Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 15 июня 2010 г. по делу № 02-01-19-10-10

Резолютивная часть решения объявлена 10.06.2010.
Решение изготовлено в полном объеме 15.06.2010.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель   руководителя    управления,    председатель
                  Комиссии;
Даниленко Г.Н.  - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных
                  монополий, член Комиссии;
Бориленко Н.Д.  - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и
                  естественных монополий, член Комиссии,
рассмотрев дело № 02-01-19-10-10 от 20.05.2010 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ФЗ "О защите конкуренции") в отношении открытого акционерного общества "Новосибирский инструментальный завод" (фактический адрес: 630083, г. Новосибирск, ул. Большевистская, 177) - далее ОАО "НИЗ",
в присутствии представителей: ОАО "НИЗ" - "...", "..." по доверенности,

установила:

Новосибирским УФАС России в период с 20.04.2010 по 11.05.2010 проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения ОАО "НИЗ" требований антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
Суть выявленного нарушения состоит в следующем.
ОАО "НИЗ" создано в процессе приватизации путем преобразования государственного предприятия "Новосибирский инструментальный завод" и является его правопреемником (свидетельство о государственной регистрации от 27.08.98 серия 54 РП № 0014228). ОАО "НИЗ" является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава передача электрической энергии не относится к основным видам деятельности Общества.
Согласно представленным документам ОАО "НИЗ" на праве собственности не принадлежат воздушные линии электропередач. На балансе Общества находятся 172 объекта электросетевого хозяйства, в том числе подземные кабельные линии.
Между АООТ "НИЗ" (в настоящее время ОАО "НИЗ") и АООТ "Новосибирскэнерго" (в настоящее время ОАО "СибирьЭнерго") заключен Договор № 206 от 08.09.1995 на отпуск и потребление электрической энергии, в соответствии с условиями которого ОАО "СибирьЭнерго" отпускает ОАО "НИЗ" электроэнергию в соответствии с ежегодно определяемыми объемами отпуска.
В свою очередь ОАО "НИЗ" с Потребителями электрической энергии ЧП "...", ЧП "..." и ЧП "...", - присоединенными к сетям Общества, заключены Договоры соответственно № 1 и № 2 от 01.08.2002 и № 1 от 14.09.2005 на отпуск и потребление электрической энергии, по условиям которых ОАО "НИЗ" является Поставщиком. В соответствии с пунктом 3.1 данных договоров Потребитель оплачивает стоимость электрической энергии по тарифу, установленному региональной энергетической комиссией (РЭК) НСО и приказами по заводу, учитывающими надбавку к тарифу для обеспечения покрытия затрат Поставщика на содержание и ремонт электросетей, обеспечивающих передачу электрической энергии Потребителю в размере 50% от тарифа.
По условиям вышеназванных Договоров Поставщик (ОАО "НИЗ") отпускает электрическую энергию Потребителям в объемах, установленных данными Договорами.
Между ОАО "НИЗ" и ОАО Фирма "Новосибирский гортоп" заключен Договор от 01.03.2000 № 21 на предоставление субабоненту права пользования сетями абонента для получения электроэнергии от энергоснабжающей организации и оказания услуг по организации расчетов между субабонентом и энергоснабжающей организацией. Пунктом 3.1 указанного договора предусмотрено, что субабонент обязуется принимать и оплачивать передаваемую ему абонентом от энергоснабжающей организации - ОАО "Новосибирскэнерго" электрическую энергию согласно выставляемым абонентом счетам-фактурам... по тарифу, утвержденному РЭК..., а также на покрытие собственных затрат абонента на содержание помещения, обслуживание линий электропередач и организацией расчетов согласно калькуляции абонента.
Таким образом, на сегодняшний день к электрическим сетям ОАО "НИЗ" присоединено 4 хозяйствующих субъекта:
- ЧП "..." (договор № 1 от 01.08.2002);
- ЧП "..." (договор № 2 от 01.08.2002);
- ЧП "..." (договор № 1 от 14.09.2005);
- ОАО Фирма "Новосибирский гортоп" (договор № 21 от 01.03.2000).
В ходе проверки проанализированы счета-фактуры, выставленные ОАО "СибирьЭнерго" за электроэнергию, поставленную в 2009 - 2010 годах. В результате установлено, что ОАО "СибирьЭнерго" выставляет оплату за электроэнергию по регулируемым тарифам согласно приказу департамента по тарифам Новосибирской области от 05.03.2009 № 8-Е и приказу департамента по тарифам Новосибирской области от 29 декабря 2009 № 86-Е "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Новосибирской области гарантирующим поставщиком ОАО "СибирьЭнерго в границах зоны его деятельности" в 2009 г., 2010 г. соответственно, а также по нерегулируемым тарифам, что предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
В ходе проверки также были изучены счета-фактуры, выставленные ОАО "НИЗ" в 2009 - 2010 годах своим абонентам (потребителям электрической энергии), в рамках действия Договоров на отпуск и потребление электрической энергии. Анализ данных документов показал, что ОАО "НИЗ" выставляет своим абонентам счета на оплату электроэнергии по тарифам, которые включают в себя тариф ОАО "СибирьЭнерго", а также надбавку к тарифу для обеспечения покрытия собственных затрат Поставщика по обслуживанию линии электропередач. В соответствии с плановыми калькуляциями собственных затрат ОАО "НИЗ" на 2009 год и на 2010 год его собственные затраты по обслуживанию линии электропередач (в расчете на 1 кВт/час, руб.) составили, соответственно, 0-80 руб. и 0-94 руб.
Согласно представленным ОАО "НИЗ" калькуляциям, его собственные затраты по обслуживанию линии электропередач складываются из затрат Общества на заработную плату основных производственных рабочих, отчислений на социальное страхование, общепроизводственных расходов и общезаводских расходов.
Обслуживание сетевого оборудования, находящегося на балансе ОАО "НИЗ", осуществляет персонал, состоящий в штате ОАО "НИЗ", в количестве 18 штатных единиц, в соответствии со штатным расписанием цеха электроснабжения. Кроме того, в ОАО "НИЗ" имеется отдел главного энергетика в котором, в соответствии со штатным расписанием, числится 4 штатных единицы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Определение сетевой организации содержится также в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004. Согласно данным Правилам сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям...
ОАО "НИЗ" договоры на технологическое присоединение не заключались, т.е. Общество не осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, однако ОАО "НИЗ" оказывает услуги по передаче электрической энергии 4 хозяйствующим субъектам: ЧП "...", ЧП "...", ЧП "..." и ОАО Фирма "Новосибирский гортоп".
Таким образом, на основании вышеизложенного установлено, что ОАО "НИЗ" с 2000 года по настоящее время, выступая в качестве территориальной сетевой организации, оказывает вышеуказанным лицам возмездные услуги по передаче электрической энергии. Стоимость услуг по передаче электрической энергии в размере 0-80 руб. за 1 кВтч на 2009 год и 0,94 руб. за 1 кВтч на 2010 год установлена ОАО "НИЗ" самостоятельно, исходя из затрат предприятия.
Открытое акционерное общество "Новосибирский инструментальный завод", осуществляющее деятельность по передаче электрической энергии включено реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в Раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным № 54.1.15.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (ФЗ "О естественных монополиях") указанным Законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. Таким образом, ОАО "НИЗ" осуществляет естественную монопольную деятельность по передаче электрической энергии,
Статьей 5 ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий, которые вправе создавать свои территориальные органы и наделять полномочиями в пределах своей компетенции. В соответствии со статьей 6 названного Закона органами регулирования естественных монополий может применяться в качестве метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий метод ценового регулирования.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 23 ФЗ № 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию.
Установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям относится к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 21 ФЗ № 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике").
В соответствии со статьей 6 ФЗ № 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" тарифы на услуги по передаче электрической и тепловой энергии в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов их предельных уровней, устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов (в настоящее время - это департамент по тарифам Новосибирской области - ДТ НСО) в соответствии с пунктом 2.2.1 "Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области", утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области № 213 от 15.04.2005).
Таким образом, ОАО "НИЗ", являясь субъектом естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе в части оказания услуг по передаче электрической энергии, обязано регулировать (устанавливать) указанный тариф в ДТ НСО.

]]>
В соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.
Действия ОАО "НИЗ", выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно в применении тарифа на передачу электрической энергии, который не установлен департаментом по тарифам Новосибирской области, являются злоупотреблением ОАО "НИЗ" своим доминирующим положением на рынке передачи электрической энергии, что противоречат пункту 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного Новосибирское УФАС России возбудило дело № 02-01-19-10-10 от 20.05.2010 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ОАО "НИЗ".
В ответ на Определение о назначении рассмотрения настоящего дела ОАО "НИЗ" представило в Новосибирское УФАС России копии запрошенных указанным Определением документов в полном объеме. ОАО "НИЗ" также представлены объяснения по существу дела, которые заключаются в следующем.
Основной сферой деятельности ОАО "НИЗ" является выпуск инструментов, что составляет 81% от общего объема выпускаемой продукции. Производство и реализация тепловой энергии составляет 12% от общего объема.
ОАО "НИЗ" считает, что оно включено в реестр субъектов естественных монополий в связи с тем, что на предприятии имеется котельная, а также, что антимонопольное законодательство должно применяться только в отношении выработки и реализации тепловой энергии.
ОАО "НИЗ" также отмечает, что передача электрической энергии ЧП "...", ЧП "...", ЧП "..." и ОАО Фирма "Новосибирский гортоп" производилась через сети, принадлежащие ОАО "НИЗ", исключительно по их просьбе.
При этом передача электрической энергии доставляет ОАО "НИЗ" дополнительные хлопоты, т.к. экономическая выгода от этого вида деятельности мизерная и не покрывает фактические затраты на содержание обслуживающего персонала и электрических сетей. В 2009 году от оказания услуг по передаче электрической энергии получен доход в сумме 41 439,15 руб.
ОАО "НИЗ" просит вынести решение с учетом вышеизложенного.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 10.06.2010 представители ОАО "НИЗ" поддержали доводы, изложенные в объяснении по существу дела.
При этом, представители ОАО "НИЗ" дали пояснения о том, что ДТ НСО устанавливает для ОАО "НИЗ" тарифы на тепловую энергию в горячей воде в соответствии с затратами, которые несет предприятие на производство 1 Гкал, и которые представляются в ДТ НСО для утверждения в виде пакетов расчетных обосновывающих материалов по уровню тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям.
В ходе заседания Комиссии Новосибирского УФАС России представителям ОАО "НИЗ" были даны дополнительные разъяснения о том, что производство тепловой энергии не является в соответствии с ФЗ "О естественных монополиях" естественно-монопольным видом деятельности, а также о том, что антимонопольное законодательство ОАО "НИЗ" нарушило не в процессе производства тепловой энергии, а в процессе передачи электрической энергии. В результате представители ОАО "НИЗ" признали, что в рассматриваемом случае имеет место нарушение указанным хозяйствующим субъектом пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с запросом Новосибирского УФАС России ДТ НСО подтвердил информацию о том, что ОАО "НИЗ" действительно направляло в 2008 и в 2009 годах вышеуказанные пакеты документов в ДТ НСО, на основании которых была установлена стоимость 1 Гкал тепловой энергии в горячей воде. В настоящее время в ДТ НСО рассматривается названный тариф, который ОАО "НИЗ" предлагает установить на 2011 год.
Также ДТ НСО сообщил, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ОАО "НИЗ" департаментом не устанавливались в связи с отсутствием соответствующих обращений ОАО "НИЗ".
Таким образом, действия ОАО "НИЗ" по установлению для ЧП "...", ЧП "...", ЧП "...", ОАО Фирма "Новосибирский гортоп" и применению тарифа на передачу электрической энергии, включающего собственные затраты ОАО "НИЗ" по обслуживанию линии электропередач, который не установлен департаментом по тарифам Новосибирской области на 2009 и 2010 год, нарушают пункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части несоблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче электроэнергии.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать открытое акционерное общество "Новосибирский инструментальный завод" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче электрической энергии путем установления в договорах с его субабонентами платы за услугу по передаче электрической энергии на покрытие собственных затрат абонента на содержание помещения, обслуживанию линий электропередач и организации расчетов согласно калькуляции абонента без утверждения в департаменте по тарифам Новосибирской области индивидуального тарифа на передачу электрической энергии на 2009 год и на 2010 год.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи открытому акционерному обществу "Новосибирский инструментальный завод" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
С целью устранения нарушения открытому акционерному обществу открытому акционерному обществу "Новосибирский инструментальный завод" не взимать с субабонентов плату за передачу электрической энергии, не установленную департаментом по тарифам Новосибирской области.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии:
Г.Н.ДАНИЛЕНКО
Н.Д.БОРИЛЕНКО





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 15 июня 2010 г. № 02-01-19-10-10

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель   руководителя    управления,    председатель
                  Комиссии;
Даниленко Г.Н.  - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных
                  монополий, член Комиссии;
Бориленко Н.Д.  - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и
                  естественных монополий, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ФЗ "О защите конкуренции") на основании своего решения от ___ июня 2010 года по делу № 02-01-19-10-10 от 20.05.2010 в отношении открытого акционерного общества "Новосибирский инструментальный завод" (фактический адрес: 630083, г. Новосибирск, ул. Большевистская, 177) - далее ОАО "НИЗ" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

Открытому акционерному обществу "Новосибирский инструментальный завод" в срок до 10 сентября 2010 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в применении самостоятельно установленного тарифа на передачу электрической энергии, который не утвержден департаментом по тарифам Новосибирской области, что нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на услуги по передаче электрической энергии.
Открытому акционерному обществу "Новосибирский инструментальный завод" не взимать плату за передачу электрической энергии, не установленную департаментом по тарифам Новосибирской области.
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 13 сентября 2010 года с приложением подтверждающих документов.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии:
Г.Н.ДАНИЛЕНКО
Н.Д.БОРИЛЕНКО

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru