Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2009 г. по делу № А33-9323/2009

Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2009 года.
В окончательной форме решение изготовлено 24 июня 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя Благовещенского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры
к открытому акционерному обществу "Красноярские авиалинии"
о привлечении к административной ответственности,
с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - государственного унитарного предприятия "Аэропорт Благовещенск",
при участии в судебном заседании представителя заявителя: Ш., на основании доверенности от 15.04.2009 № 1.1/7Б09-308 (паспорт),
при ведении протокола судебного заседания судьей Севастьяновой Е.В.,

установил:

заместитель Благовещенского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (далее - прокурор, прокуратура) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к открытому акционерному обществу "Красноярские авиалинии" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель прокуратуры, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, своего представителя для участия в судебном заседании не направил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещен надлежащим образом, отзыв на заявление не представил, своего отношения к заявленным требованиям не выразил.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности в судебном заседании пояснил, что с требованием прокурора не согласен, на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на заявление.
В соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя прокуратуры и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным номером 1022400662404.
Общество осуществляет деятельность по воздушным перевозкам пассажиров и имеет лицензию на осуществление указанного вида деятельности № ПП 0043, сроком действия с 04.12.2007 по 04.12.2012.
Благовещенским транспортным прокурором Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры проведена проверка деятельности общества по факту задержки 28.08.2008 авиарейса № 582 по маршруту "Благовещенск - Красноярск", выполняемого авиакомпанией "Красноярские авиалинии".
В ходе проведения проверки установлено, что 28.08.2008 произошла задержка отправления рейса № 582 по маршруту "Благовещенск - Красноярск", время отправления согласно расписания - 09 часов 05 минут 28.08.2008, время фактического отправления 29.08.2009, таким образом, время задержки авиарейса составило более 26 часов, общее количество пассажиров, согласно приобретенным проездным билетам, составило 86 человек.
Прокурором установлено, что авиакомпанией не было предпринято действий по своевременной заправке топливом воздушного судна, в связи с наличием задолженности перед топливозаправочной компанией, что повлекло задержку сроков перевозки пассажиров и является нарушением лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров воздушным транспортном.
В адрес общества прокуратурой направлено требование от 17.09.2008 о необходимости явки представителя общества в Благовещенскую транспортную прокуратуру Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры 29.10.2008 к 14-00 часом для решения вопроса о возбуждении в отношении ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
В связи с выявлением вышеуказанных нарушений 29.10.2008 заместителем Благовещенского транспортного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Оценив представленные доказательства и обстоятельства дела, арбитражный суд считает заявление прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 № 2202-1 (далее - Закон) прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 названного Закона прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В силу статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26, 20.28 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.10.2008 вынесено уполномоченным лицом - заместителем Благовещенского транспортного прокурора.
Материалами дела подтверждается соблюдение прокурором процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее уведомление общества о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (требование от 17.09.2008 № 21/12-09-08 направлено в адрес общества "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" (Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск") и получено обществом 03.10.2008, что подтверждается представленной в материалы дела копией почтового уведомления о вручении № 675004064007).
Согласно статье 2.1 Кодекса об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 3 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом.
В соответствии с подпунктом 60 пункта 1 статьи 17 названного Закона лицензированию подлежит деятельность в сфере воздушного транспорта и авиации, подлежащий лицензированию перевозки воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы).
На основании пункта 4 Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2007 № 397, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок воздушным транспортом пассажиров является, в том числе, соблюдение лицензиатом общих правил воздушных перевозок пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Согласно пункту 7 федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" утвержденных Приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 (далее - Правила воздушных перевозок), перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.
В соответствии с пунктом 72 Правил воздушных перевозок регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов. Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.
Пунктом 76 Правил воздушных перевозок предусмотрено, что перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с пунктом 99 Правил воздушных перевозок при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
организация хранения багажа.
Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
По мнению прокуратуры, общество нарушило Правила воздушных перевозок и лицензионные условия, в связи с чем имеются основания для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалами дела (в том числе, представлением об устранении нарушений гражданского законодательства от 08.08.2008; письмом ООО "Торговый Дом "Топливное обеспечение Аэропортов" от 27.08.2009 № 4038-08/3, адресованным генеральному директору ООО "ТЗК-Аэропорт Благовещенск" и ОАО АК "Красноярские авиалинии" о неподтверждении заправки в аэропорту Благовещенск с 27.08.2008; письмом ООО "Торговый Дом "Топливное обеспечение Аэропортов" от 28.08.2009 № 4082-08/3, адресованным Благовещенскому транспортному прокурору; договором № 353-06/3 от 27.12.2006; сводной загрузочной ведомостью от 28.08.2008; пассажирскими ведомостями от 29.08.2008; расписанием движения воздушных судов в а/п "Благовещенск" с 01.08.2008 по 31.08.2008; требование от 17.09.2008; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.08.2008) подтверждается и обществом не оспаривается, (что следует из письма от 07.10.2008 общества Авиакомпания "Красноярские авиалинии", адресованного Благовещенскому транспортному прокурору), факт задержки рейса № 528 по маршруту "Благовещенск - Красноярск" по вине авиаперевозчика,
Таким образом, общество нарушило лицензионные требования и условия при перевозке воздушным транспортом пассажиров.
Между тем, суд установил наличие обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении - пропуск срока давности привлечения к административной ответственности, на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Как отмечено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Довод прокуратуры о том, что административное правонарушение, совершено обществом в области нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год, суд полагает необоснованным, по следующим основаниям.
В особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суд при квалификации объективной стороны состава правонарушения исходит из его существа, субъектного состава возникших правоотношений и характера применяемого законодательства.
Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные условия и требования, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Объектом совершенного обществом правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является порядок предпринимательской деятельности, при этом объективная сторона правонарушения состоит в том, что юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности установлены Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 указанного Федерального закона, в том числе деятельность по перевозке воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы).
Таким образом, совершенное обществом административное правонарушение посягает на порядок осуществления предпринимательской деятельности и не относится к законодательству о защите прав потребителей, в связи с чем применение годичного срока давности привлечения к административной ответственности противоречит содержанию части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
28.08.2008 является датой совершения обнаружения административного правонарушения, что подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.
Рассматриваемое заявление поступило в Арбитражный суд Амурской области 03.04.2009, что подтверждает штамп Арбитражного суда Амурской области, проставленный на заявлении. Определением от 06.04.2009 заявление заместителя Благовещенского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры принято к производству и назначено судебное заседание на 17.04.2009, то есть в пределах срока, установленного статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
06.05.2009 Арбитражным судом Амурской области вынесено определение о передаче дела № А04-1646/2009 на рассмотрение другого арбитражного суда по подсудности.
Материалы дела № А04-1646/2009 и заявление о привлечении общества "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" к административной ответственности поступило в Арбитражный суд Красноярского края 03.06.2009, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Арбитражного суда Красноярского края.
Определением от 05.06.2009 Арбитражный суд Красноярского края принял вышеуказанное заявление заместителя Благовещенского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры к производству и назначил судебное заседание на 24.06.2009, то есть в пределах пятнадцатидневного срока, установленного частью 1 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На момент вынесения решения срок давности привлечения к административной ответственности истек. Таким образом, основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Согласно статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях отсутствия в действиях лица признаков состава или события административного правонарушения, истечения сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении требования заместителя Благовещенского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры о привлечении открытого акционерного общества "Красноярские авиалинии", зарегистрированного в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным № 1022400662404, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru