Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 № А67-8283/2009 данное решение отменено.




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2009 г. по делу № А67-8283/09

(извлечение)

25 ноября 2009 г. (полный текст)
24 ноября 2009 г. (резолютивная часть)
ИФНС России по г. Томску обратилась с заявлением в Арбитражный суд Томской области к ООО "КОНГЛОМЕРАТ" о признании недействительной государственной регистрации за государственным регистрационным номером 20722221106592 от 14.12.2007 г., связанной с государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы ООО "КОНГЛОМЕРАТ".
Определением суда от 28.09.2009 г. в качестве соответчика по делу привлечена ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула.
Определением суда от 21.10.2009 г. соответчик по делу - ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула заменен на его правопреемника - Межрайонную ИФНС России № 14 по Алтайскому краю.
Представитель ИФНС России по г. Томску, в ходе судебного заседания, назначенного на 24.11.2009 г., уточнила предмет заявленных требований, просила признать недействительной государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ООО "КОНГЛОМЕРАТ" за государственным регистрационным номером записи в Едином государственном реестре юридических лиц 20722221106592 от 14.12.2007 г., осуществленную на основании решения ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула № 5587 от 14.12.2007 г. и заявления ООО "КОНГЛОМЕРАТ" от 07.12.2007 г.
Дело судом рассматривается с учетом уточненного требования.
ООО "КОНГЛОМЕРАТ", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направило.
Межрайонная ИФНС России № 14 по Алтайскому краю обратилась с ходатайством о рассмотрении дела без участия представителя последней.
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, судом дело рассматривается в отсутствие надлежащих уведомленных представителей ООО "КОНГЛОМЕРАТ" и Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю.
Представитель ИФНС России по г. Томску заявленные требования поддержала, пояснив при этом, что государственная регистрация в Едином государственном реестре юридических лиц изменений, внесенных в учредительные документы ООО "КОНГЛОМЕРАТ" не соответствует ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту: "Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ"), ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку осуществлена на основании недостоверной информации о месте нахождения юридического лица.
Согласно ответу за № 1-2901 от 29.07.2009 г. руководителя ООО "Торговый дом "ПРОФИ-М" - собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9, в аренду (субаренду) указанное нежилое помещение ООО "КОНГЛОМЕРАТ" не сдавалось, переговоров по данному вопросу с представителями ООО "КОНГЛОМЕРАТ" не велось.
Кроме того, представленная гражданином Ажимовым Д.С. в регистрирующий орган квитанции об уплате государственной пошлины не позволяет однозначно установить, что государственная пошлина уплачена за регистрацию изменений в учредительные документы именно в отношении ООО "КОНГЛОМЕРАТ", так как на момент оплаты последний также являлся руководителем ООО "ТомСтек", что, по мнению представителя Заявителя, является основанием для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
ООО "КОНГЛОМЕРАТ" отзыв на заявление в материалы дела не представило.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю в отзыве по делу с заявленными требованиями не согласился, считает, что ООО "КОНГЛОМЕРАТ" зарегистрировано в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отказа в регистрации изменений у налогового органа не имелось, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "КОНГЛОМЕРАТ" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г. Томску 18.09.2002 года, внесено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1022201130500, ИНН 2222036562.
Единственным участником ООО "КОНГЛОМЕРАТ" Ажимовым Д.С. было принято Решение № 1 единственного участника ООО "Конгломерат" 05.12.2007 г., о внесении изменений в сведения о местонахождении Общества, а также об утверждении учредительных документов в новой редакции, согласно которому, определено место нахождения ООО "Конгломерат" по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9.
07.12.2007 г. ООО "КОНГЛОМЕРАТ" обратилось в ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, то есть в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица.
14.12.2007 г. ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула принято решение № 5587 от 14.12.2007 г. о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "КОНГЛОМЕРАТ", на основании которого внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 20722221106592 от 14.12.2007 г. об изменении местонахождения ООО "КОНГЛОМЕРАТ" на новый адрес: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9.
В соответствии с положением п. 4 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ регистрационное дело в отношении ООО "КОНГЛОМЕРАТ" было направлено в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
14.12.2007 года в ЕГРЮЛ внесены сведения об учете юридического лица в Инспекции ФНС России по г. Томску.
В соответствии со статьями 31, 90, 92 НК РФ и ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. "О налоговых органах Российской Федерации" ИФНС России по г. Томску проведены контрольные мероприятия с целью проверки достоверности сведений о местонахождении, по указанному в учредительных документах ООО "КОНГЛОМЕРАТ".
В ходе проведения контрольных мероприятий, проведенных должностными лицами ИФНС России по г. Томску, было установлено, что ООО "КОНГЛОМЕРАТ" по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9 не располагается, предварительных устных или письменных соглашений об аренде (субаренде) нежилых помещений с собственником - ООО "Торговый дом "ПРОФИ-М", не заключало.
Так согласно протоколу № 1129 осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 31.07.2009 г. в здании, расположенном по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9, организация - ООО "КОНГЛОМЕРАТ" не находится.
В ответе за № 1-2901 от 29.07.2009 г. руководитель ООО "Торговый дом "ПРОФИ-М" Лебедев А.В., которое согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.04.2009 г. № 01/028/2009-256, является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9, указал, что в аренду (субаренду) указанное нежилое помещение ООО "КОНГЛОМЕРАТ" никогда не сдавалось, переговоров по данному вопросу не велось.
Считая, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО "КОНГЛОМЕРАТ", произведена с нарушением действующего законодательства и нарушает экономические интересы государства и неопределенного круга лиц, ИФНС России по г. Томску обратилась в суд с настоящим заявлением, которое, по мнению суда, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ).
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Согласно п.п. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в Едином государственном реестре юридических лиц.
Нарушение ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ является основанием для признания решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, недействительным.
Как следует из материалов дела, ООО "КОНГЛОМЕРАТ" на регистрацию изменений учредительных документов представило информацию о месте нахождения организации, которая противоречит требованиям ст. 54 ГК РФ, т.к. является недостоверной, что подтверждается:
- протоколом № 1129 осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 31.07.2009 г., в соответствии с которым в здании, расположенном по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9, ООО "КОНГЛОМЕРАТ" не находится;
- ответом за № 1-2901 от 29.07.2009 г. руководителя ООО "Торговый дом "ПРОФИ-М" Лебедев А.В. - собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, согласно которому, последний не сдавал и не сдает в аренду (субаренду) нежилое помещение ООО "КОНГЛОМЕРАТ".
Между тем, как Межрайонная ИФНС России № 14 по Алтайскому краю, так и ООО "КОНГЛОМЕРАТ", в ходе судебного разбирательства, доказательств, свидетельствующих о факте нахождения общества по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9, в момент регистрации или после регистрации не представлено.
Таким образом, судом установлено нарушение Ответчиками требований ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. при регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица и записи в единый государственный реестр в отношении ООО "КОНГЛОМЕРАТ", что в свою очередь, является основанием для признания данной государственной регистрации недействительной.
Данная позиция суда подтверждается единообразием судебной практики (постановления ФАС Западно-Сибирского округа: от 19.01.2009 № Ф04-7700/2008(17416-А45-37) по делу № А45-6098/2008-52/139; от 19.01.2009 г. № Ф04-1/2009(19061-А45-37) по делу № А45-5723/2008; от 11.03.2009 г. № Ф04-1403/2009(1972-А02-26) по делу № А02-762/2008; от 22.06.2009 г. № Ф04-3758/2009(9401-А45-40) по делу № А45/10684/2008-52/211; от 08.07.2009 г. № Ф04-2154/2009(10518-А45-15) по делу № А45-8258/2008; от 09.09.2009 г. № Ф04-5509/2009(19467-А03-49) по делу № А03-3896/2009).
Кроме того, суд считает, что у ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула, на момент вынесения решения о государственной регистрации № 5587 от 14.12.2007 г., имелись основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "КОНГЛОМЕРАТ", при этом исходит из следующего.
Статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе документ об уплате государственной пошлины.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно положениям пунктов 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, а также разъяснений данных в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 г. № 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за заявителя законодательством не предусмотрена.
Из анализа указанных выше норм следует, что изменения вносились в учредительные документы юридического лица, в данном случае от имени ООО "КОНГЛОМЕРАТ", следовательно, и обязанность по уплате государственной пошлины должно было исполнить данное юридическое лицо самостоятельно.
Исходя из содержания квитанции об уплате государственной пошлины от 07.12.2007 г., ее плательщиком является не ООО "КОНГЛОМЕРАТ", а физическое лицо - Ажимов Д.С.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ и изменений в Устав ООО "КОНГЛОМЕРАТ" от 05.12.2007 г. Ажимов Д.С. является учредителем и руководителем ООО "КОНГЛОМЕРАТ" и имеет право действовать от имени ООО "КОНГЛОМЕРАТ" без доверенности.
Между тем, на момент оплаты государственной пошлины Ажимов Д.С. также являлся руководителем ООО "ТомСтек" (решение участника № 2 от 21.05.2007 г.), в связи с чем, представленная Ажимовым Д.С. в регистрирующий орган квитанции об уплате государственной пошлины от 07.12.2007 г., не позволяет однозначно установить, что государственная пошлина уплачена за регистрацию изменений в учредительные документы именно в отношении ООО "КОНГЛОМЕРАТ".
Кроме того, документов свидетельствующих об уплате государственной пошлины за счет денежных средств юридического лица, также в материалы дела представлено не было.
При указанных обстоятельствах, данная квитанция не могла быть признана регистрирующим органом документом, подтверждающим уплату ООО "КОНГЛОМЕРАТ" государственной пошлины за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, и, соответственно, у регистрирующего органа не было правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
Данная позиция суда также подтверждается единообразием судебной практики (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.10.2009 по делу № А46-6217/2009, от 21.09.2009 № Ф04-5105/2008(19458-А46-40) по делу № А46-13056/2007, от 13.07.2009 № Ф04-1563/2009(10182-А03-37) по делу № А03-7293/2008, от 03.09.2008 № Ф04-5430/2008(11095-А46-26) по делу № А46-13357/2007).
С учетом изложенного, заявленные ИФНС России по г. Томску требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что Межрайонная ИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу от уплаты государственной пошлины освобождена, с последней государственная пошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями п/п. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, ст. 110, 168 - 175, 201 АПК, арбитражный суд

решил:

Признать недействительной государственную регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы ООО "КОНГЛОМЕРАТ", за государственным регистрационным номером записи в Едином государственном реестре юридических лиц 20722221106592 от 14.12.2007 г., осуществленную на основании решения ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула № 5587 от 14.12.2007 г. и заявления ООО "КОНГЛОМЕРАТ" от 07.12.2007 г.
Взыскать с "КОНГЛОМЕРАТ" зарегистрированного в качестве юридического лица ИФНС России по г. Томску 18.09.2002 года, внесенного в ЕГРЮЛ за ОГРН 1022201130500, ИНН 2222036562, расположенного по адресу: 656058, г. Барнаул, ул. Балтийская, 38, 8, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок Седьмой арбитражный апелляционный суд.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru