Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2010 г. по делу № А12-5432/2010

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Стрельникова Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стрельниковой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя А.Е.
к администрации Волгограда
о признании незаконным ненормативного правового акта
с участием в качестве заинтересованных третьих, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитета земельных ресурсов администрации Волгограда
при участии в судебном заседании:
от заявителя - И.Н., доверенность <...>, Д.Л., доверенность <...>,
от ответчика - К.Е., доверенность <...>, П.Т., доверенность <...>,
от комитета земельных ресурсов - П.А., доверенность <...>,
от комитета по градостроительству и архитектуре - Ж.М., доверенность <...>, Д.А., доверенность <...>

установил:

Индивидуальный предприниматель А.Е. (далее - заявитель, ИП А.Е., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Волгограда (далее - ответчик, администрация), в котором просит:
- признать недействительным постановление главы г. Волгограда от 16.12.2009 № 3267 "Об отмене постановлений администрации Волгограда, главы Волгограда, разрешения на строительство, расторжении договора аренды земельного участка",
- в порядке восстановления нарушенных прав просит обязать администрацию Волгограда продлить срок действия разрешения на строительство № RU 34301000-192Гр/Т-09 от 06.11.2009 на 5 месяцев 20 дней или выдать заявителю новое разрешение на строительство здания кафе-бара по адресу: г. Волгоград, ул. Дегтярева, 10д, со сроком действия 5 месяцев 20 дней.
В обоснование требований заявитель указал, что оспариваемое постановление не соответствует части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, пункту 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 7.8 и 7.9 Временных региональных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 05.09.2007 № 1574, статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 51 Градостроительного кодекса, статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, определением суда от 13.04.2010 привлечены комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда.
Администрация Волгограда, комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и комитет земельных ресурсов администрации Волгограда возражают против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзывах.
Изучив представленные документы, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части.
Как следует из материалов дела, на основании положительного решения комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 08.09.2005 постановлением администрации Волгограда от 03.11.2005 № 2231 ИП А.Е. предварительно согласовано место размещения подземного кафе-бара на земельном участке (учетный номер 1-56-135) площадью 1150 кв. м., расположенном по ул. Дегтярева в Тракторозаводском районе. На Предпринимателя возложена обязанность в период 3-летнего срока действия данного постановления обеспечить в установленном порядке разработку, согласование и экспертизу проектной документации для строительства объекта, установление границ участка на местности, его государственный кадастровый учет. Данным постановлением также утвержден акт о выборе земельного участка для строительства от 20.09.2005 № АВ-05-287.
Предпринимателем проведены работы по формированию земельного участка площадью 1150 кв. м. и его постановке на кадастровый учет. Земельному участку присвоен кадастровый № 34:34:01 00 44:145, что подтверждается кадастровым планом и кадастровым паспортом.
Согласно справки МУ "ГИЦ" от 10.10.2006 № 2899/АС, земельному участку присвоен предварительный адрес - ул. Дегтярева, 10"д".
01.03.2007 комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда подписал заключение № 07-15 и согласовал рабочий проект "Бар-закусочная по ул. Дегтярева в Тракторозаводском районе г. Волгограда", с условием: оформить в установленном порядке дополнительный земельный участок (под выступающими элементами здания) или откорректировать границы предоставленного участка.
Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, рассмотрев откорректированные чертежи, в части сокращения площади застройки здания за границами предоставленного участка, согласно письму от 18.05.2007 № АР-1760-07, снял условия заключения № 07-15 по оформлению дополнительного земельного участка (под выступающими элементами здания).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление администрации г. Волгограда № 160 издано 18.02.2004, а не 18.04.2004.

Функции администрации Волгограда в части градостроительного регулирования, в том числе по вопросам выдачи разрешений на строительство осуществляет комитет по градостроительству и архитектуре, являющийся структурным подразделением администрации и действующий на основании Положения, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 18.04.2004 г. № 160 (п. п. 1.2, 3.2 названного Положения).
В письме от 24.08.2007 № ар3720-07 комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда о возможности размещения кафе-бара указал, что согласно заключению комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 27.04.2005 № 501 испрашиваемый земельный участок расположен в рекреационной зоне. Помимо этого, отметил, что объект кафе является объектом, предназначенным для отдыха. В соответствии с п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В данном письме также указано на то, что нормы градостроительного законодательства, запрещающие размещение объектов капитального строительства в рекреационной зоне отсутствуют.
Согласно заключению комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 18.06.2008 № 1251 "Об ограничениях, обременениях и сервитутах в использовании земельного участка для строительства объекта" объект - предприятие общественного питания - кафе-бар соответствует функциональной зоне в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 05.09.2007 № 1574 "Об утверждении временных региональных нормативов градостроительного проектирования Волгоградской области" (п. 7.8.1).
В соответствии с пунктом 7.8.1 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 05.09.2007 № 1574 "Об утверждении временных региональных нормативов градостроительного проектирования Волгоградской области" на территории парка разрешается строительство зданий для обслуживания посетителей и эксплуатации парка. Площадь застройки не должна превышать 7 процентов территории парка.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что им были получены технические условия подключения объекта к сетям электроснабжения, к сетям водопровода и бытовой канализации, к сетям ливневой канализации, к радиотрансляционным сетям.
Постановлением администрации Волгограда от 14.08.2008 № 1571 ИП А.Е. предоставлен земельный участок (учетный № 1-56-135) площадью 1150 кв. м. из земель населенных пунктов для строительства капитального объекта - кафе-бара по ул. им. Дегтярева, 10д в Тракторозаводском районе. В пункте 3.4. данного постановления указано, что земельный участок расположен в рекреационной зоне.
05.09.2008 между комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда и ИП А.Е., на основании постановления главы Волгограда от 14.08.2008 № 1571, заключен договор аренды земельного участка № 8235, для строительства капитального объекта - кафе-бара (пункт 1.2 договора) площадью 1150 кв. м. с кадастровым номером 34:34:01 00 44:0145.
20.10.2009 администрацией Волгограда вынесено постановление № 2690 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:010044:145)", расположенного по адресу Волгоград, Тракторозаводский район, ул. им. Дегтярева, 10д и присвоении ему номера RU34334000-0000000000001525.
Администрацией 06.11.2009 заявителю выдано разрешение № RU34301000-192Гр/Т-09 на строительство объекта капитального строительства - бара-закусочной, по ул. Дегтярева в Тракторозаводском районе г. Волгограда. Срок действия данного разрешения установлен до 06.06.2010 года.
Заявитель указывает, что после получения всех необходимых документов им было начато освоение указанного земельного участка.
16.12.2009 администрацией Волгограда вынесено постановление № 3267 "Об отмене постановлений администрации Волгограда, главы Волгограда, разрешения на строительство, расторжении договора аренды земельного участка". Согласно которому отменены:
- постановление администрации Волгограда от 03.11.2005 № 2231 "О предварительном согласовании места размещения подземного ИП А.Е.",
- постановление главы Волгограда от 14.08.2008 № 1571 "О предоставлении земельного участка (учетный № 1-56-135) для строительства капитального объекта ИП А.Е.",
- постановление главы Волгограда от 20.10.2009 № 2690 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:010044:145)",
- разрешение на строительство от 06.11.2009 № RU34301000-192Гр/Т-09,
- комитету земельных ресурсов администрации Волгограда предписано расторгнуть договор аренды земельного участка от 05.09.2008 № 8235.
Суд считает, что оспариваемое постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Кодекса.
Главной целью выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является выяснение вопроса, можно ли на испрашиваемом земельном участке построить конкретный объект недвижимости.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
На основании статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктом 4.10. Порядка предоставления земельных участков для строительства, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 № 790 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде", предусмотрено, что комитет земельных ресурсов подготавливает и направляет в администрацию Волгограда проект постановления главы Волгограда о предоставлении земельного участка для строительства объекта. Проект данного постановления согласовывается с заместителем главы Волгограда, курирующим вопросы градостроительства и земельных отношений, комитетом по градостроительству и архитектуре, правовым управлением администрации Волгограда в срок, установленный Регламентом администрации Волгограда. При этом общий срок принятия администрацией Волгограда указанного постановления не может превышать 14 дней со дня поступления соответствующего заявления в комитет земельных ресурсов. Администрация Волгограда в течение 7 дней выдает указанное постановление или отправляет его в адрес Заявителя заказной корреспонденцией.

