ЛАЗОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2010 г. № 2-81/10
Лазовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего - Маркелова М.Н.,
пом. прокурора - Вторушина С.Ю.,
при секретаре Ермишиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими п. 2
, п. 3
и приложения № 1
и № 2
постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе",
установил:
Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими п. 2
, п. 3
и приложения № 1
и № 2
постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе", ссылаясь на то, что указанные выше пункты оспариваемого постановления
и приложения N№ 1
, 2
данного постановления в настоящее время являются противоречащими требованиям действующего законодательства и подлежат отмене по следующим основаниям. Так, пунктом вторым
постановления главой администрации Лазовского муниципального района утверждены и введены в действие с 01.10.2009 нормативы накопления бытовых отходов, указанные нормативы закреплены в приложениях № 1
и № 2
к указанному постановлению. Пунктом 3
постановления предприятиям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами при заключении договоров с потребителями, предписано руководствоваться установленными в приложениях к указанному постановлению
нормами накопления отходов. Органы местного самоуправления муниципальных районов в силу положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" такими полномочиями не обладают и согласно данного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасности обращения с отходами законодателем отнесено к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами - ст. 5 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 (в редакции от 30.12.2008). Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти РФ отнесено установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. При этом, определение (расчет) годовых нормативов образования отходов, определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказания услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов, обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории субъектами предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". Все приведенные нормативно-правовые акты не предусматривают возможности участия органов местного самоуправления в разработке и утверждении нормативов образования (накопления) отходов. В соответствии с требованиями ст. 32
Устава Лазовского муниципального района, утвержденного решением Думы Лазовского муниципального района № 146 от 29.06.2005 в редакции решения Думы Лазовского муниципального района от 25.01.2006 № 253, от 28.02.2007 № 378), - муниципальные правовые акты Лазовского муниципального района применяются после их официального опубликования в порядке, установленном настоящей статьей
. Указанные муниципальные правовые акты публикуются не позднее 10 дней после их подписания. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Синегорье". Однако оспариваемое постановление
и приложение
к нему опубликованы не были. Заявитель считает, что в оспариваемой части постановление
администрации Лазовского муниципального района № 293 от 20.10.2009 "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе" затрагивает интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, в процессе которой образуются отходы, поскольку устанавливает единые нормы накопления отходов для всех аналогичных субъектов без учета особенностей осуществления такой деятельности и объемов реализуемой продукции и при наличии установленного правительством РФ порядка установления нормативов. Просит суд признать противоречащим закону и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункты 2
, 3
и приложения N№ 1
, 2
постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе" и обязать администрацию Лазовского муниципального района Приморского края опубликовать решение суда в официальном печатном издании Лазовского муниципального района - газете "Синегорье".
Помощник прокурора Лазовского района В. требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель администрации Лазовского муниципального района С., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора законны и обоснованы. Оспариваемое постановление
до настоящего времени действовало и применялось на территории района. Расчеты нормативов накопления бытовых отходов на территории Лазовского муниципального района делались специалистом администрации Лазовского муниципального района и в нарушение законодательства оспариваемое постановление
не было опубликовано в печати.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявление Приморского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2
постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе" утверждены и введены в действие с 01.10.2009 нормативы накопления бытовых отходов согласно приложению № 1
и приложению № 2
.
Из пункта 3
указанного постановления следует, что предприятиям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, при заключении договоров с потребителями необходимо руководствоваться указанными в Приложениях № 1
и № 2
нормами накопления бытовых отходов (л. д. 9).
В Приложении № 1 к постановлению администрации от 20.10.2009 № 293 указаны нормативы
накопления бытовых отходов для населения района, а в Приложении № 2 к постановлению администрации от 20.10.2009 № 293, указаны нормы
накопления твердых бытовых отходов, образующихся на объектах общественного назначения, торговых и культурно-бытовых организациях Лазовского муниципального района (л. д. 10).
В силу ст. 5 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесена к полномочиям Российской Федерации.
Согласно ст. 8 указанного выше Закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Определение (расчет) годовых нормативов образования отходов, определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказания услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов, обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории субъектами предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Согласно ст. 5 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти РФ отнесено установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Из ст. 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, следует, что утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещения относится к полномочиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Следовательно, по мнению суда, оспариваемые пункты 2
, 3
и приложения N№ 1
, 2
постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе" приняты с нарушением полномочий органа местного самоуправления муниципального района и противоречат Федеральному закону РФ "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г.; Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401; Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", имеющими большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на русском языке в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятым данным органом или должностным лицом.
Как установлено в судебном заседании, оспариваемое в части постановление
администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе" в средствах массовой информации - газете "Синегорье", которая определена в качестве официального" периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, опубликовано не было.
Так как постановление
администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе" до настоящего времени применялось и на основании данного постановления
были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать его пункты 2
, 3
и приложение № 1
и приложение № 2
недействующими со дня вступления решения в суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
признать пункты 2
, 3
и приложение № 1
, № 2
постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края № 293 от 20 октября 2009 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе" недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Лазовского муниципального района опубликовать данное решение суда в официальном печатном издании Лазовского муниципального района - газете "Синегорье".
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение 10 дней.
Судья Лазовского
районного суда
М.Н.МАРКЕЛОВ