АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 января 2010 г. по делу № А23-6357/09А-21-302
Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 18 января 2010 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Аникиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочетовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ХЕМОФАРМ", г. Обнинск Калужской области,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области
о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2009 № 29-09/627 о назначении наказания по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - юрисконсульта Шаталовой Т.Н. по доверенности от 13.11.2009 № 737;
от ответчика - специалиста Сидорочкиной И.В. по доверенности от 13.01.2010 № 37-03-19/20;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ХЕМОФАРМ" (далее - заявитель, ООО "ХЕМОФАРМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области (далее - ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2009 № 29-09/627 о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования. Пояснила, что операция по счету, произведенная 02.03.2009, касалась обязательств, возникших до подписания дополнительного соглашения; правонарушение совершено без наличия умысла; указанное правонарушение является малозначительным. Отметила, что за совершение административного правонарушения по данному делу ответчик мог привлечь к ответственности должностное лицо общества.
Представитель ответчика в судебном заседании и в отзыве требования не признала, мотивируя тем, что общество знало о требованиях валютного законодательства, однако не проявило должной заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения таможенных обязанностей импортера. По мнению ответчика, данное правонарушение малозначительным не является.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные ими доказательства, судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ХЕМОФАРМ" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1034004204959.
ООО "ХЕМОФАРМ" и "ХЕМОФАРМ А.Д." 05.10.2007 заключили дистрибуционный договор, предметом которого является выполнение заявителем операций дистрибуции на территории Российской Федерации по товарам, указанным в спецификации (фармацевтическая продукция) (л.д. 79-93).
По данному договору ООО "ХЕМОФАРМ" 11.04.2008 оформило паспорт сделки № 08080009/1481/0497/2/0 в филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Обнинское отделение № 7786.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области проведена проверка соблюдения ООО "ХЕМОФАРМ" актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
По результатам проведенной административным органом проверки 17.11.2009 составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 57-61). Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области от 30.11.2009 № 29-09/627 ООО "ХЕМОФАРМ" признано виновным по факту нарушения правил оформления паспортов сделок, привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 130-134).
Не согласившись с указанным постановлением ООО "ХЕМОФАРМ" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно статье 20 указанного Закона Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Единые правила оформления паспортов сделок установлены Инструкцией Центрального банка от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", согласно пунктам 3.15, 3.15-1 которой в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, резидент представляет в банк ПС два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации, связанных с проведением валютных операций.
Как следует из материалов дела, ООО "ХЕМОФАРМ" и "ХЕМОФАРМ А.Д." 05.10.2007 заключили дистрибуционный договор, предметом которого является выполнение заявителем операций дистрибуции на территории Российской Федерации по товарам, указанным в спецификации (фармацевтическая продукция).
По данному договору ООО "ХЕМОФАРМ" 11.04.2008 оформило паспорт сделки № 08080009/1481/0497/2/0 в филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Обнинское отделение № 7786.
Как следует из ведомости банковского контроля, дополнительное соглашение к договору подписано сторонами 22.01.2009, валютная операция по этому договору осуществлена 02.03.2009. Следовательно, срок представления в уполномоченный банк документов, указанных в пункте 3.15 Инструкции № 117-И, - не позднее 02.03.2009. Общество не представило в указанный срок в банк документы для переоформления паспорта сделки, изменения в паспорт сделки внесены 14.05.2009 (л.д. 69-76).
Таким образом, в нарушение вышеназванных требований Инструкции Центрального банка от 15.06.2004 № 117-И паспорт сделки № 08080009/1481/0497/2/0 ООО "ХЕМОФАРМ" переоформлен с нарушением установленного срока, в связи с чем общество обоснованно привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина общества, как условие привлечения к административной ответственности, подтверждается протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении от 17.11.2009, составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии законного представителя общества.
Постановление № 29-09/627 составлено в пределах установленного в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности и соответствует требованиям статьи 29.10 этого же Кодекса.
Довод заявителя о вине работника, не исполнившего надлежащим образом свои должностные обязанности, судом не принимается. Частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Обязанность соблюдения единых правил оформления паспортов сделок возложена на резидентов, в данном случае - ООО "ХЕМОФАРМ".
Довод заявителя относительно малозначительности правонарушения и возможности освобождения от административной ответственности в силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не принимается в связи со следующим.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из положенной законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, экономической значимости валютных операций, препятствования непредставлением в установленный срок отчетности по валютным операциям нормальной деятельности уполномоченного банка как агента валютного контроля и контролирующего органа по валютным операциям, учитывая значительное нарушение срока представления документов, суд считает невозможным отнесение рассматриваемого правонарушения к числу малозначительных.
При таких обстоятельствах, постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области от 30.11.2009 № 29-09/627 о привлечении ООО "ХЕМОФАРМ" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "ХЕМОФАРМ", г. Обнинск Калужской области, требований о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области от 30.11.2009 № 29-09/627 о назначении наказания по делу об административном правонарушении отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Е.А.Аникина