Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОБНЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2010 г. № 99/17

О ПОЛОЖЕНИИ О ПЕРВИЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ КОРРУПЦИОГЕННОСТИ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНИМАЕМЫХ
СОВЕТОМ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА ЛОБНЯ

Рассмотрев принятый Советом депутатов в первом чтении проект Положения о первичной экспертизе коррупциогенности нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов города Лобня, внесенный комиссией по оценке коррупциогенности нормативных правовых актов, Совет депутатов решил:
1. Принять во втором чтении проект Положения о первичной экспертизе коррупциогенности нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов города Лобня (прилагается).
2. Комиссии по оценке коррупциогенности нормативных правовых актов (председатель Мерзликин А.В.) доработать указанный проект и внести в Совет депутатов для дальнейшего рассмотрения.
3. Контроль за исполнением данного решения возложить на председателя комиссии по оценке коррупциогенности нормативных правовых актов Мерзликина А.В.
4. Решение вступает в силу с момента подписания.

Глава города Лобня
С.С. Сокол
28.05.2010

Председатель Совета депутатов
города Лобня
Н.Н. Гречишников





Принято
решением Совета депутатов
городского округа Лобня
Московской области
от 26 мая 2010 г. № 99/17

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПЕРВИЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ КОРРУПЦИОГЕННОСТИ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНИМАЕМЫХ СОВЕТОМ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА ЛОБНЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Указом Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 "О мерах по противодействию коррупции", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом Московской области № 31/2009-ОЗ "О мерах по противодействию коррупции в Московской области", Уставом города Лобня и устанавливает правовые и организационные основы первичной антикоррупционной экспертизы принимаемых Советом депутатов нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - НПА) в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения.
1.2. Проекты НПА, принимаемые Советом депутатов города Лобня, подлежат обязательной первичной антикоррупционной экспертизе, которая проводится в период их разработки разработчиками, а при внесении их в Совет депутатов - комиссией по оценке коррупциогенности НПА города Лобня.

2. Термины и определения, используемые в данном Положении

2.1. Нормативный правовой акт - изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
2.2. Коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

]]>
2.3. Коррупциогенными факторами являются положения НПА, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, тем самым создающие условия для проявления коррупции.
2.4. Коррупциогенными нормами признаются положения НПА, содержащие коррупциогенные факторы.
2.5. Превентивные антикоррупционные нормы - положения НПА, специально направленные на предотвращение коррупции.
2.6. Антикоррупционная экспертиза НПА - это деятельность, направленная на выявление в текстах нормативных правовых актов и их проектов положений, способствующих созданию условий для возникновения коррупционных факторов, оценку степени их коррупциогенности, разработку рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
2.7. Первичная экспертиза коррупциогенности НПА является одной из технологий антикоррупционной экспертизы (анализа) НПА. Она состоит в выявлении и предотвращении коррупциогенных факторов.

3. Основные принципы организации
антикоррупционной экспертизы НПА

- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА;
- оценка НПА во взаимосвязи с другими НПА;
- обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы НПА;
- компетентность лиц, проверяющих антикоррупционную экспертизу НПА;
- сотрудничество органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы НПА.

4. Задачи первичной экспертизы коррупциогенности НПА

- выявление в НПА коррупциогенных факторов;
- рекомендации по устранению коррупциогенных факторов путем устранения или коррекции содержащих их норм и (или) НПА в целом;
- рекомендации по включению в НПА превентивных антикоррупционных норм.

5. Первичная экспертиза (анализ) коррупциогенности НПА,
формы и результаты проведения

5.1. Первичная антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации методикой проведения экспертизы НПА и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
5.2. Первичная экспертиза НПА города Лобня направлена на предупреждение включения в проекты НПА города Лобня положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также на выявление и устранение таких положений в НПА города Лобня.
5.3. Первичная антикоррупционная экспертиза проводится в отношении проектов НПА и поправок к ним, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
5.4. Первичная экспертиза коррупциогенности НПА (так же, как и в целом антикоррупционная экспертиза НПА) должна проводиться в трех взаимосвязанных формах:
- первичный анализ коррупциогенности НПА его разработчиками;
- внутренняя первичная экспертиза коррупциогенности НПА;
- внешняя первичная экспертиза коррупциогенности НПА.
5.5. Первичный анализ коррупциогенности НПА проводится разработчиками проекта НПА непосредственно в ходе его разработки.
5.6. Непосредственной целью первичного анализа коррупциогенности НПА является в этом случае самоконтроль разработчиков - недопущение ими появления в тексте НПА типичных коррупционных факторов.
5.7. Результатами первичного анализа коррупциогенности НПА должны стать подтверждения в пояснительной записке или ином сопроводительном документе к вносимому НПА проведенной работы по первичному анализу коррупциогенности НПА и вывод об отсутствии в нем коррупциогенных факторов: "Проект НПА коррупциогенных факторов не содержит".
Без наличия такого заверения проект НПА не должен приниматься к рассмотрению в Совете депутатов (комиссиях Совета депутатов).
5.8. Внутренняя первичная экспертиза коррупциогенности НПА проводится комиссией по оценке коррупциогенности НПА, отвечающей за контроль качества НПА, принимаемых Советом депутатов. Комиссия проводит внутреннюю первичную экспертизу проекта НПА (изменений и дополнений в НПА) на коррупциогенность в срок до 10 рабочих дней с момента поступления соответствующего поручения.
5.9. Целью внутренней первичной экспертизы коррупциогенности НПА является контроль - выявление и устранение допущенных разработчиками ошибок, незамеченных или намеренно включенных в проект НПА коррупциогенных факторов. Целью также может быть выявление коррупциогенных факторов в действующем НПА.
5.10. Результатом внутренней первичной экспертизы коррупциогенности НПА должно стать заключение (в составе заключения по общей правовой экспертизе или в дополнение к нему, или в виде самостоятельного заключения) о наличии/отсутствии в НПА коррупциогенных факторов.
5.11. Проект НПА, в котором обнаружены коррупциогенные факторы, должен направляться разработчикам проекта НПА на доработку с целью их устранения. Разработчики проекта НПА в течение 10 рабочих дней обязаны принять меры по устранению коррупциогенных факторов и повторно внести проект НПА в Совет депутатов.
5.12. Для устранения коррупциогенных факторов, выявленных в действующем НПА, в установленном порядке разрабатывается НПА о внесении в него необходимых изменений. В случае внесения Советом депутатов в НПА (проект НПА) изменений после его экспертизы на коррупциогенность проект НПА подлежит повторной экспертизе на коррупциогенность в комиссии по оценке коррупциогенности НПА в городе Лобня.
5.13. Внешняя первичная экспертиза коррупциогенности НПА проводится за счет собственных средств:
- специалистами объединений граждан, их организаций, интересы которых затрагиваются данными НПА, заинтересованных в снижении коррупциогенности НПА;
- внешними (независимыми) экспертами (экспертными организациями).
5.14. Она может проводиться:
- по инициативе (заказу) органа власти, разрабатывающего или принявшего (издавшего) НПА; граждан, их объединений, организаций, интересы которых затрагиваются данными НПА, заинтересованных в снижении коррупциогенности НПА;
- по собственной инициативе независимых экспертов, их организаций.
5.15. Целями внешней первичной экспертизы коррупциогенности НПА могут быть:
- дополнительный контроль результативности первичного анализа и внутренней экспертизы коррупциогенности НПА;
- устранение коррупциогенных факторов в интересах ликвидации, возникающих благодаря их наличию административных барьеров, обременении, возможностей недобросовестной конкуренции.
5.16. Результатами внешней первичной экспертизы коррупциогенности НПА должно стать заключение о наличии/отсутствии в НПА коррупциогенных факторов (заключение по результатам первичной экспертизы коррупциогенности НПА).
5.17. Заключение должно быть рассмотрено в установленном для каждого из указанных выше случаев порядке органом власти, разрабатывающим или принявшим (утвердившим) НПА.

6. Основные правила первичной экспертизы коррупциогенности
нормативных правовых актов и их проектов

- первичная экспертиза коррупциогенности каждой нормы НПА и изложение ее результатов необходимо проводить единообразно;
- каждая норма НПА должна быть проверена на наличие коррупциогенного фактора;
- каждый коррупциогенный фактор должен быть проверен на его присутствие в каждой норме НПА;
- коррупциогенные факторы выявляются независимо от того, включены ли они в НПА умышленно или непреднамеренно;
- коррупциогенный фактор необходимо увязать с основанными на нем проявлениями коррупции;
- любой выявленный в ходе первичной экспертизы коррупциогенный фактор должен быть устранен из НПА или его проекта путем устранения или коррекции содержащей их нормы;
- первичная экспертиза коррупциогенности НПА должна проводиться, как правило, двумя и более экспертами (специалистом и экспертом) независимо друг от друга;
- целесообразно, чтобы один из экспертов (и (или) специалистов) был компетентен в области применения НПА;
- специалист в ходе экспертизы и при подготовке заключения (вывода) по ее результатам должен избегать перехода от первичной экспертизы коррупциогенности НПА к вопросам общей правовой экспертизы, обсуждению иных проблем качества и целесообразности принятия НПА или отдельных его норм;
- не подлежат первичной антикоррупционной экспертизе НПА, в отношении которых уже проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти НПА не вносились изменения.

7. Заключение (вывод) по результатам первичной
антикоррупционной экспертизы НПА

7.1. По результатам первичной антикоррупционной экспертизы НПА или его проекта специалистом составляется заключение (делается вывод).
Отсутствие коррупциогенного фактора (проявления коррупциогенности) в заключении (выводе) означает, что, во-первых, все нормы НПА проверены на его наличие и, во-вторых, ни в одной из этих норм он не выявлен.
7.2. Заключение по результатам внутренней или внешней первичной антикоррупционной экспертизы НПА должно содержать:
- перечень норм, в которых обнаружены коррупциогенные факторы;
- описание обнаруженных в нормах коррупциогенных факторов;
- рекомендации по устранению обнаруженных коррупциогенных факторов и устранению (коррекции) содержащих их норм.
7.3. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы НПА рекомендуется составлять по единой форме и в единой последовательности.
7.4. Заключение может быть составлено:
- в форме последовательного изложения норм, содержащих коррупциогенные факторы и проявления коррупциогенности (с их описанием и рекомендациями по устранению), в порядке расположения этих норм в НПА. В этом случае для каждой нормы указываются все выявленные в ней коррупциогенные факторы;
- в форме последовательного перечня коррупциогенных факторов, содержащихся в нормах НПА. В этом случае после указания содержащегося в НПА коррупциогенного фактора (проявления коррупциогенности) приводятся все нормы, в которых он содержится, с описанием его проявления в каждой из этих норм (или в нескольких сходных нормах) при необходимости с кратким указанием на коррупционные последствия и необходимыми рекомендациями по устранению данного коррупциогенного фактора для каждой из норм, нескольких или всех содержащих его норм.
7.5. Подписанное разработчиками НПА заключение по результатам антикоррупционной экспертизы НПА представляется в Совет депутатов.
7.6. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы НПА, подготовленное комиссией по оценке коррупциогенности НПА, направляется для рассмотрения в качестве самостоятельного документа либо в составе заключения по общеправовой оценке, экспертизе в Совет депутатов.
7.7. Вывод по результатам первичной антикоррупционной экспертизы проекта НПА, проведенного разработчиками, дается в пояснительной записке к проекту.
Указанный вывод:
- либо констатирует отсутствие в представленном проекте коррупциогенных факторов ("По результатам первичного анализа и экспертизы на коррупциогенность коррупциогенных факторов в представленном проекте не обнаружено");
- либо в исключительных случаях указывает коррупциогенные факторы, которых разработчикам не удалось избежать.
7.8. Заключения носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению Советом депутатов.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru