Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2009 г. по делу № А67-3614/09

(извлечение)

Полный текст решения изготовлен 20.08.2009
Резолютивная часть решения объявлена 17.08.2009.
ООО "Флинт-КСИ" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области о признании недействительным решения от 26 декабря 2008 года № 7968кн "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", мотивируя следующим:
В соответствии с пунктом 1 статьи 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 и пункта 1 статьи 34.2 НК РФ разъяснения Министерства финансов РФ являются обязательными для налоговых органов и налогоплательщиков; заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогоплательщиком направляются в адрес налогового органа, руководствуясь письмом Минфина РФ от 07.07.2006 № 03-06-05-02/06, в котором указано, что, учитывая неоднозначную практику применения статьи 366 НК РФ, датой представления в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес в виде почтового отправления считается шестой день, начиная с даты его отправки.
Налогоплательщиком в адрес инспекции 11.03.2008 направлено заявление о регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес по адресу: г. Северск, Коммунистический проспект, дом 49Б, в котором налогоплательщик просил зарегистрировать 10 игровых столов и 87 игровых автоматов, шестым днем является 16.03.2008, следовательно, датой представления в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения является 16.03.2008.
В соответствии с пунктом 3 статьи 370 НК РФ при установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Таким образом, по мнению заявителя, основания для уплаты недоимки по налогу на игорный бизнес за март 2008 года, а также пени - отсутствуют, так как налог на игорный бизнес налогоплательщиком был оплачен своевременно и в полном объеме.
Ответчик (ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области) и третье лицо (Управление ФНС России по Томской области) в письменных отзывах на заявление возражали против требований заявителя по следующим основаниям:
Согласно материалам дела, ИФНС России по ЗАТО Северск проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за март 2008 года, представленной ООО "Флинт-КСИ" 29.07.2008 г. (рег. № 4375280), в части деятельности игорного заведения, расположенного по адресу: г. Северск, пр. Коммунистический, 49Б, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки № 6864 от 12.11.2008 г.
На основании вышеуказанного акта ИФНС России по ЗАТО Северск было принято решение № 7968 от 26.12.2008 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ООО "Флинт-КСИ".
Согласно пункту 2 статьи 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта налогообложения.
Пунктом 3 статьи 366 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложение любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 366 НК РФ объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения.
Согласно пункту 5 статьи 366 НК РФ заявление о регистрации объекта налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
Учитывая, что вопрос, касающийся определения даты представления налогоплательщиком заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес в налоговый орган в виде почтового отправления с описью вложения, главой 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ, а также Приказом Минфина России от 24.01.2005 № 8н "Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес" не урегулирован, ФНС России направило для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов РФ от 07.07.2006 № 03-06-05-02/06 о порядке определения даты представления налогоплательщиком заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, направленного в виде почтового отправления.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
Вместе с тем, согласно письму Минфина России от 09.07.2008 г. № 03-05-04-05/03 письмо Минфина России от 07.07.2006 № 03-06-05-02/06 применяется в части, не противоречащей настоящему письму.
В письме Минфина России от 09.07.2008 г. № 03-05-04-05/03 налоговым органам предлагается учитывать положения статьи 80 НК РФ и сложившуюся судебно-арбитражную практику (в частности, постановления Федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского округа от 27.08.2007 № А19-3072/07-15-Ф02-5730/07, Поволжского округа от 24.01.2008 № А57-5534/07-45 и др.).
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Учитывая, что камеральная налоговая проверка проводилась в период с 29.07.2008 г. по 28.11.2008 г., налоговый орган правомерно исполнял письмо Минфина России от 09.07.2008 г. № 03-05-04-05/03 и учитывал сложившуюся судебно-арбитражную практику.
Из материалов дела следует, что ООО "Флинт-КСИ" в адрес ИФНС России по ЗАТО Северск 10.03.2008 г. (подтверждается штампом почтового отделения) направлено заявление о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, расположенных по адресу: г. Северск, пр. Коммунистический, 28, в котором налогоплательщик просит снять с учета 50 игровых автоматов.
Также, ООО "Флинт-КСИ" в адрес ИФНС России по ЗАТО Северск 11.03.2008 г. (подтверждается штампом почтового отделения) направлено заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, расположенных по адресу: г. Северск, пр. Коммунистический, 49Б, в котором налогоплательщик просит зарегистрировать 10 игровых столов и 87 игровых автоматов.
В соответствии со статьей 80 НК РФ и письмом Минфина России от 09.07.2008 г. № 03-05-04-05/03 ИФНС России по ЗАТО Северск правомерно исходила из того, что при отправке ООО "Флинт-КСИ" вышеуказанных заявлений по почте, днем их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились. В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 и части 2 статьи 200 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы сторон, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, 26 декабря 2008 года заместитель начальника ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области, рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 12.11.2008 № 6864 уточненной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за март 2008 года (регистрационный номер 4375280), представленной ООО "Флинт-КСИ", установил:
Согласно статьям 365, 366 НК РФ ООО "Флинт-КСИ" является плательщиком налога на игорный бизнес по игровым автоматам, зарегистрированным в ИФНС России по ЗАТО Северск.
В соответствии с пунктом 2 статьи 370 НК РФ ООО "Флинт-КСИ" в установленный законодательством срок в ИФНС России по ЗАТО Северск 21.04.2008 г. представлена налоговая декларация по налогу на игорный бизнес по месту регистрации объектов налогообложения.
В представленной 29.07.2008 г. уточненной налоговой декларации ООО "Флинт-КСИ" исчислена сумма налога на игорный бизнес за март 2008 года в размере 576250 руб.
ООО "Флинт-КСИ" 11.03.2008 г. направило в адрес инспекции в виде почтового отправления с описью вложения заявление о регистрации 10 игровых столов и 87 игровых автоматов, установленных по адресу г. Северск, проспект Коммунистический, дом 49Б.
В соответствии с пунктом 3 статьи 370 НК РФ при установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Согласно сведениям, имеющимся в ИФНС России по ЗАТО Северск, 44 игровых автомата из 87 заявленных, ранее были зарегистрированы по адресу обособленного подразделения г. Северск, проспект Коммунистический, дом 28, и сняты с учета на основании заявления от 10.03.2008 г. Налог на игорный бизнес за март 2008 года в отношении указанных игровых автоматов исчислен в соответствии с положениями главы 29 НК РФ, что подтверждается налоговыми декларациями по налогу на игорный бизнес (регистрационные номера 3896647 и 4375280).
Вместе с тем, в нарушение пункта 3 статьи 370 НК РФ ООО "Флинт-КСИ" неправомерно применило одну вторую ставки налога в отношении 43 игровых автоматов и 10 игровых столов, зарегистрированных 11.03.2008 г.
ООО "Флинт-КСИ" исчислило налог на игорный бизнес в отношении объектов, зарегистрированных по адресу: г. Северск, проспект Коммунистический, дом 49Б, в размере 576 250 руб., тогда как следовало исчислить в размере 987500 руб. (44 игровых автомата х 7500/2) + 43 игровых автомата х 7500 + 10 игровых столов х 50000).
В связи с чем, налогоплательщику 20.08.2008 г. было направлено требование № 2626 о представлении пояснений по факту применения 1/2 ставки налога. Пояснения в ИФНС России по ЗАТО Северск не представлены.
Таким образом, ООО "Флинт-КСИ" допустило неполную уплату сумм налога в результате неправильного исчисления налога на игорный бизнес в размере 411250 руб. (987500 - 576250), что является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, а именно 82250 руб. (411250 руб. х 20%).
Заместителем начальника ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области вынесено решение от 26 декабря 2008 года № 7968кн о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ООО "Флинт-КСИ", в резолютивной части которого указано:
]]>
1. Привлечь ООО "Флинт-КСИ" к налоговой ответственности за совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату налога на игорный бизнес в сумме 411250 руб. в результате неправильного исчисления налога, - штраф в размере 82250 руб.
2. Начислить пени по состоянию на 26.12.2008 в сумме 389044,06 руб.
3. Предложить ООО "Флинт-КСИ" в добровольном порядке уплатить недоимку по налогу на игорный бизнес в сумме 411250 руб.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду 2008 год, а не 200 год.

Решением Управления ФНС России по Томской области от 01 апреля 2009 года № 154 решение ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области от 26 декабря 200 года № 7968кн оставлено без изменения, жалоба ООО "Флинт-КСИ" - без удовлетворения, решение ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области от 26 декабря 2008 года № 7968кн - утверждено.
ООО "Флинт-КСИ" обратилось в арбитражный суд в заявлением к ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области о признании недействительным решения от 26 декабря 2008 года № 7968кн "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в порядке и сроки, установленные пунктом 5 статьи 101.2 и статьями 137, 138 НК РФ, главой 24 АПК РФ.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии со статьей 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.
В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом (пункт 2).
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу (пункт 5).
Решение ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области от 26 декабря 2008 года № 7968кн утверждено вышестоящим налоговым органом 01 апреля 2009 года, ООО "Флинт-КСИ" обратилось в арбитражный суд 12 мая 2009 года, следовательно, срок подачи заявления не пропущен.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, по смыслу данной статьи, имеет публично-правовой, а не частно-правовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком.
Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества.
Приведенным положениям Конституции Российской Федерации корреспондирует положение Конвенции о защите прав человека и основных свобод о праве государства принимать такие законы, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов, других сборов и штрафов (статья 1 Протокола № 1).
В Постановлении от 17 декабря 1996 года Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию:
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
В силу статьи 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
В соответствии со статьей 366 НК РФ объектами налогообложения признаются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы (пункт 1).
В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2).
Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения пункт 3).
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения (пункт 4).
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения (пункт 4).
Таким образом, из буквального содержания статьи 366 НК РФ следует, что дата отправки в налоговый орган заявления о регистрации новых объектов налогообложения является датой регистрации этих объектов и, соответственно, они считаются зарегистрированными с даты направления заявления в виде почтового отправления с описью вложения.
Согласно статье 370 НК РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения (пункт 1). При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения (пункт 3).
При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения (пункт 4).
Поскольку ООО "Флинт-КСИ" направило в ИФНС России по ЗАТО Северск заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: г. Северск, Коммунистический пр-кт, дом 49Б 11 марта 2008 года, то оспариваемое решение ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области от 26 декабря 2008 года № 7968 кн в части предложения ООО "Флинт-КСИ" уплатить недоимку по налогу на игорный бизнес в сумме 411250 руб. и начисления пени как компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в связи с задержкой уплаты налогов соответствует статье 57 Конституции Российской Федерации, статьям 3, 23, 45, 75, 365, 366, 370 НК РФ и вышеизложенным правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 6 июня 1995 года № 7-П по делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР "О милиции" и от 13 июня 1996 года № 14-П по делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 УПК РСФСР, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным.
Из данной правовой позиции вытекает, что гарантируемая статьями 35 и 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав и законных интересов налогоплательщика не может быть обеспечена, если суды о принятии решения о правомерности привлечения к ответственности за совершения правонарушения исходят из одного факта нарушения установленной законодательством о налогах и сборах обязанности налогоплательщика, без установления, исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела фактических обстоятельств, которые в соответствии с налоговым законодательством должны учитываться при решении вопроса о привлечения налогоплательщика к ответственности.
В силу статей 1, 17 (части 1 и 3), 18, 45, 46, 49, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации и общепризнанных в правовом государстве принципов юридической ответственности, а также Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ее статья 7 и статья 1 Протокола № 1 к ней) юридическая ответственность возникает лишь за совершенное правонарушение, что требует установления законом процедур, посредством которых выявляется факт совершения правонарушения, доказывается наличие элементов состава соответствующего деликта, в том числе виновность лица, его совершившего, а также выносится итоговое правоприменительное решение, в котором указываются конкретный вид и мера наказания.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при производстве по делу о налоговом правонарушении и при рассмотрении в суде дела об оспаривании решения о привлечении к налоговой ответственности налоговые органы осуществляют доказывание как самого факта совершения правонарушения, так и вины налогоплательщика; отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения; иная трактовка состава правонарушения, в том числе налогового, как основания ответственности, противоречила бы природе правосудия.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В силу статьи 49 Конституции Российской Федерации и статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (часть 1); лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения; обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 6).
В статье 109 НК РФ определены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что при исчислении налога на игорный бизнес за март 2008 года ООО "Флинт-КСИ" руководствовалось письмом Министерства финансов Российской Федерации от 07.07.2006 № 03-06-05-02/06, которое в силу пункта 1 статьи 34.2 НК РФ является разъяснением уполномоченного государственного органа по налогам и сборам.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается, выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
На основании изложенного, статей 46 и 49 Конституции Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлениях 25.01.2001 № 1-П и 30.07.2001 № 13-П, правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 6 июня 1995 года № 7-П по делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР "О милиции" и от 13 июня 1996 года № 14-П по делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 УПК РСФСР (в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным), необходимости соблюдения конституционного запрета на произвольное ограничение имущественных прав граждан и юридических лиц в связи с привлечением к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа (статья 35, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации) и единообразия в толковании и практики применения арбитражными судами норм права (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2007 № 5490/07, Постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.12.2008 по делу № А43-7252/2008-30-74, 26.03.2009 по делу № А11-5122/2008-К2-22/280), оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, в соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 108, пунктом 2 статьи 109, подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, а также учитывая отсутствие в мотивировочной части оспариваемого решения выводов инспекции и доказательств о вине налогоплательщика и форме вины, арбитражный суд находит решение ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области от 26 декабря 2008 года № 7968кн "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" подлежащим признанию недействительным в части привлечения ООО "Флинт-КСИ" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату налога на игорный бизнес в размере 82250 руб. (пункт 1 решения).
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области от 26 декабря 2008 года № 7968кн "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" признать недействительным в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Флинт-КСИ" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на игорный бизнес в размере 82250 руб. (пункт 1 решения). В остальной части требований отказать.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Флинт-КСИ".
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия решения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru