Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 30 июня 2010 года

ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

Налично-денежное обращение требует повышенного внимания со стороны государства, так как именно здесь сосредоточены значительные денежные средства, которые зачастую скрываются от учета и налогообложения.
В связи с этим с 1993 года на территории Российской Федерации было введено обязательное применение контрольно-кассовой техники, при осуществлении наличных денежных расчетов защищающее фискальные интересы государства.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон № 54-ФЗ).
За последнее время в этот Закон внесены некоторые изменения. Так, с 21 июля 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009 № 162-ФЗ, который вносит изменения в ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
Эти поправки позволяют плательщикам ЕНВД, не подпадающим под действие пунктов 2 и 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, выбирать: либо применять ККТ, либо выдавать по требованию покупателя документ (товарный чек, квитанцию или другой документ), подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
При всей свободе выбора вида документа, выдаваемого клиенту в момент оплаты товара (работы, услуги), он должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Анализируя возможности, предоставляемые законодательством для отказа от применения при наличных денежных расчетах или расчетах с использованием платежных карт контрольно-кассовой техники плательщикам единого налога на вмененный доход, нельзя не отметить проблемы, возникающие при отказе от применения контрольно-кассовой техники.
Так, нельзя торговать алкоголем в городе и при этом не использовать ККТ. При рассмотрении вопроса о применении ККТ организациями, являющимися плательщиками ЕНВД и осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, следует иметь в виду, что порядок розничной продажи алкогольной продукции регулируется ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Пунктом 5 ст. 16 Закона № 171-ФЗ предусмотрен ряд требований к организациям, осуществляющим в городах розничную торговлю алкоголем с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции, одним из которых является наличие ККТ.
Согласно действующему законодательству аптеки являются налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Следовательно, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем правила и порядок отпуска лекарственных средств в соответствии с ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 22.06.1998 "О лекарственных средствах" определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 № 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.03.2003 № 4272).
Согласно пункту 1.2 настоящий ОСТ является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
Статьей 6.14 ОСТа установлено, что аптечные организации должны иметь контрольно-кассовые аппараты, зарегистрированные в налоговых органах по месту нахождения аптечной организации.
Внесение изменений в п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ поставило организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, переведенные на уплату ЕНВД, перед непростым выбором: применять ККТ в прежнем порядке или отказаться от этого в соответствии с указанными изменениями.
В последнем случае покупателю выдается другой документ только по его требованию. Организации, принявшие решение применять ККТ, должны пробивать чеки и выдавать их каждому покупателю, а не только по их просьбе. В противном случае это повлечет привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 3000 до 4000 рублей на должностных лиц и предпринимателей и от 30000 до 40000 рублей на организацию.
Изменения, внесенные в Закон № 54-ФЗ, не обязывают пользователей ККТ снимать с учета в налоговом органе кассовые аппараты. Однако, если при проверке по соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовой техники будет установлено, что ККТ находится на рабочем месте и кассир применяет по просьбе покупателя получить документ, подтверждающий факт оплаты за товар, налоговый орган может сделать вывод о применении продавцом ККТ и оштрафовать за невыдачу чеков покупателям.
Таким образом, у организации или предпринимателя должны быть доказательства того, что кассовый аппарат не использовался, поэтому были выданы товарные чеки.
В случае отказа от применения ККТ Законом № 54-ФЗ не запрещено по желанию владельца использовать ККТ для внутреннего учета. Также Законом № 54-ФЗ не запрещена доработка ККТ заводом-изготовителем или центром технического обслуживания по методике завода-изготовителя для печати документа, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, содержащего ряд обязательных сведений.
При совмещении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения, налогоплательщик может выбирать, применять ККТ или нет, только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД. При осуществлении деятельности, облагаемой в соответствии с общим режимом налогообложения, использование ККТ обязательно.
Как показывает опыт аудиторских проверок, организации не спешат отказываться от ККТ, считая, что их применение способствует усилению внутреннего контроля над полнотой сбора выручки.
Главные бухгалтеры и собственники организаций уже ощутили проблему контроля за полнотой сдачи выручки при неприменении ККТ. Организации, применяющие ЕНВД, обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 23.11.2009) и соблюдать кассовую дисциплину в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40.
Возникают вопросы у главных бухгалтеров и к подотчетным лицам, приобретающим товарно-материальные ценности без чека ККТ, особенно во время нахождения их в командировках. Некоторые организации издали приказы о недопустимости приобретения товарно-материальных ценностей без чеков ККТ, а в случаях невозможности предоставления чеков просят продавца о выдаче справки, подтверждающей, что он является плательщиком ЕНВД и не применяет ККТ.
Таким образом, взаимоотношения продавец-покупатель по поводу выдаваемых продавцом первичных документов усложняются.
Кроме того, требования некоторых покупателей о выдаче чека приводит к задержкам в обслуживании клиентов, образованию очередей, поэтому покупатели могут отказаться от покупки в магазине без контрольно-кассовой техники и уйти в тот магазин, где дают кассовые чеки.
Поэтому вопрос об отказе от применения ККТ или о дальнейшем ее использовании должен быть решен каждым предпринимателем или организацией самостоятельно. При этом необходимо ответить на следующие вопросы:
- как будет осуществляться контроль за полнотой оприходования выручки и своевременностью ее сдачи при отказе от ККТ;
- каков будет документооборот по движению денежных средств, поступающих от подразделений в центральную кассу;
- как будут изготавливаться документы, выдаваемые вместо чека ККТ по просьбе покупателя и как это отразится на качестве обслуживания;
- не будет ли потерян контингент клиентов, покупающих товары за наличный расчет для нужд своих организаций, в связи с отсутствием чека ККТ;
- если предприниматель или организация осуществляет деятельность в нескольких субъектах Федерации и ЕНВД введен не во всех из них, то как будет организован контроль в целом по организации при отказе некоторых ее структур (филиалов) от применения ККТ;
- при отказе от ККТ необходимо ли их снимать с учета и реализовывать;
- какие изменения следует внести в трудовые договоры, штатное расписание, должностные обязанности сотрудников, исполнявших ранее обязанности кассира, а также в связи с уменьшением обязанностей в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Следует отметить, что Закон № 54-ФЗ содержит нормы, позволяющие и другим предпринимателям не применять контрольно-кассовую технику при расчетах с покупателями.
]]>
Так п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ определено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Как видно из приведенной нормы, не применять ККТ могут организации и предприниматели, занимающиеся некоторыми видами деятельности. К таким видам деятельности законом отнесены, например:
- продажа ценных бумаг, лотерейных билетов, газет и журналов, проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
- обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ во время учебных занятий;
- продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции;
- продажа в сельской местности лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи;
- торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
- торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
- реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.
Кроме того, п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ допускает не применять ККТ хозяйствующим субъектам, находящимся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кабинетом Министров Республики Татарстан Постановлением от 29.12.2005 № 648 (в редакции от 08.05.2009) утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в отдаленных и труднодоступных местностях Республики Татарстан, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и(или)расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. В указанный перечень включено 962 населенных пункта по 42 районам республики.
Пункт 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ позволяет осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Положением о БСО установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
Обязательные реквизиты, которые должен содержать соответствующий документ, приведены в пункте 3 Положения о БСО.
При этом необходимо отметить, что требования Положения о БСО касаются всех услуг, предусмотренных Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее - ОКУН), в том числе и тех, для которых бланки строгой отчетности ранее не были утверждены.
Если иное не предусмотрено пунктами 5 и 6 Положения о БСО, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.
Необходимо учесть, что поскольку в силу приведенной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины, т.е. по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (абз. 2 п. 4 Пленума ВАС от 31.07.2003 № 16).
Другое новшество в Законе № 54-ФЗ связано с принятием Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", который регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
С 01.04.2010 вступили в силу отдельные положения Закона № 103-ФЗ, обязывающие платежных агентов при приеме платежей использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Требования о необходимости регистрации и использовании контрольно-кассовой техники установлены Законом № 54-ФЗ.
Процесс регистрации ККТ в составе платежного терминала не отличается от регистрации любой другой контрольно-кассовой техники. Порядок регистрации ККТ установлен Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. № 470 и Административным регламентом (Приказ Минфина России от 10.03.2009 № 19н).
Этими нормативными документами оговорено, что регистрации в налоговых органах подлежит контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр ККТ и предназначенная для применения в составе платежных терминалов (банкоматах).
Зарегистрировать ККТ в составе платежного терминала(банкомата), в налоговых органах, обязаны:
- операторы по приему платежей - платежные агенты;
- платежные субагенты - платежные агенты;
- банковские платежные агенты.
Центральный банк Российской Федерации утверждает Порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов (ч. 2 ст. 4 Закона № 54-ФЗ).
Однако при этом кредитная организация обязана осуществить регистрацию ККТ в составе платежного терминала (банкомата) в случае, если кредитная организация применяет платежный терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие только ей на праве собственности.
Чтобы зарегистрировать ККТ в составе платежного терминала (банкомата) пользователь должен представить в налоговую инспекцию (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица) следующие документы:
- заявление (форма установлена Приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@);
- паспорт на ККТ;
- договор с Центром технического обслуживания (далее - ЦТО).
Этот перечень документов для регистрации контрольно-кассовой техники является исчерпывающим и не предполагает установления дополнительных условий регистрации контрольно-кассовой техники.
Следует учесть, что заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
Регистрация ККТ, установленной в платежном (банковском) терминале, проводится с выездом представителя налогового органа, платежного агента или его представителя, в том числе специалиста ЦТО, на место установки платежного терминала. При этом Административным регламентом на прием и оформление документов отводится 30 минут на каждого заявителя, а на осуществление всей регистрации установлен срок 5 дней.
Следует иметь в виду, что Административный регламент устанавливает и ряд оснований для неисполнения государственной функции по регистрации контрольно-кассовой техники, таких как:
- представление неполного комплекта необходимых документов, а также документов, оформленных в неустановленном порядке, при условии неустранения пользователем указанных недостатков;
- предъявление для регистрации модели контрольно-кассовой техники, не включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой техники или исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники;
- истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники;
- предъявление контрольно-кассовой техники, находящейся в розыске;
- обнаружение неисправности контрольно-кассовой техники, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля (знаков "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание");
- отсутствие заключенного договора о технической поддержке контрольно-кассовой техники между пользователем и поставщиком или центром технического обслуживания;
- представление при перерегистрации контрольно-кассовой техники чеков, контрольных лент и фискальных отчетов, не соответствующих техническим требованиям к контрольно-кассовой технике или отпечатанных в нефискальном режиме.
Сегодняшние требования действующего законодательства позволяют зарегистрировать в составе платежного терминала любую модель контрольно-кассовой техники (контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы), включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники. Применяться она может при приеме платежей до 1 января 2014 года, но зарегистрировать ее в налоговых органах платежный агент должен до 1 января 2011 года.
Особые требования установлены Законом № 103-ФЗ и к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику, который выдается в момент осуществления платежа и служит подтверждением осуществления соответствующего платежа.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 103-ФЗ кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:
1)наименование документа - кассовый чек;
2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);
3) общую сумму принятых денежных средств;
4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;
6) адрес места приема денежных средств;
7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
Реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.
Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в статье 4 Закона № 103-ФЗ.
Стоит также отметить, что платежные агенты при приеме платежей могут использовать платежные терминалы, которые содержат в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивают в автоматическом режиме:
1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 Закона № 103-ФЗ;
2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;
4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.
Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Кроме того, при изменении адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала (ч. 5 ст. 6 Закона № 103-ФЗ).
Контроль над соблюдением платежными агентами законодательных требований по применению ККТ в составе платежных терминалов возложен на налоговые органы.
Административная ответственность за неприменение при приеме платежей от физических лиц контрольно-кассовой техники, а равно и применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Она влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса
А.АЛЕШИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru