ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2008 г. по делу № 3-113/08
17 июня 2008 года Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре Севастьяновой М.В.
с участием старшего помощника прокурора Хабаровского края представителей Законодательной Думы Хабаровского края К., Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействующим Закона
Хабаровского края от 29.11.2006 № 77 "О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края",
установил:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с названными требованиями, ссылаясь на то, что Закон
Хабаровского края от 29.11.2006 № 77 "О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края" не соответствует федеральному законодательству, а именно Федеральному закону от 10.05.2007 № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд", ст.ст. 9, 10, 70.1 Земельного кодекса РФ, согласно которым к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ. К полномочиям субъектов РФ в области земельных отношений относятся только резервирование земель, находящихся в границах субъектов РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского края С. настаивал на удовлетворении заявления прокурора края.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края, по доверенности К., Б., не соглашаясь с доводами заявления прокурора края, просили в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что оспариваемым Законом
края осуществляется правовое регулирование вопросов резервирования земельных участков, а кроме того, согласно ч. 5 ст. 3
данного краевого Закона его положения применяются только в случае, если федеральным законодательством не установлен иной порядок. До настоящего времени Правительство РФ не определило порядок резервирования земель.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Пунктом "а" ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.05.2007 № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" внесены изменения в Земельный кодекс РФ, в соответствии с которыми к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд (ст. 9).
Согласно ч. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 10.05.2007 № 69-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений относятся только резервирование земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 1
Закона Хабаровского края от 29.11.2006 № 77 "О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края" предусмотрено, что в целях настоящего закона под резервированием земельных участков понимается комплекс организационных и правовых мероприятий по определению особого режима использования земельных участков и (или) земель (далее - земельные участки), необходимых для государственных нужд Хабаровского края (далее - край) и нужд муниципальных образований края (далее - муниципальные нужды).
Таким образом, оспариваемый краевой Закон
согласно его названию и содержанию ч. 1 ст. 1
, в том числе, устанавливает порядок резервирования земель, что противоречит упомянутым требованиям ст.ст. 9, 10, 70.1 Земельного кодекса РФ.
Ссылки представителей Законодательной Думы на то, что Закон
края № 77 не регулирует порядок резервирования земель, и упоминание слова "земель" не противоречит федеральному законодательству, т.к. ч. 5 ст. 3
предусмотрено, что если федеральным законодателем установлен иной порядок резервирования, то применяется порядок, установленный федеральным законодателем несостоятельны, поскольку упомянутая норма ч. 5 ст. 3
Закона Хабаровского края № 77 от 29.11.2006 г. по своему нормативному содержанию является неопределенной, а нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению установленного ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.
При таком положении суд находит, что Закон
Хабаровского края от 29.11.2006 № 77 "О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края" в части установления порядка резервирование земель противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора края подлежит отказать по следующим основаниям.
Как следует из нормативного содержания ст. 6 Земельного кодекса РФ, ст. 9 Федерального закона от 10.05.2007 г. № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд", Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовой статус, режим использования земель и земельных участков различен.
Земельный участок является частью поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены, т.е. имеющие фиксированную границу, площадь, местоположение, определенное правовое положение, качественную оценку, стоимость, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.
Правовой режим земель определяется исходя из категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, для которых границы определены только в правилах застройки муниципального образования и устанавливаются градостроительным регламентом.
Оспариваемый краевой Закон
регулирует правоотношения в области резервирования земельных участков.
В силу ст. 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Поскольку полномочие по резервированию земельных участков не отнесено законодателем к ведению Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст. 9, 10 Земельного кодекса РФ), то регулирование данных вопросов оспариваемым Законом
Хабаровского края не противоречит действующему федеральному законодательству.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края частично.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда Закон
Хабаровского края от 29.11.2006 № 77 "О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края" в части установления порядка резервирование земель.
В остальной части заявленные прокурором требования оставить без удовлетворения.
Сообщение о данном решении опубликовать в "Собрании законодательства Хабаровского края".
Взыскать с Законодательной Думы Хабаровского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.БАРАБАШ