Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2010 г. по делу № А43-590/2010-42-6

Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2010 года,
Решение изготовлено в полном объеме 10 июня 2010 года.
Арбитражный суд Нижегородской области
в составе судьи Кабанова Владимира Петровича,
при ведении протокола судебного заседания судьей В.П. Кабановым,
рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО "Нижегородский водоканал"
о признании незаконными решения и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 30.12.2009 по делу № 762/772-ФАС52-ТР-10-02/12-09,
с участием третьих лиц: ООО "Наш Дом", Филатова Т.А., Котлова В.В., Манькова О.Г., Сычева М.В., Железнова З.К., Качалова В.В., Фалина Е.В., Кочуев М.Л., Воробьева О.Н., Жигалев В.В., Тактаева Т.И.,
При участии в судебном заседании представителей сторон:
От заявителя: Ясиновская И.И. (доверенность № 224 от 10.11.2009 года), Гиноян К.Р. (доверенность № 225 от 10.11.2009) Латышева О.А. (доверенность № 234 от 13.11.2008), Юрченков А.А. (доверенность № 1 от 29.12.2009), Дементьева Е.М. (доверенность от 14.12.2009).
От ответчика: Гребнев Ю.Н. (доверенность № 01 155 от 12.01.2010), Валитов М.А. (доверенность № 02/56 от 12.01.2010),
От третьих лиц:
- От ООО "Наш Дом": Малиновская Ю.В. (доверенность от 12.11.2009 № 371/1),
- гражданка Котлова В.В. (паспорт 22 04 № 388555),
- гражданка Фалина Е.В. (паспорт 22 02 № 450405),
- гражданка Воробьева О.Н. (паспорт 22 03 № 118931)

установил:

В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ОАО "Нижегородский водоканал" (далее - Общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - ответчик, Управление, антимонопольная служба) от 30.12.2009 по делу № 762/772-ФАС52-ТР-10-02/12-09.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Общество уточнило предъявленные требования и просит суд признать незаконными:
- решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 30.12.2009 по делу № 762/772-ФАС52-ТР-10-02/12-09;
- предписания от 30.12.09 № 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/01, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/02, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/03, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/04, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/05, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/06, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/07, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/08, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/09, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/10, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/11.
Судом рассмотрены и приняты указанные уточнения.
Оспариваемое решение в мотивировочной части содержит квалификацию бездействия ОАО "Нижегородский водоканал", выраженного в уклонении от приема в эксплуатацию индивидуального прибора учета потребления холодной воды гражданами, проживающими в многоквартирных жилых домах Автозаводского района, как злоупотребление доминирующим положением, что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон).
Заявитель считает, что в его деяниях отсутствуют признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона, поскольку действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установки и приемки в эксплуатацию индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг, обязанность по приемке названных приборов возлагается на управляющие общим имуществом многоквартирных жилых домов организации, энергосервисные организации и самих потребителей. Заявитель же обладает статусом ресурсоснабжающей организации, тогда как ООО "Наш Дом" - управляющая организация, является исполнителем коммунальной услуги. Общество не состоит в договорных отношениях с потребителями - гражданами, а состоит в договорных отношениях с ООО "Наш Дом". Таким образом, в плату, подлежащую внесению потребителем на счет ресурсоснабжающей организации, включается как сам коммунальный ресурс, так и стоимость приобретенной исполнителем коммунальной услуги (управляющей организации) - холодной воды для общедомовых нужд, что соответствует положениям п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307. Следовательно, общее количество потребленной холодной воды для многоквартирного жилого дома следует определять на границе балансовой принадлежности сетей холодного водоснабжения между заявителем и ООО "Наш Дом", посредством общедомового прибора учета потребления холодной воды. Однако такие приборы учета у внешних стен многоквартирных жилых домов, в которых проживают третьи лица - Филатова Т.А., Котлова В.В., Манькова О.Г., Сычева М.В., Железнова З.К., Качалова В.В., Фалина Е.В., Кочуев М.Л., Воробьева О.Н., Жигалев В.В., Тактаева Т.И. отсутствуют. Поэтому количество поставляемой воды для потребителя должно определяться исходя из утвержденных нормативов водопотребления. В противном случае, при оплате потребителем коммунальной услуги холодного водоснабжения не будут учтены общедомовые затраты, связанные с потреблением и потерей коммунального ресурса.
В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представители антимонопольного органа с требованиями Общества не согласны, считают оспариваемые акты законными и обоснованными. По мнению Управления, доминирующее положение Общества на рынке водоснабжения доказано. Управление также полагает, что к отношениям между Обществом и потребителями - гражданами, проживающими в многоквартирных домах Автозаводского района, применяются положения гражданского законодательства об обязательстве потребителя оплачивать лишь фактически предоставленную и потребленную коммунальную услугу. Согласно договору № 8800 от 01.01.2008 купли-продажи воды и предоставления услуг по водоотведению, заключенному между Обществом и ООО "Наш Дом", действующим от имени и за счет потребителей, оплату поставленной питьевой воды и оказанных услуг по водоотведению потребители производят непосредственно ресурсоснабжающей организации (п. 4.1. договора). Согласно пояснениям ООО "Центр-СБК", ООО "Наш Дом" и третьих лиц вопросы оплаты ресурсов, поставленных каждому жителю, разрешаются этим жителем и ресурсоснабжающей организацией самостоятельно, с привлечением услуг расчетной компании - ООО "Центр-СБК", и без участия ООО "Наш Дом". Следовательно, по мнению Управления, обращение товара происходит между Обществом как поставщиком ресурса и каждым конкретным потребителем, а не управляющей организацией. Доводы заявителя о том, что при расчетах за потребленную коммунальную услугу потребителем по индивидуальному прибору учета, не будут учтены неизбежные потери холодной воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме, ответчик считает необоснованными, поскольку существует рекомендованная формула для расчета платы за холодную воду потребителя, проживающего в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, при отсутствии общедомового прибора учета. Следовательно, по мнению антимонопольного органа, исходя из положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, потребитель имеет право оплачивать коммунальные услуги по показаниям индивидуальных приборов учета и при отсутствии коллективного прибора учета.
Представитель третьего лица также указал на необоснованность требований Общества.
Более подробно позиции сторон изложены в заявлении и отзывах.
Заслушав представителей сторон, третьих лиц, изучив имеющиеся в деле документы, суд установил следующие обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения, рассматриваемого спора.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения и рассмотрения ответчиком дела № 762/772-ФАС52-ТР-10-02/12-09 по признакам нарушения ОАО "Нижегородский водоканал" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", послужили заявления граждан Филатовой Т.А., Котловой В.В., Маньковой О.Г., Сычевой М.В., Железновой З.К., Качаловой В.В., Фалиной Е.В., Кочуева М.Л., Воробьевой О.Н., Жигалева В.В., Тактаевой Т.И., (собственники или наниматели жилых помещений) проживающих в многоквартирных жилых домах Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, в которых они просили проверить соответствие законодательству о защите конкуренции, фактов отказа ОАО "Нижегородский водоканал" от приемки введенных в эксплуатацию приборов индивидуального учета потребления холодной воды и производства расчетов за потребленную коммунальную услугу исходя из показаний прибора учета.
Оспариваемым решением УФАС по делу № 762/772-ФАС52-ТР-10-02/12-09 от 30.12.2009 Общество признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона по фактам необоснованного отказа от осуществления расчетов за холодную воду по показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях вышеуказанных граждан.
На основании указанного решения 30.12.2009 Обществу выданы предписания № 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/01, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/02, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/03, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/04, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/05, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/06, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/07, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/08, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/09, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/10, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/11 о прекращении нарушения Обществом антимонопольного законодательства.
Общество, не согласившись с указанными выше актами, обжаловало их в арбитражный суд.
Оценивая правомерность предъявленного требования, арбитражный суд руководствуется следующими нормами действующего законодательства.
Согласно общим правилам федерального законодательства, лицо, гражданское право которого нарушено (оспорено) вправе осуществить судебную защиту нарушенного (оспоренного) права способом, названным в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иным способом, предусмотренным законом. При этом указанное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенного (оспариваемого) права.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решений, действий, ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением, действием, ненормативным актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
]]>
Спорные отношения, которые являлись объектом контроля со стороны антимонопольного органа, помимо норм гражданского законодательства, регулируются положениями жилищного законодательства Российской Федерации, включая институты, регулирующие жилищно-коммунальное хозяйство и предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Общими принципами осуществления гражданских прав в Российской Федерации признаются принципы недопущения злоупотребления правом и злоупотребления доминирующим положениям на рынке (ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В развитие указанных положений в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон) устанавливается запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. В частности, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данному составу правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением. При этом из системного толкования статьи 10 ГК РФ и статьи 10 Закона следует, что достаточно наступления любого из перечисленных последствий, а именно ограничения конкуренции или ущемления прав лиц.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Согласно статье 3 Закона, настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 22 Закона антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:
1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В силу статьи 23 Закона антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
2) выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с правилом пункта 2 статьи 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства, применяются правила о договоре энергоснабжения. При этом общее правило пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из принципа соответствия правового регулирования объективным экономическим законам, устанавливает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги (часть 2).
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичные положения предусмотрены и в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ООО "Наш Дом" является управляющей организацией многоквартирных домов в Автозаводском районе г. Н.Новгорода, в которых, в частности, проживают привлеченные к участию в деле третьи лица: Филатова Т.А., Котлова В.В., Манькова О.Г., Сычева М.В., Железнова З.К., Качалова В.В., Фалина Е.В., Кочуев М.Л., Воробьева О.Н., Жигалев В.В., Тактаева Т.И., в квартирах которых установлены индивидуальные приборы учета водопотребления.
Судом также установлено, что в целях обеспечения, граждан услугами по холодному водоснабжению и водоотведению ООО "Наш Дом" заключило с ОАО "Нижегородский водоканал" договор купли-продажи воды и предоставления услуг по водоотведению от 01.01.2008 № 8800, по которому Общество выступает в качестве "ресурсоснабжающей организации", а ООО "Наш Дом" - исполнителя. Согласно подпункту 1.1 этого договора ООО "Наш Дом" действует от имени и за счет потребителей, приобретает и принимает на границе раздела эксплуатационной ответственности питьевую воду для дальнейшего оказания коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению потребителям, а ОАО "Нижегородский водоканал" поставляет данный ресурс и оказывает эти услуги в соответствующих границах эксплуатационной ответственности. Право потребителей на учет поставляемого им ресурса по индивидуальным приборам стороны предусмотрели в пункте 3.2 договора, при этом в пункте 3.3 стороны указали, что приборы учета потребления воды, устанавливаемые потребителями, принимаются в эксплуатацию представителем ресурсоснабжающей организации.
Оплату поставленной питьевой воды и оказанных услуг по водоотведению потребители производят непосредственно ресурсоснабжающей организации (ОАО "Нижегородский водоканал"), (ресурсоснабжающая организация организует расчеты с потребителями самостоятельно или с привлечением сторонней организации (пункт 4.1 договора)).
Ресурсоснабжающая организация применяет порядок определения размера платы за коммунальные услуги (с использованием приборов учета либо при их отсутствии), установленный правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (пункт 4.2 договора).
Расчет с потребителями (гражданами) производится путем направления счетов-извещений ежемесячно, срок внесения платежей - до 10 числа месяца следующего за истекшим (пункт 4.6 договора).
Таким образом, условия договора от 01.01.2008 № 8800 свидетельствуют о том, что цель его заключения - фактическое получение коммунальной услуги потребителями; управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов домов, которые она обслуживает.
Обязательства граждан по оплате поставленных ресурсов исключают возможность домоуправляющей организации изменять основания для начисления коммунальной платы без согласия ОАО "Нижегородский водоканал". ОАО "Нижегородский водоканал" осуществляет (через ООО "Центр-СБК") работу по организации расчетов с потребителями и получает денежные средства с жителей за поставленную холодную воду и услуги водоотведения, что обусловливает договорные отношения именно между заявителем и гражданами - потребителями коммунального ресурса.
Указанный факт подтвержден имеющимися в деле документами (т. 3 л.д. 186, т. 4 л.д. 105)
Таким образом, заключенный между ОАО "Нижегородский водоканал" и ООО "Наш Дом" договор предполагает, что обязательства потребителей по оплате услуг водоснабжения и водоотведения возникают непосредственно перед ответчиком, что каким-либо нормативным правовым актам не противоречит.
Согласно п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с подп. "в" п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, потребитель в целях учета коммунальных ресурсов, обязан использовать индивидуальные приборы учета.
Следовательно, привлеченные к участию в деле третьи лица - граждане, вправе и обязаны установить прибор учета потребляемой холодной воды, с момента установки и приемки в эксплуатацию индивидуального прибора учета расчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению должен осуществляться на основании показаний прибора учета, как это предусмотрено п. 16 вышеуказанных Правил.
Ссылки представителей ОАО "Нижегородский водоканал" на то, что кроме потребления холодной воды собственниками или нанимателями жилых помещений в своих помещениях, происходит расход воды на общедомовые нужды, учет которой без наличия общедомового счетчика невозможен, а потому в случае принятия к учету показаний индивидуальных счетчиков и проведения расчетов оплаты за холодное водоснабжение только по показаниям указанных приборов повлечет для заявителя убытки, являются по мнению суда необоснованными.
В рассматриваемых обстоятельствах правовая позиция ОАО "Нижегородский водоканал" противоречит положениям пунктов 16, 19, 21, 23 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.
Указанными положениями установлен порядок оплаты услуг при наличии (отсутствии) индивидуальных и коллективных приборов учета.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальные услуги определяется:
- при наличии индивидуальных приборов учета - в соответствии с п. 16 Правил; при отсутствии таковых - в соответствии с п. 19 Правил.
При оборудовании же многоквартирного дома коллективными приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется:
- при оборудовании квартир полностью или частично индивидуальными приборами учета - в соответствии с п. 23 Правил; при отсутствии таковых - в соответствии с п. 21 Правил.
Пункт 16 Правил однозначно определяет, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Указанный способ расчета платы за оказанную коммунальную услугу предусмотрен в законодательстве именно для случая отсутствия общедомового прибора учета. Законом не предусмотрена зависимость порядка оплаты коммунальных услуг от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета.
Гарантированное законодательством право граждан на определение размера платы за коммунальные услуги (водопотребление) по показаниям индивидуальных приборов учета не может находиться в зависимости от того факта, что расчеты между ресурсоснабжающей и управляющей организацией должны производиться по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности водопроводных сетей, а при отсутствии такового - на основании нормативов потребления.
Поскольку доля ОАО "Нижегородский водоканал" на рынке услуг централизованного водоснабжения составляет 100%, следовательно, заявитель занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. Данный факт подтвержден данными аналитического отчета, представленного антимонопольным органом (том 4, стр. 6 - 11). В границах инженерно-коммунальных сетей холодного водоснабжения, присоединенных к многоквартирным жилым домам, в которых проживают граждане, ОАО "Нижегородский водоканал" занимает доминирующее положение поставщика коммунальной услуги холодного водоснабжения, в силу технологического присоединения, поскольку потребители не располагают иной возможностью приобретения коммунального ресурса, кроме как посредством энергопринимающих устройств, присоединенных к технологическим сетям заявителя.
По мнению суда, Общество допустило бездействие, выразившееся в отказе от осуществления расчетов за холодную воду по показаниям индивидуальных приборов учета, что повлекло нарушение интересов граждан-потребителей, проживающих в многоквартирных домах, что в свою очередь, квалифицируется судом как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на соответствующем товарном рынке.
Статья 421 ГК РФ предусматривает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (части 2 и 3).
Принимая во внимание вышеприведенные законоположения, суд не находит оснований полагать, что условия договора купли-продажи воды и предоставления услуг по водоотведению от 01.01.2008 № 8800, не соответствуют каким-либо нормам действующего законодательства. Поэтому довод заявителя о недействительности условий указанного договора судом отклоняется.
Исходя из вышесказанного, суд не находит оснований для удовлетворения требований ОАО "Нижегородский водоканал".
Частью 3 статьи 201 АПК РФ определено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

ОАО "Нижегородский водоканал" в удовлетворении требования о признании недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 30.12.2009 по делу № 762/772-ФАС52-ТР-10-02/12-09 и выданных на его основе предписаний от 30.12.2009 № 762/772-ФАС 52-ТР-10/02/09-09/01, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/02, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/03, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/04, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/05, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/06, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/07, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/08, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/09, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/10, 762/772-ФАС52-ТР-10/02/09-09/11 - отказать.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
В.П.КАБАНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru