АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЮБЫТИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2010 г. № 286
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Администрации области от 13.09.96 № 288 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение
об организации подготовки населения муниципального района к действиям в чрезвычайных ситуациях (далее - Положение).
2. Установить, что подготовка населения муниципального района по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) ведется по соответствующим возрастным группам или социальным группам.
3. Рекомендовать главам сельских поселений, руководителям организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организовать подготовку населения и своих работников в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
4. Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения муниципального района к действиям в чрезвычайных ситуациях возложить на отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации муниципального района.
5. Признать утратившим силу постановление Администрации района от 13.03.97 № 55 "О порядке подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях".
6. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Главы администрации муниципального района Смирнову Г.А.
Глава муниципального района
В.А.КОБЯКОВ
Утверждено
постановлением
Администрации района
от 25.05.2010 № 286
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Настоящее Положение определяет порядок подготовки различных категорий населения муниципального района (далее - население) к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области.
1. Основные принципы и задачи подготовки населения
к действиям в чрезвычайных ситуациях
1.1. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях основывается на следующих принципах:
обязательность подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций для всех граждан;
организация подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях по соответствующим возрастным и социальным группам;
обучение населения тому, что необходимо для его выживания в экстремальных условиях, характерных для области, и принципам разумных действий в условиях чрезвычайных ситуаций;
использование передовых образовательных, культурных и патриотических традиций населения России и Новгородской области, сложившихся в борьбе с различными бедствиями, положительного опыта зарубежных стран;
]]>системность, сознательность, наглядность и доступность обучения;
формирование у обучаемых прочных знаний и навыков и умения действовать в чрезвычайных ситуациях;
выработка морально-психологической стойкости, готовности к разумному риску при действиях в чрезвычайных ситуациях.
1.2. Основными задачами подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях являются:
обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
выработка у руководителей органов местного самоуправления, организаций умения быстро принимать решения в конкретной сложившейся чрезвычайной обстановке, а также их подготовка по управлению силами и средствами, входящими в областную территориальную подсистему Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Организация подготовки населения к действиям
в чрезвычайных ситуациях
2.1. Система подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях включает в себя совокупность соответствующих органов управления, образовательных учреждений, консультационных пунктов, создаваемых на хозяйственных или иных объектах, осуществляющих подготовку различных категорий населения способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях по месту работы, жительства или учебы (в соответствии с утвержденными установленным порядком программами обучения и спецификой своей территории), а также используемых ими в этих целях форм, методов и способов обучения.
2.2. Подготовка различных категорий населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с положениями приказов и организационно-методических указаний Губернатора области, согласно рекомендованным программам, а также в ходе проведения учений и тренировок. Подготовка проводится ежегодно в организациях независимо от форм собственности.
2.3. Руководителю объекта разрешается в зависимости от уровня подготовки обучаемых, специфики производства и местных условий определять конкретные темы и время на их изучение без сокращения общего количества часов.
Обучение производится без отрыва от производственной деятельности как на плановых занятиях, так и путем самостоятельного изучения материала с последующим закреплением полученных знаний и навыков при выполнении нормативов в ходе практических занятий, объектовых тренировок и комплексных учений.
Для проведения занятий на объектах экономики, а также в организациях, учебных заведениях по цехам, участкам, отделениям, бригадам, формированиям и другим структурным подразделениям создаются учебные группы с учетом должностных категорий и уровня образования. Состав учебных групп определяется приказами начальников гражданской обороны объектов, организаций.
2.4. Руководители учебных групп ежегодно назначаются приказами начальников гражданской обороны из числа наиболее подготовленных лиц, прошедших методическую подготовку в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны.
2.5. Подготовка учащихся образовательных учреждений начального и среднего образования осуществляется в учебное время по программе курса "Основы безопасности жизнедеятельности", введенного в учебный процесс указанием Министерства образования России и МЧС России от 4 февраля 1994 года № 15-М/22-201-10 в объеме 400 учебных часов.
2.6. Подготовка незанятого в сфере производства и обслуживания населения осуществляется в центрах социальной защиты и занятости населения, на учебно-консультационных пунктах гражданской обороны при жилищно-коммунальных конторах и домовых эксплуатационных управлениях путем присмотра кино-, диафильмов на консультационных пунктах в объеме 12 часов, а также методом самостоятельного изучения пособий, прослушивания радиопередач, просмотра телепрограмм по действиям в чрезвычайных ситуациях и в ходе участия в учениях и тренировках. Особое внимание уделяется обучению действиям по предупредительному сигналу "Внимание всем!".
3. Командно-штабные, тактико-специальные и комплексные
учения и тренировки по ликвидации чрезвычайных ситуаций
3.1. В целях проверки и повышения уровня подготовленности населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям регулярно проводят на подведомственной территории командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.
3.2. Командно-штабные учения продолжительностью до трех суток проводятся в:
органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года;
организациях независимо от их организационно-правовой формы - ежегодно продолжительностью до трех суток.
При проведении командно-штабных учений в органах местного самоуправления могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы взаимодействующих воинских частей, расположенных на территории области.
3.3. Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводятся с:
формированиями организаций независимо от их организационно-правовой формы - 1 раз в 3 года;
формированиями повышенной готовности - 1 раз в год.
3.4. Комплексные учения продолжительностью до двух суток с периодичностью 1 раз в 3 года проводятся:
в органах местного самоуправления;
на всех категорированных объектах численностью 300 и более работающих;
в лечебно-профилактических учреждениях емкостью 600 и более коек;
на категорированных объектах, производящих или использующих в технологическом процессе пожаровзрывоопасные и аварийно химически опасные вещества.
Комплексные учения с органами управления сельских поселений проводятся 1 раз в 3 года в ходе командно-штабных учений, проводимых органами местного самоуправления.
3.5. В других организациях независимо от численности 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до восьми часов.
3.6. Тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений проводятся ежегодно.
4. Полномочия органов местного самоуправления в вопросах
подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
Органы местного самоуправления по вопросам подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях:
4.1. Организуют на подведомственной территории проведение в жизнь государственной политики по вопросам подготовки различных категорий населения к защите и действиям в чрезвычайных ситуациях;
4.2. Принимают в соответствии с федеральными законами, нормативными и правовыми документами областных органов власти свои нормативные акты о порядке организации и подготовки различных категорий населения к защите от чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории;
4.3. Наделяют соответствующие структурные подразделения местной администрации полномочиями решать на подведомственной территории задачи организации обучения различных категорий населения действиям в чрезвычайных ситуациях;
4.4. Осуществляют финансирование мероприятий, связанных с подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
4.5. Определяют порядок использования средств массовой информации, находящихся в муниципальной собственности, в интересах подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области.
5. Обязанности организаций в вопросах подготовки населения
к действиям в чрезвычайных ситуациях
Организации, расположенные на территории муниципального района, независимо от их организационно-правовых форм в вопросах подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях обязаны:
5.1. Планировать и осуществлять необходимые меры по подготовке своих работников и работников подведомственных объектов к защите и действиям в составе сил, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5.2. Организовывать специальную подготовку своих аварийно-спасательных формирований, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
6. Обязанности граждан в вопросах подготовки
к действиям в чрезвычайных ситуациях
Граждане обязаны:
6.1. Изучать основные способы защиты от чрезвычайных ситуаций, овладевать приемами оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
6.2. Знать правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
6.3. Изучать сигналы оповещения и порядок действия по ним при возникновении чрезвычайных ситуаций;
6.4. При необходимости оказывать помощь пострадавшим и участвовать в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
6.5. Постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
6.6. При обучении проявлять инициативу и старание.
7. Права граждан в вопросах подготовки к действиям
в чрезвычайных ситуациях
Граждане имеют право:
7.1. На бесплатное обучение по месту жительства или работы правилам действий по сигналам оповещения, способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях;
7.2. Быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться при пребывании на определенной территории, мерах необходимой безопасности;
7.3. Участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
7.4. Обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам совершенствования системы подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
7.5. Пропагандировать проводимые мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
8. Финансовое обеспечение подготовки населения
к действиям в чрезвычайных ситуациях
8.1. За счет средств бюджета муниципального района финансируются:
подготовка руководителей и специалистов органов местного самоуправления;
подготовка и обучение работников в составе территориальных невоенизированных формирований, предназначенных для действий в масштабе муниципального района;
проведение учений и тренировок, проводимых органами местного самоуправления, а также участие в учениях, проводимых органами исполнительной власти области.
8.2. За счет средств объектов экономики, организаций независимо от форм собственности финансируются:
подготовка руководящего состава;
обучение работников в составе военизированных формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях;
подготовка инженерно-технического персонала, рабочих и служащих по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение плановых учений и тренировок по гражданской обороне;
содержание учебно-материальной базы гражданской обороны.