]]>
Таким образом, для принятия решения о предоставления земельного участка для строительства требуется соблюдение трех условий: получение решения о предварительном согласовании места размещения объекта; утверждение проекта границ земельного участка; присвоение земельному участку государственного кадастрового номера.
Вышеперечисленные условия Предпринимателем соблюдены в полном объеме.
Кроме того, на территории города Волгограда действует порядок предоставления земельных участков для строительства, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 г. № 790 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде".
Согласно пункту 4.8 данного Положения для предоставления земельного участка заявитель в течение срока действия постановления главы Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта обращается в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка. К заявлению прикладывает кадастровый план земельного участка, справку МУ "ГИЦ" о присвоении адреса земельному участку, заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области.
Указанные требования Предпринимателем соблюдены в полном объеме.
Предоставление иных документов для вынесения администрацией Волгограда решения о предоставлении земельного участка для строительства не требуется.
Предпринимателем было получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 24.12.2007 № 34.12.01.000.Т.000961.12.07, согласно которому требования, установленные в проектной документации предполагаемого использования земельного участка площадью 1150 кв. м. для строительства кафе-бара по ул. Дегтярева в Тракторозаводском районе г. Волгограда, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Ссылку в оспариваемом постановлении на нарушение пунктов 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд находит необоснованной, поскольку указанная норма содержит только определения понятий "красные линии" и "территории общего пользования", не устанавливая какие-либо запреты и ограничения.
Доводы администрации о недопустимости предоставления в аренду земельных участков, расположенных за пределами красных линий застройки на землях общего пользования, суд не принимает по следующим причинам.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей, в проектах инженерно-транспортных коммуникаций, в земельном и градостроительном кадастрах.
Действующее градостроительное и земельное законодательство не содержит запрета на строительство за пределами красных линий.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, расположенные в землях общего пользования, не подлежат приватизации, при этом не исключена возможность предоставления таких земельных участков в аренду.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка и проектом границ земельного участка. При оформлении акта о выборе земельного участка для размещения объектов и при принятии постановления "О предварительном согласовании места размещения объекта" по делу, администрацией Волгограда учитывались месторасположение земельных участков, состояние градостроительной документации, как не препятствующие принятию решения, связанного с предварительным согласованием места размещения объектов.
Кроме того, в рассматриваемом случае возможность возведения объекта подтверждена необходимыми согласованиями.
Доводы администрации о том, что земельный участок не может быть предоставлен под строительство ввиду того, что находится в рекреационной зоне, суд находит несостоятельными.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав городских земель входят земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерные, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иные территориальные зоны.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (пункт 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7.8. Временных региональных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 05.09.2007 № 1574 парк - озелененная территория для рекреационной деятельности с развитой системой благоустройства, предназначенная для периодического массового отдыха населения, размером не менее 5 гектаров.
На территории парка разрешается строительство зданий для обслуживания посетителей и эксплуатации парка. Площадь застройки не должна превышать 7, процентов территории парка (пункт 7.8.1 указанных Временных региональных нормативов).
Согласно пункту 1.2. приложения 1 к постановлению Волгоградского горсовета народных депутатов от 25.01.2006 № 27/537 "О муниципальной целевой программе "Парки, скверы и улицы Волгограда" на 2006 - 2014 годы" реконструкция парка по ул. им Дегтярева Тракторозаводского района ("Комсомольский") включена в данную программу.
В вышеуказанной муниципальной целевой программе указано, что городские парки, скверы и улицы являются неотъемлемой частью генеральной схемы озеленения территории Волгограда.
В соответствии с приложением 5 к постановлению администрации Волгограда от 02.03.2006 № 502 "Об определении распорядителей бюджетных средств и муниципальных заказчиков в городском хозяйстве" площадь парка "Комсомольского) составляет 4,9 га. Максимально возможная площадь застройки (7% от 4,9 га) составляет 3430 кв. м. Вместе с тем, в рассматриваемом случае площадь застройки согласно разрешению на строительство - 227,40 кв. м.
Как предусмотрено пунктом 7.9. Временных региональных нормативов сад - озелененная территория с ограниченным набором видов рекреационной деятельности предназначенная преимущественно для прогулок и повседневного отдыха населения квартала (микрорайона), размером от 2 до 5 гектаров. Величина территории сада в условиях реконструкции определяется существующей градостроительной ситуацией. На территории сада допускается возведение зданий, необходимых для обслуживания посетителей и территории сада (кафе, павильонов, хозяйственных построек), общая, площадь застройки которых не должна превышать 5 процентов территории сада.
Таким образом, размещение в рекреационной зоне объекта - кафе-бара, непосредственно связанного с отдыхом граждан, не запрещается действующим законодательством. Кроме того, в письме от 24.08.2007 № ар3720-07 комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда подтвердил, что объект "кафе" является объектом, предназначенным для отдыха, и подтвердил возможность размещения такого объекта в данной зоне.
Исходя из определений, данных в части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ и в статье 2 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", разрешение на строительство - это административный акт, предоставляющий право осуществить застройку земельного участка, находящегося в собственности, пользовании или аренде, в строгом соответствии с утвержденной проектной документацией, соблюдением строительных и природоохранных норм и правил.
На основании пункта 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства на землях данного муниципального образования.
Согласно пункту 28 части 1 статьи 5 Устава города-героя Волгограда выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа Волгоград, являются вопросами местного значения городского округа Волгоград.
Функции администрации Волгограда в части градостроительного регулирования, в том числе по вопросам выдачи разрешений на строительство осуществляет комитет по градостроительству и архитектуре, являющийся структурным подразделением администрации и действующий на основании Положения, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 18.02.2004 № 160 (п. п. 1.2, 3.2 названного Положения).
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 19 статьи 51 названного Кодекса разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
В рассматриваемом случае администрацией 06.11.2009 заявителю выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства - бара-закусочной, по ул. Дегтярева в Тракторозаводском районе. Срок действия разрешения установлен до 06.06.2010 года.
Заявитель указывает, что оспариваемым постановлением нарушены его права в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности, поскольку вследствие отмены разрешения на строительство Предприниматель был лишен возможности осуществлять строительство, а также использовать земельный участок в связи с его целевым назначением. При этом ссылается на то, что при этом от обязанности по оплате арендной платы он не освобожден. В связи с отменой ответчиком постановления "Об утверждении градостроительного плана земельного участка" невозможно осуществление строительства без наличия документа, подтверждающего соответствие проекта градостроительному плану. Вследствие отмены администрацией постановления "О предоставлении земельного участка для строительства объекта Предпринимателю" создается неопределенность в сроке действия договора аренды.
В оспариваемом постановлении указано, что при отмене постановлении администрация руководствовалась пунктом 5 статьи 39 Устав города-героя Волгограда
Согласно пункту 5 статьи 39 Устава города Волгограда (принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 № 20/362) администрация Волгограда в области использования и охраны земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды обладает следующими полномочиями: 1) осуществление регулирования земельных отношений на территории Волгограда: предоставление в установленном порядке в соответствии с Генеральным планом Волгограда, градостроительным зонированием территории Волгограда, на основании документации по планировке территорий Волгограда в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, передача в собственность, сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах границ городского округа Волгоград и других земель, переданных в ведение Волгограда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; 2) участие в разграничении государственной собственности на землю, организация ведения реестра муниципальных земель; 3) взимание арендной платы за землю; 4) установление на основании решений городской Думы особенностей реализации правомочий районов Волгограда по регулированию земельных отношений; 5) осуществление муниципального контроля за использованием и охраной земель; 6) обеспечение защиты прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов; 7) организация проведения работ по землеустройству, подготовка заключений по планам землеустроительных работ, проводимых на территории Волгограда; 8) определение условий проведения изыскательских работ на территории Волгограда; 9) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Волгоград; 10) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения Волгограда при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков; 11) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения; 12) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; 13) организация проведения на территории Волгограда гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий и обеспечение соблюдения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов; 14) осуществление контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 15) привлечение к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; 16) информирование населения Волгограда об экологической обстановке, принятие в случае стихийных бедствий и аварий мер по обеспечению безопасности населения; сообщение в соответствующие государственные органы сведений о действиях организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании.
Полномочиями по отмене ранее принятых ненормативных актов Устав города-героя Волгограда не наделяет администрацию.
Законодатель в главе 7 Земельного кодекса Российской Федерации установил исчерпывающий перечень оснований прекращения права пользования земельным участком. Согласно статье 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае: использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 настоящего Кодекса; использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование; изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 настоящего Кодекса; реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 настоящего Кодекса; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Вышеназванных оснований в постановлении № 3267 от 16.12.2009 не указано.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) их.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований. Однако основанием для такой отмены может служить лишь несоответствие отменяемого муниципального правового акта Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении № 4-П от 01.04.2003, по смыслу части 3 статьи 55 во взаимосвязи со статьями 8, 17, 34 и 35 Конституции Российской Федерации возможные ограничения федеральным законом свободы предпринимательской деятельности, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать само существо конституционного права, то есть не ограничивать пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм.
Материалами дела доказано, что на момент принятия оспариваемого постановления администрации от 16.12.2009 № 3267 Предпринимателем были получены необходимые согласования и разрешения компетентных органов, свидетельствующие о том, что строительство кафе-бара здания на испрашиваемом, сформированном и зарегистрированном земельном участке не нарушит земельное и градостроительное законодательство.
Правовая оценка собранных доказательств позволяет суду сделать вывод, что принимая оспариваемое постановление, должностные лица Волгограда не выяснили обстоятельства, имеющие значение для принятия муниципального правового акта, который бы отвечал требованиям справедливости, адекватности, пропорциональности и соразмерности. Не учли, что с момента принятия постановления от 03.11.2005 № 2231 до издания постановления от 16.12.2009 № 3267, отменяющего первоначальное решение о предварительном согласовании места размещения объекта, прошло более четырех лет, а в течение истекшего времени Предприниматель, добросовестно исполнял возложенные на него обязанности, совершил необходимые действия по надлежащему оформлению прав на испрашиваемый земельный участок. В результате чего постановление главы Волгограда от 16.12.2009 № 3267 нарушило конституционные принципы, закрепленные в статьях 7, 17, 34, 35 и 55 Основного закона Российской Федерации и права ИП А.Е. в сфере предпринимательской деятельности.
При указанных обстоятельствах требование о признании постановления администрации Волгограда от 16.12.2009 № 3267 недействительным является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В качестве способа восстановления своих нарушенных прав заявитель просит обязать администрацию Волгограда продлить срок действия разрешения на строительство № RU 34301000-192Гр/Т-09 от 06.11.2009 на 5 месяцев 20 дней или выдать заявителю новое разрешение на строительство здания кафе-бара по адресу: г. Волгоград, ул. Дегтярева, 10д, со сроком действия 5 месяцев 20 дней.
В данном случае возложение на администрацию обязанности совершить необходимые действия по продлению срока действия разрешения на строительство не может рассматриваться в качестве адекватного способа восстановления нарушенных прав ИП А.Е. в рамках рассмотрения настоящего заявления.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины относится на проигравшую сторону.
За подачу заявления А.Е. по чекам-ордерам от 11.03.2010, от 07.04.2010 уплатила в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 400 руб.
Между тем для физических лиц за подачу заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным установлен размер государственной пошлины - 200 рублей (пункт 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с этим, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению заявителю в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным постановление главы Волгограда от 16.12.2009 № 3267 "Об отмене постановлений администрации Волгограда, главы Волгограда, разрешения на строительство, расторжении договора аренды земельного участка", как несоответствующее статьям 7, 17, 34, 34, 35, 55 Конституции Российской Федерации, пункту 7.8.1 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 05.09.2007 № 1574 "Об утверждении временных региональных нормативов градостроительного проектирования Волгоградской области".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с администрации Волгограда области в пользу А.Е. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Возвратить из федерального бюджета плательщику - А.Е. излишне уплаченную государственную пошлину по чеку-ордеру 07.04.2010 в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
СТРЕЛЬНИКОВА Н.В.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru