Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край

Определением Верховного Суда РФ от 10.09.2008 № 58-Г08-14 данное решение отменено.




ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2008 г. по делу № 3-113/08

17 июня 2008 года Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре Севастьяновой М.В.
с участием старшего помощника прокурора Хабаровского края представителей Законодательной Думы Хабаровского края К., Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействующим Закона Хабаровского края от 29.11.2006 № 77 "О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края",

установил:

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с названными требованиями, ссылаясь на то, что Закон Хабаровского края от 29.11.2006 № 77 "О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края" не соответствует федеральному законодательству, а именно Федеральному закону от 10.05.2007 № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд", ст.ст. 9, 10, 70.1 Земельного кодекса РФ, согласно которым к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ. К полномочиям субъектов РФ в области земельных отношений относятся только резервирование земель, находящихся в границах субъектов РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского края С. настаивал на удовлетворении заявления прокурора края.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края, по доверенности К., Б., не соглашаясь с доводами заявления прокурора края, просили в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что оспариваемым Законом края осуществляется правовое регулирование вопросов резервирования земельных участков, а кроме того, согласно ч. 5 ст. 3 данного краевого Закона его положения применяются только в случае, если федеральным законодательством не установлен иной порядок. До настоящего времени Правительство РФ не определило порядок резервирования земель.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Пунктом "а" ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.05.2007 № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" внесены изменения в Земельный кодекс РФ, в соответствии с которыми к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд (ст. 9).
Согласно ч. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 10.05.2007 № 69-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений относятся только резервирование земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 1 Закона Хабаровского края от 29.11.2006 № 77 "О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края" предусмотрено, что в целях настоящего закона под резервированием земельных участков понимается комплекс организационных и правовых мероприятий по определению особого режима использования земельных участков и (или) земель (далее - земельные участки), необходимых для государственных нужд Хабаровского края (далее - край) и нужд муниципальных образований края (далее - муниципальные нужды).
Таким образом, оспариваемый краевой Закон согласно его названию и содержанию ч. 1 ст. 1, в том числе, устанавливает порядок резервирования земель, что противоречит упомянутым требованиям ст.ст. 9, 10, 70.1 Земельного кодекса РФ.
Ссылки представителей Законодательной Думы на то, что Закон края № 77 не регулирует порядок резервирования земель, и упоминание слова "земель" не противоречит федеральному законодательству, т.к. ч. 5 ст. 3 предусмотрено, что если федеральным законодателем установлен иной порядок резервирования, то применяется порядок, установленный федеральным законодателем несостоятельны, поскольку упомянутая норма ч. 5 ст. 3 Закона Хабаровского края № 77 от 29.11.2006 г. по своему нормативному содержанию является неопределенной, а нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению установленного ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.
При таком положении суд находит, что Закон Хабаровского края от 29.11.2006 № 77 "О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края" в части установления порядка резервирование земель противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора края подлежит отказать по следующим основаниям.
Как следует из нормативного содержания ст. 6 Земельного кодекса РФ, ст. 9 Федерального закона от 10.05.2007 г. № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд", Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовой статус, режим использования земель и земельных участков различен.
Земельный участок является частью поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены, т.е. имеющие фиксированную границу, площадь, местоположение, определенное правовое положение, качественную оценку, стоимость, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.
Правовой режим земель определяется исходя из категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, для которых границы определены только в правилах застройки муниципального образования и устанавливаются градостроительным регламентом.
Оспариваемый краевой Закон регулирует правоотношения в области резервирования земельных участков.
В силу ст. 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Поскольку полномочие по резервированию земельных участков не отнесено законодателем к ведению Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст. 9, 10 Земельного кодекса РФ), то регулирование данных вопросов оспариваемым Законом Хабаровского края не противоречит действующему федеральному законодательству.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края частично.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда Закон Хабаровского края от 29.11.2006 № 77 "О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края" в части установления порядка резервирование земель.
В остальной части заявленные прокурором требования оставить без удовлетворения.
Сообщение о данном решении опубликовать в "Собрании законодательства Хабаровского края".
Взыскать с Законодательной Думы Хабаровского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий
Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.БАРАБАШ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru