Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 января 2010 г. по делу № А67-9449/09

(извлечение)

12 января 2010 года оглашена резолютивная часть решения
19 января 2010 года дата изготовления текста решения в полном объеме
12 ноября 2009 г. открытое акционерное общество Банк "Алемар" (далее по тексту - ОАО Банк "Алемар", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск (далее по тексту - ИФНС России по ЗАТО Северск) о признании незаконным решения от 10.08.2009 № 5184 о привлечении к налоговой ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях.
Представитель налогового органа требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительных пояснениях.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
06 июля 2009 г. главным государственным налоговым инспектором Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск в отношении ОАО Банк "Алемар" составлен акт № 4135 "Об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях", в котором указано следующее:
- в соответствии с п. 4 ст. 46 НК РФ в адрес Банка "Алемар" ИНН 5406102877 КПП 546001001 27.02.2009 г. налоговым органом на счет 40702810700000006284 направлено инкассовое поручение № 530 на сумму 12 542 841,43 руб. на взыскание с ОАО "Проммеханомонтаж" задолженности по НДФЛ на основании Решения налогового органа о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика № 5468 от 21.09.2006 г.;
- банком 05.03.2009 г. получено инкассовое поручение от 27.02.2009 г.;
- согласно ответу банка от 20.03.2009 г. № 10/1293-з на запрос инспекции об операциях по счету 40702810700000006284 от 12.03.09 г. № 610 остаток денежных средств на счете на момент получения банком инкассового поручения составил 100 681,88 руб.;
- согласно ответу банка от 21.05.2009 г. № 10/2312-з на запрос инспекции об операциях по счету за период с 12.03.2009 г. по 12.05.2009 г. на счет 40702810700000006284 поступили денежные средства в сумме 2 734 646,20 руб., которые частично были списаны на вознаграждение конкурсному управляющему в сумме 50000 руб. и заработную плату работников в сумме 2 546 000 руб.;
- при наличии денежных средств на расчетном счете № 40702810700000006284 банк не вправе был задерживать исполнение поручения на перечисление налога по инкассовому поручению № 530 от 27.02.2009 в сумме 2 835 328,08 руб.
По результатам рассмотрения акта проверки 10 августа 2009 года Инспекцией вынесено Решение № 5184 о привлечении ОАО Банк "Алемар" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 135 НК РФ в виде штрафа в размере 91891 руб. 43 коп.
Данное решение налогового органа вынесено необоснованно на основании следующего.
В соответствии со ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" впредь до внесения изменений в п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (определяющей очередность списания денежных средств со счета) в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1997 № 21-П 'По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и во вторую очередь.
Пунктом 1 ст. 135 НК РФ установлено, что неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога, а также пеней влечет взыскание пеней в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.
Из материалов дела следует, что банк произвел выдачу и списание денежных средств с расчетного счета клиента на основании заявлений о бронировании денежных средств на выдачу заработной платы, поступивших в банк 4.03.2009. Инкассовое поручение налогового органа, указанное в акте налоговой проверки, поступило в банк 5.03.2009. Данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Поскольку денежные средства выданы банком в порядке календарной очередности, в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 135 Кодекса.
Доводы налогового органа о том, что заявления о бронировании денежных средств не являются расчетными документами и не могли быть помещены в картотеку судом не принимаются по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Существующая банковская практика допускает применение таких документов, как заявления о бронировании денежных средств.
Это подтверждается как судебной практикой, так и письмом ЦБ РФ от 21 июня 2000 г. № 03-17/2693, согласно которому вопрос получения организациями денежных средств на заработную плату при недостаточности средств на их счетах связан с очередностью списания средств с банковских счетов, установленной ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательно не решен. В случае внесения соответствующих изменений в ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации Банком России будет принят соответствующий нормативный акт, над проектом которого работает Департамент платежных систем и расчетов.
До выхода нормативного акта порядок получения организациями денежных средств на заработную плату при их недостаточности на счете регулируется письмом от 18.12.96 № 17-12/1210 'Разъяснения по вопросам в области безналичных расчетов", в соответствии с которым в картотеку неоплаченных расчетных документов помещается заявление, содержащее наряду с другими реквизитами период, за который производится выплата заработной платы, что позволяет получить денежные средства по чеку в очередности, установленной законодательством.
Заявления о бронировании денежных средств на выдачу заработной платы, поступившие в банк 4.03.2009 от ОАО "Проммеханомонтаж", соответствуют вышеназванным критериям, то есть называют номер счета, период и резервируемые суммы.
Таким образом в действиях заявителя отсутствует событие правонарушения.
Статья 106 НК РФ устанавливает, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В соответствии со ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Заявителем уплачена государственная пошлина при подаче заявления в сумме 2000 руб. по платежному поручению № 80185 от 9.11.2009 г..
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать недействительным Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск от 10.08.2009 № 5184 о привлечении к налоговой ответственности ОАО Банк "Алемар".
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск в пользу ОАО Банк "Алемар" 2000 рублей судебных расходов.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru