного Суда РФ от 06.02.2003 № 105-О является неправомерной. В данном определении содержится правовая позиция, согласно которой введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Данная правовая позиция не означает, что учет безработных возможен только при наличии у гражданина регистрации по месту жительства.
В связи с изложенным отсутствие у Л. регистрации по месту жительства на 20.08.2009 само по себе не является основанием для отказа ему в перерегистрации в качестве безработного.
По изложенным причинам решение суда подлежит отмене.
Судом установлено, что у Л. в день обращения для перерегистрации отсутствовала регистрация по месту жительства. Иных причин для отказа в перерегистрации ответчиком не выявлено. Факт проживания Л. по состоянию на 20.08.2009 по адресу: г. Ярославль, улица ..., дом ..., квартира ... подтверждается имеющейся в деле копией временного удостоверения личности, выданного Л. ОУФМС России по Ярославской области в Ленинском районе г. Ярославля в связи с обменом паспорта (л.д. 6), а также копией вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Ярославля от 15.10.2009, которым установлено, что с 2004 года Л. проживает по указанному выше адресу.
Поскольку на 20.08.2009 Л. имел место жительства в районе деятельности ГУ ЯО "Центр занятости населения г. Ярославля", оснований для отказа в перерегистрации его в качестве безработного и приостановления выплаты соответствующего пособия у ответчика не имелось.
На основании изложенного судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Л.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Ярославля от 22 декабря 2009 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать незаконным отказ ГУ Ярославской области "Центр занятости населения г. Ярославля" в перерегистрации 20.08.2009 Л. в качестве безработного.
Обязать ГУ Ярославской области "Центр занятости населения г. Ярославля" возобновить выплату Л. пособия по безработице с 21.08.2009.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru