АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2009 г. по делу № А67-8283/09
(извлечение)
25 ноября 2009 г. (полный текст)
24 ноября 2009 г. (резолютивная часть)
ИФНС России по г. Томску обратилась с заявлением в Арбитражный суд Томской области к ООО "КОНГЛОМЕРАТ" о признании недействительной государственной регистрации за государственным регистрационным номером 20722221106592 от 14.12.2007 г., связанной с государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы ООО "КОНГЛОМЕРАТ".
Определением суда от 28.09.2009 г. в качестве соответчика по делу привлечена ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула.
Определением суда от 21.10.2009 г. соответчик по делу - ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула заменен на его правопреемника - Межрайонную ИФНС России № 14 по Алтайскому краю.
Представитель ИФНС России по г. Томску, в ходе судебного заседания, назначенного на 24.11.2009 г., уточнила предмет заявленных требований, просила признать недействительной государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ООО "КОНГЛОМЕРАТ" за государственным регистрационным номером записи в Едином государственном реестре юридических лиц 20722221106592 от 14.12.2007 г., осуществленную на основании решения ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула № 5587 от 14.12.2007 г. и заявления ООО "КОНГЛОМЕРАТ" от 07.12.2007 г.
Дело судом рассматривается с учетом уточненного требования.
ООО "КОНГЛОМЕРАТ", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направило.
Межрайонная ИФНС России № 14 по Алтайскому краю обратилась с ходатайством о рассмотрении дела без участия представителя последней.
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, судом дело рассматривается в отсутствие надлежащих уведомленных представителей ООО "КОНГЛОМЕРАТ" и Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю.
Представитель ИФНС России по г. Томску заявленные требования поддержала, пояснив при этом, что государственная регистрация в Едином государственном реестре юридических лиц изменений, внесенных в учредительные документы ООО "КОНГЛОМЕРАТ" не соответствует ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту: "Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ"), ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку осуществлена на основании недостоверной информации о месте нахождения юридического лица.
Согласно ответу за № 1-2901 от 29.07.2009 г. руководителя ООО "Торговый дом "ПРОФИ-М" - собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9, в аренду (субаренду) указанное нежилое помещение ООО "КОНГЛОМЕРАТ" не сдавалось, переговоров по данному вопросу с представителями ООО "КОНГЛОМЕРАТ" не велось.
Кроме того, представленная гражданином Ажимовым Д.С. в регистрирующий орган квитанции об уплате государственной пошлины не позволяет однозначно установить, что государственная пошлина уплачена за регистрацию изменений в учредительные документы именно в отношении ООО "КОНГЛОМЕРАТ", так как на момент оплаты последний также являлся руководителем ООО "ТомСтек", что, по мнению представителя Заявителя, является основанием для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
ООО "КОНГЛОМЕРАТ" отзыв на заявление в материалы дела не представило.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю в отзыве по делу с заявленными требованиями не согласился, считает, что ООО "КОНГЛОМЕРАТ" зарегистрировано в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отказа в регистрации изменений у налогового органа не имелось, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "КОНГЛОМЕРАТ" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г. Томску 18.09.2002 года, внесено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1022201130500, ИНН 2222036562.
Единственным участником ООО "КОНГЛОМЕРАТ" Ажимовым Д.С. было принято Решение № 1 единственного участника ООО "Конгломерат" 05.12.2007 г., о внесении изменений в сведения о местонахождении Общества, а также об утверждении учредительных документов в новой редакции, согласно которому, определено место нахождения ООО "Конгломерат" по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9.
07.12.2007 г. ООО "КОНГЛОМЕРАТ" обратилось в ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, то есть в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица.
14.12.2007 г. ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула принято решение № 5587 от 14.12.2007 г. о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "КОНГЛОМЕРАТ", на основании которого внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 20722221106592 от 14.12.2007 г. об изменении местонахождения ООО "КОНГЛОМЕРАТ" на новый адрес: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9.
В соответствии с положением п. 4 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ регистрационное дело в отношении ООО "КОНГЛОМЕРАТ" было направлено в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
14.12.2007 года в ЕГРЮЛ внесены сведения об учете юридического лица в Инспекции ФНС России по г. Томску.
В соответствии со статьями 31, 90, 92 НК РФ и ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. "О налоговых органах Российской Федерации" ИФНС России по г. Томску проведены контрольные мероприятия с целью проверки достоверности сведений о местонахождении, по указанному в учредительных документах ООО "КОНГЛОМЕРАТ".
В ходе проведения контрольных мероприятий, проведенных должностными лицами ИФНС России по г. Томску, было установлено, что ООО "КОНГЛОМЕРАТ" по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9 не располагается, предварительных устных или письменных соглашений об аренде (субаренде) нежилых помещений с собственником - ООО "Торговый дом "ПРОФИ-М", не заключало.
Так согласно протоколу № 1129 осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 31.07.2009 г. в здании, расположенном по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9, организация - ООО "КОНГЛОМЕРАТ" не находится.
В ответе за № 1-2901 от 29.07.2009 г. руководитель ООО "Торговый дом "ПРОФИ-М" Лебедев А.В., которое согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.04.2009 г. № 01/028/2009-256, является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9, указал, что в аренду (субаренду) указанное нежилое помещение ООО "КОНГЛОМЕРАТ" никогда не сдавалось, переговоров по данному вопросу не велось.
Считая, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО "КОНГЛОМЕРАТ", произведена с нарушением действующего законодательства и нарушает экономические интересы государства и неопределенного круга лиц, ИФНС России по г. Томску обратилась в суд с настоящим заявлением, которое, по мнению суда, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ).
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Согласно п.п. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в Едином государственном реестре юридических лиц.
Нарушение ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ является основанием для признания решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, недействительным.
Как следует из материалов дела, ООО "КОНГЛОМЕРАТ" на регистрацию изменений учредительных документов представило информацию о месте нахождения организации, которая противоречит требованиям ст. 54 ГК РФ, т.к. является недостоверной, что подтверждается:
- протоколом № 1129 осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 31.07.2009 г., в соответствии с которым в здании, расположенном по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9, ООО "КОНГЛОМЕРАТ" не находится;
- ответом за № 1-2901 от 29.07.2009 г. руководителя ООО "Торговый дом "ПРОФИ-М" Лебедев А.В. - собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, согласно которому, последний не сдавал и не сдает в аренду (субаренду) нежилое помещение ООО "КОНГЛОМЕРАТ".
Между тем, как Межрайонная ИФНС России № 14 по Алтайскому краю, так и ООО "КОНГЛОМЕРАТ", в ходе судебного разбирательства, доказательств, свидетельствующих о факте нахождения общества по адресу: 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9, в момент регистрации или после регистрации не представлено.
Таким образом, судом установлено нарушение Ответчиками требований ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. при регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица и записи в единый государственный реестр в отношении ООО "КОНГЛОМЕРАТ", что в свою очередь, является основанием для признания данной государственной регистрации недействительной.
Данная позиция суда подтверждается единообразием судебной практики (постановления ФАС Западно-Сибирского округа: от 19.01.2009 № Ф04-7700/2008(17416-А45-37) по делу № А45-6098/2008-52/139; от 19.01.2009 г. № Ф04-1/2009(19061-А45-37) по делу № А45-5723/2008; от 11.03.2009 г. № Ф04-1403/2009(1972-А02-26) по делу № А02-762/2008; от 22.06.2009 г. № Ф04-3758/2009(9401-А45-40) по делу № А45/10684/2008-52/211; от 08.07.2009 г. № Ф04-2154/2009(10518-А45-15) по делу № А45-8258/2008; от 09.09.2009 г. № Ф04-5509/2009(19467-А03-49) по делу № А03-3896/2009).
Кроме того, суд считает, что у ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула, на момент вынесения решения о государственной регистрации № 5587 от 14.12.2007 г., имелись основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "КОНГЛОМЕРАТ", при этом исходит из следующего.
Статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе документ об уплате государственной пошлины.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно положениям пунктов 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, а также разъяснений данных в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 г. № 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за заявителя законодательством не предусмотрена.
Из анализа указанных выше норм следует, что изменения вносились в учредительные документы юридического лица, в данном случае от имени ООО "КОНГЛОМЕРАТ", следовательно, и обязанность по уплате государственной пошлины должно было исполнить данное юридическое лицо самостоятельно.
Исходя из содержания квитанции об уплате государственной пошлины от 07.12.2007 г., ее плательщиком является не ООО "КОНГЛОМЕРАТ", а физическое лицо - Ажимов Д.С.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ и изменений в Устав ООО "КОНГЛОМЕРАТ" от 05.12.2007 г. Ажимов Д.С. является учредителем и руководителем ООО "КОНГЛОМЕРАТ" и имеет право действовать от имени ООО "КОНГЛОМЕРАТ" без доверенности.
Между тем, на момент оплаты государственной пошлины Ажимов Д.С. также являлся руководителем ООО "ТомСтек" (решение участника № 2 от 21.05.2007 г.), в связи с чем, представленная Ажимовым Д.С. в регистрирующий орган квитанции об уплате государственной пошлины от 07.12.2007 г., не позволяет однозначно установить, что государственная пошлина уплачена за регистрацию изменений в учредительные документы именно в отношении ООО "КОНГЛОМЕРАТ".
Кроме того, документов свидетельствующих об уплате государственной пошлины за счет денежных средств юридического лица, также в материалы дела представлено не было.
При указанных обстоятельствах, данная квитанция не могла быть признана регистрирующим органом документом, подтверждающим уплату ООО "КОНГЛОМЕРАТ" государственной пошлины за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, и, соответственно, у регистрирующего органа не было правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
Данная позиция суда также подтверждается единообразием судебной практики (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.10.2009 по делу № А46-6217/2009, от 21.09.2009 № Ф04-5105/2008(19458-А46-40) по делу № А46-13056/2007, от 13.07.2009 № Ф04-1563/2009(10182-А03-37) по делу № А03-7293/2008, от 03.09.2008 № Ф04-5430/2008(11095-А46-26) по делу № А46-13357/2007).
С учетом изложенного, заявленные ИФНС России по г. Томску требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что Межрайонная ИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу от уплаты государственной пошлины освобождена, с последней государственная пошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями п/п. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, ст. 110, 168 - 175, 201 АПК, арбитражный суд
решил:
Признать недействительной государственную регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы ООО "КОНГЛОМЕРАТ", за государственным регистрационным номером записи в Едином государственном реестре юридических лиц 20722221106592 от 14.12.2007 г., осуществленную на основании решения ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула № 5587 от 14.12.2007 г. и заявления ООО "КОНГЛОМЕРАТ" от 07.12.2007 г.
Взыскать с "КОНГЛОМЕРАТ" зарегистрированного в качестве юридического лица ИФНС России по г. Томску 18.09.2002 года, внесенного в ЕГРЮЛ за ОГРН 1022201130500, ИНН 2222036562, расположенного по адресу: 656058, г. Барнаул, ул. Балтийская, 38, 8, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок Седьмой арбитражный апелляционный суд.