Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 августа 2009 г. по делу № А62-3310/2009

Резолютивная часть решения объявлена 07.08.2009.
Полный текст решения 10.08.2009.
Арбитражный суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Яковенковой В.В., судей Лукашенковой Т.В., Пузаненкова Ю.А., при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей Яковенковой В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "МегаФон" к Сафоновскому районному Совету депутатов, с участием Прокуратуры Смоленской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,
при участии:
от заявителя - Черных В.А., представитель, доверенность от 22.04.2009 № С-6218,
от ответчика - Аношина Е.С., ведущий специалист-юрист, доверенность от 07.07.2009 № 2070,
от прокуратуры - Павленко Н.В., прокурор отдела Прокуратуры Смоленской области, удостоверение № 150592,

установил:

закрытое акционерное общество "Мобиком-Центр" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими подпункта 6 пункта 1 и пункта 2 решения Сафоновского районного Совета депутатов от 20.03.2009 № 59/1 "Об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, на территории муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области".
В ходе производства по настоящему делу в связи с прекращением деятельности закрытого акционерного общества "Мобиком-Центр" путем реорганизации в форме присоединения к открытому акционерному обществу "МегаФон" по ходатайству заявителя в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена истца - закрытого акционерного общества "Мобиком-Центр" на его правопреемника - открытое акционерное общество "МегаФон" (далее - общество, заявитель), о чем вынесено определение суда от 09.07.2009.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступила Прокуратура Смоленской области (далее - прокуратура).
Из материалов дела следует, что обществом в целях осуществления хозяйственной деятельности были заключены договоры аренды от 23.08.2004 № 738 и № 739 земельных участков площадью 2937,0 кв. м каждый, расположенных по адресам: Смоленская область, Сафоновский район, Старосельский с/о, д. Якушкино, и Смоленская область, Сафоновский район, Прудковский с/о, д. Пустыня, находящихся в государственной собственности, используемых под антенно-мачтовые сооружения сотовой связи.
Арендодателем по указанным договорам является муниципальное образование "Сафоновский район" Смоленской области.
Впоследствии срок действия договоров аренды земельных участков продлевался на 2005 - 2009 гг., с ежегодным изменением порядка расчета и размера арендной платы.
В 2009 году расчет арендной платы по вышеуказанным земельным участкам произведен комитетом по управлению муниципальным имуществом Сафоновского района в соответствии с порядком определения размера арендной платы, установленным постановлением Администрации Смоленской области от 10.03.2009 № 118 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области" (опубликовано 13.03.2009 в "Вестнике Смоленской областной Думы и администрации Смоленской области" № 2, 2009 г.).
При расчете арендной платы применен базовый размер арендной платы в процентном соотношении от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для размещения сооружений связи, который составляет 10%, установленный оспариваемым решением Сафоновского районного Совета депутатов от 20.03.2009 № 59/1 "Об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, на территории муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области". В соответствии с пунктом 2 названного решения его действие применяется к ранее заключенным договорам аренды земельных участков и правоотношениям, возникшим с 01.01.2009.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Администрации Смоленской области от 10.03.2009 № 118 имеет название "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области", а не "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области".

Общество полагает, что подпункт 6 пункта 1 и пункт 2 решения Сафоновского районного Совета депутатов от 20.03.2009 № 59/1 "Об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, на территории муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области", которым утверждены названные базовые размеры арендной платы, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления хозяйственной деятельности, так как возлагают обязанность по уплате арендных платежей в значительно и неоправданно увеличенных размерах по сравнению с предыдущими периодами, ущемляют его интересы и создают дискриминационные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в том числе уплачивающими земельный налог на территории сельских поселений, в границах которых расположены арендуемые земельные участки. По мнению заявителя, оспариваемый нормативный акт противоречит положениям статей 8, 36, 55 Конституции Российской Федерации, статей 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 6, 7, 10 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", постановления Администрации Смоленской области от 10.03.2009 № 118 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области".
Сафоновский районный Совет депутатов (далее - Совет, ответчик) считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку земельное законодательство основывается в том числе на принципе платности использования земли; порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения отнесены к компетенции собственника земли; сам по себе факт отсутствия экономического обоснования базовых ставок арендной платы не может явиться основанием для признания нормативного акта недействующим, так как законодатель не указывает его в качестве обязательного условия для установления ставок.
Прокуратура представила отзыв на заявление, полагает, что требования общества являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы.
Оценив в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные по делу доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом в силу части 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, а проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Принцип платности любого использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) установлен также подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Кодекса размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени такие общие начала Правительством РФ не установлены.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "в" статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ) арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 данной статьи.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Администрацией Смоленской области принято постановление от 10.03.2009 № 118 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области".
Указанное постановление официально опубликовано 13.03.2009 в "Вестнике Смоленской областной Думы и администрации Смоленской области" № 2, 2009 г. и вступило в силу через 10 дней после опубликования.
Согласно пункту 1 Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области, утвержденного постановлением от 10.03.2009 № 118, (далее - Положение) размер арендной платы определяется на основе государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 названного Положения размеры ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Смоленской области. Размеры ставок арендной платы должны быть установлены по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов; не допускается устанавливать дифференцированные ставки арендной платы в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности юридических лиц, гражданства физических лиц или исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных критериев; при этом размер ставки арендной платы не должен носить индивидуальный характер.
Во исполнение постановления Администрации Смоленской области от 10.03.2009 № 118 Сафоновским районным Советом депутатов принято оспариваемое решение от 20.03.2009 № 59/1 "Об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, на территории муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области" (опубликовано в газете "Сафоновская правда" от 01.04.2009 № 24, далее - Решение от 20.03.2009 № 59/1).
Пунктом 1 названного Решения утверждены базовые размеры арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Базовый размер арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, предоставленных для размещения сооружений связи, составляет 10% (подпункт 6 пункта 1 Решения от 20.03.2009 № 59/1).
Как следует из материалов дела, в результате применения ответчиком новой методики расчета арендной платы с применением базовых размеров арендной платы, утвержденных Решением от 20.03.2009 № 59/1, размер годовой арендной платы по земельным участкам, используемым обществом под сооружениями сотовой связи, увеличился в 2009 г. по сравнению с 2008 г. более чем в шесть раз.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или в ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
Следовательно, при установлении базового размера арендной платы за землю орган местного самоуправления не должен вступать в противоречие с Конституцией Российской Федерации.
Из смысла положений статей 1, 6 - 10 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" следует, что сооружения связи относятся к стратегически значимым объектам и находятся под защитой государства; органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов должны содействовать организациям связи в получении и (или) строительстве сооружений связи на выделенных для этих целей земельных участках; при этом плата за пользование объектами недвижимого имущества должна отвечать принципу соразмерности.
Земельное законодательство основывается в том числе на принципах регулирования отношений по использованию земли исходя из представлений о земле как основе осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности на территории Российской Федерации и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; платности использования земли; паритетного сочетания публичного и частного интересов (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как указано судом выше, Правительством Российской Федерации до настоящего времени в порядке пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не установлены.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 11.05.2004 № 209-О, при отсутствии в Российской Федерации единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы при рассмотрении споров должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при принятии соответствующего нормативного акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основании многофакторного анализа и оценки характеристик земельных участков.
Порядок установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, аналогичен порядку установления ставок земельного налога, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела подлежит применению указанная правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, т.е. оспариваемые положения Решения от 20.03.2009 № 59/1 подлежат оценке на предмет их экономической обоснованности.
Общество в заявлении о признании частично недействующим Решения от 20.03.2009 № 59/1 указывает на то, что данный нормативный правовой акт является экономически необоснованным, в соответствии с утвержденными этим актом базовыми размерами бремя арендных платежей для заявителя значительно увеличилось.
Из материалов дела (расчет арендной платы за земельные участки, предоставленный ОАО "МегаФон" за период с 01.01.2004 по настоящее время) усматривается, что размер арендной платы с 2004 г. по договору аренды от 23.08.2004 № 738 вырос в 49 раз, по договору аренды от 23.08.2004 № 739 вырос в 133, 54 раза.
Базовые размеры арендной платы для земельных участков, предоставленных для размещения сооружений связи, превышают в семь раз соответствующие ставки земельного налога (сравниваемые ставки земельного налога утверждены решением Совета депутатов Старосельского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области от 24.11.2008 № 18 и решением Совета депутатов Прудковского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области от 25.11.2008 № 2).
Установленные базовые размеры арендной платы за земельные участки влекут для ОАО "МегаФон" юридически значимые последствия и тем самым затрагивают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Доказательств наличия экономической обоснованности оспариваемого базового размера арендной платы ответчиком не представлено.
Как усматривается из отзыва Совета и пояснений его представителя в судебном заседании, экономического обоснования базовых ставок арендной платы не имеется, критериями при определении размера арендной платы явились виды целевого использования земель и категории арендаторов; представленные ответчиком отчеты об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков не могут являться доказательством экономической обоснованности оспариваемого базового размера арендной платы; более того, оценка рыночной стоимости земельных участков проведена значительно позднее принятия оспариваемого Решения от 20.03.2009 № 59/1.
При указанных обстоятельствах требования общества о признании недействующим подпункта 6 пункта 1 Решения от 20.03.2009 № 59/1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд также соглашается с доводами общества о невозможности применения установленных Решением от 20.03.2009 № 59/1 базовых размеров арендной платы к ранее заключенным договорам аренды земельных участков и правоотношениям, возникшим с 01.01.2009, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, оспариваемое Решение от 20.03.2009 № 59/1 принято Советом во исполнение постановления Администрации Смоленской области от 10.03.2009 № 118 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области", которое опубликовано 13.03.2009 и вступило в силу через десять дней после опубликования.
Именно постановлением от 10.03.2009 № 118 органы местного самоуправления наделены правом установления размеров ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, причем в названном постановлении не указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу указанного нормативного акта; ранее порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ устанавливался органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории Смоленской области действовало постановление Администрации Смоленской области от 30.12.2005 № 394 "Об утверждении базовых и минимальных размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов и Положения о порядке ведения учета договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности" (далее - Постановление от 30.12.2005 № 394), положения которого распространялись на все предоставленные в аренду на территории Смоленской области земельные участки, управление и распоряжение которыми осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области; Постановление от 30.12.2005 № 394 утратило силу в связи с изданием постановления от 10.03.2009 № 118.
Таким образом, распространяя действие Решения от 20.03.2009 № 59/1 на правоотношения, возникшие с 01.01.2009 и применяя его положения к ранее заключенным договорам аренды земельных участков, ответчик вышел за пределы полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
Учитывая вышеизложенное, требования общества о признании недействующим пункта 2 Решения от 20.03.2009 № 59/1 также являются обоснованными.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать подпункт 6 пункта 1 и пункт 2 Решения Сафоновского районного Совета депутатов от 20.03.2009 № 59/1 "Об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, на территории муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области" не соответствующими положениям статей 8, 57 Конституции Российской Федерации, статей 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановления Администрации Смоленской области от 10.03.2009 № 118 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области" и недействующими.
2. Произвести открытому акционерному обществу "МегаФон" возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 4000 руб., уплаченной при подаче заявления в арбитражный суд по платежному поручению от 22.06.2009 № 279836, о чем выдать справку.
3. Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать решение суда в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Центрального округа) в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
В.В.ЯКОВЕНКОВА

Судьи
Т.В.ЛУКАШЕНКОВА
Ю.А.ПУЗАНЕНКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru