Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРОТЕСТ
от 16 марта 2010 г. № 2-4-2010

НА РЕШЕНИЕ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
ПЕТРОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ РЯЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.02.2010 № 23 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА
ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПЕТРОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ
ПОСЕЛЕНИЕ РЯЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов органов местного самоуправления Рязанской области рассмотрены Правила обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования - Петровское сельское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области, утв. решением Совета депутатов муниципального образования - Петровское сельское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области от 24.02.2010 № 23.
Данные Правила противоречат федеральному законодательству, в связи с чем подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно требованиям ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В частности, решением Совета депутатов муниципального образования - Петровское сельское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области от 24.02.2010 № 23 необоснованно расширены полномочия органа местного самоуправления. Так, пунктом 1.4 Правил установлено, что они регламентируют организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Ряжского муниципального района, а не на территории Петровского сельского поселения.
Кроме того, требованиями статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Закрепленные в Правилах полномочия относятся в соответствии со статьей 15 вышеприведенного закона к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района.
Кроме того, пунктом 1.1 Правил установлено, что они направлены на совершенствование управления и контроля в сфере обращения с отходами с целью сокращения объемов их образования, повышения эффективности использования отходов в процессе хозяйственной деятельности, предупреждения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также обеспечения должного санитарного состояния именно на территории муниципального образования - Петровское сельское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области, а не на территории Ряжского муниципального района.
Кроме того, основные понятия, приведенные в Правилах, также противоречат федеральному законодательству.
Например, пунктом 2 Правил установлено следующее понятие:
"Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для здоровья человека и окружающей среды самостоятельно или при контакте с другими веществами".
Однако ст. 33 Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" абзац Федерального закона "Об отходах производства и потребления", предусматривающий указанное понятие, признан утратившим силу.
Этим же федеральным законом была введена в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" ст. 4.1 следующего содержания:
"Статья 4.1. Классы опасности отходов

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы".
Кроме того, понятие "опасные отходы" заменено понятием "отходы I - IV класса опасности".
Также не соответствует федеральному законодательству и понятие "обращение с отходами". В анализируемом акте этому термину дано следующее понятие:
"Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.".
Статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Таким образом, не является обращением с отходами деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Анализируемым нормативным правовым актом также не установлены права и обязанности субъектов малого и среднего предпринимательства по разработке необходимой разрешительной природоохранной документации, предусмотренные требованиями Федерального закона "Об отходах производства и потребления". В частности, пунктом 3.5 Правил установлено, что индивидуальные предприниматели или юридические лица осуществляют деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Однако требованиями статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Таким образом, при принятии указанного нормативного правового акта органом местного самоуправления поселения была нарушена компетенция органов местного самоуправления.
Следовательно, анализируемый нормативный правовой акт принят с превышением компетенции, что, в свою очередь, является предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2009 № 196 "Об утверждении Методики проведения экспертизы проектов нормативных актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявлений коррупции", Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупционным фактором.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ",

требую:

Привести Правила обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования - Петровское сельское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области, утв. решением Совета депутатов муниципального образования - Петровское сельское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области от 24.02.2010 № 23, в соответствие с федеральным законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем с момента его поступления заседании представительного (законодательного) органа муниципального образования.
О результатах рассмотрения протеста и принятом решении уведомить прокурора в письменной форме.

Рязанский межрайонный
природоохранный прокурор
Н.Н.МОРОЗОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru