Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ЛАЗОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2010 г. № 2-81/10

Именем Российской Федерации

Лазовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего                                       Маркелова М.Н.,
пом. прокурора                                              Вторушина С.Ю.,
при секретаре                                               Ермишиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими п. 2, п. 3 и приложения № 1 и № 2 постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе",

установил:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими п. 2, п. 3 и приложения № 1 и № 2 постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе", ссылаясь на то, что указанные выше пункты оспариваемого постановления и приложения N№ 1, 2 данного постановления в настоящее время являются противоречащими требованиям действующего законодательства и подлежат отмене по следующим основаниям. Так, пунктом вторым постановления главой администрации Лазовского муниципального района утверждены и введены в действие с 01.10.2009 нормативы накопления бытовых отходов, указанные нормативы закреплены в приложениях № 1 и № 2 к указанному постановлению. Пунктом 3 постановления предприятиям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами при заключении договоров с потребителями, предписано руководствоваться установленными в приложениях к указанному постановлению нормами накопления отходов. Органы местного самоуправления муниципальных районов в силу положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" такими полномочиями не обладают и согласно данного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасности обращения с отходами законодателем отнесено к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами - ст. 5 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 (в редакции от 30.12.2008). Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти РФ отнесено установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. При этом, определение (расчет) годовых нормативов образования отходов, определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказания услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов, обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории субъектами предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". Все приведенные нормативно-правовые акты не предусматривают возможности участия органов местного самоуправления в разработке и утверждении нормативов образования (накопления) отходов. В соответствии с требованиями ст. 32 Устава Лазовского муниципального района, утвержденного решением Думы Лазовского муниципального района № 146 от 29.06.2005 в редакции решения Думы Лазовского муниципального района от 25.01.2006 № 253, от 28.02.2007 № 378), - муниципальные правовые акты Лазовского муниципального района применяются после их официального опубликования в порядке, установленном настоящей статьей. Указанные муниципальные правовые акты публикуются не позднее 10 дней после их подписания. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Синегорье". Однако оспариваемое постановление и приложение к нему опубликованы не были. Заявитель считает, что в оспариваемой части постановление администрации Лазовского муниципального района № 293 от 20.10.2009 "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе" затрагивает интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, в процессе которой образуются отходы, поскольку устанавливает единые нормы накопления отходов для всех аналогичных субъектов без учета особенностей осуществления такой деятельности и объемов реализуемой продукции и при наличии установленного правительством РФ порядка установления нормативов. Просит суд признать противоречащим закону и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункты 2, 3 и приложения N№ 1, 2 постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе" и обязать администрацию Лазовского муниципального района Приморского края опубликовать решение суда в официальном печатном издании Лазовского муниципального района - газете "Синегорье".
Помощник прокурора Лазовского района В. требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель администрации Лазовского муниципального района С., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора законны и обоснованы. Оспариваемое постановление до настоящего времени действовало и применялось на территории района. Расчеты нормативов накопления бытовых отходов на территории Лазовского муниципального района делались специалистом администрации Лазовского муниципального района и в нарушение законодательства оспариваемое постановление не было опубликовано в печати.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявление Приморского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе" утверждены и введены в действие с 01.10.2009 нормативы накопления бытовых отходов согласно приложению № 1 и приложению № 2.
Из пункта 3 указанного постановления следует, что предприятиям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, при заключении договоров с потребителями необходимо руководствоваться указанными в Приложениях № 1 и № 2 нормами накопления бытовых отходов (л. д. 9).
В Приложении № 1 к постановлению администрации от 20.10.2009 № 293 указаны нормативы накопления бытовых отходов для населения района, а в Приложении № 2 к постановлению администрации от 20.10.2009 № 293, указаны нормы накопления твердых бытовых отходов, образующихся на объектах общественного назначения, торговых и культурно-бытовых организациях Лазовского муниципального района (л. д. 10).
В силу ст. 5 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесена к полномочиям Российской Федерации.
Согласно ст. 8 указанного выше Закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Определение (расчет) годовых нормативов образования отходов, определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказания услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов, обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории субъектами предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Согласно ст. 5 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти РФ отнесено установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Из ст. 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, следует, что утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещения относится к полномочиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Следовательно, по мнению суда, оспариваемые пункты 2, 3 и приложения N№ 1, 2 постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе" приняты с нарушением полномочий органа местного самоуправления муниципального района и противоречат Федеральному закону РФ "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г.; Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401; Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", имеющими большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на русском языке в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятым данным органом или должностным лицом.
Как установлено в судебном заседании, оспариваемое в части постановление администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе" в средствах массовой информации - газете "Синегорье", которая определена в качестве официального" периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, опубликовано не было.
Так как постановление администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе" до настоящего времени применялось и на основании данного постановления были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать его пункты 2, 3 и приложение № 1 и приложение № 2 недействующими со дня вступления решения в суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать пункты 2, 3 и приложение № 1, № 2 постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе" недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Лазовского муниципального района опубликовать данное решение суда в официальном печатном издании Лазовского муниципального района - газете "Синегорье".
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение 10 дней.

Судья Лазовского
районного суда
М.Н.МАРКЕЛОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru