Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2008 г. по делу № 3-81/08

09 июня 2008 года Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре Севастьяновой М.В.,
с участием старшего помощника прокурора Хабаровского края С.П., представителей Законодательной Думы Хабаровского края К.М., Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям прокурора Хабаровского края и Б.С. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Приложения 1 к Закону Хабаровского края от 31.10.2007 № 147 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по реализации отдельных направлений приоритетного национального проекта "Образование" "Методика распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий края по выплате вознаграждения за классное руководство" (в части),

установил:

Прокурор Хабаровского края и учитель русского языка и литературы МОУ СОШ <...> Б.С. обратились в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Приложения 1 к Закону Хабаровского края от 31.10.2007 № 147 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по реализации отдельных направлений приоритетного национального проекта "Образование" "Методика распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий края по выплате вознаграждения за классное руководство" в части, не учитывающей процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ссылаясь на противоречие Закона края в данной части нормам Трудового кодекса РФ, Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Кроме того Б.С. заявлены требования о признании названного краевого Закона противоречащим упомянутому федеральному законодательству, а также Закону Хабаровского края от 30.11.2005 г. № 326 в части не предусматривающей при определении средств на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам учитывать районный коэффициент, установленный субъектом Российской Федерации.
Б.С., извещенная о месте и времени рассмотрения дела в суд не явилась, просила рассмотреть заявление без ее участия.
В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского края С.П. поддержал требования заявленные прокурором Хабаровского края.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края, действующие на основании доверенностей К.М., Б.А., не соглашаясь с доводами прокурора края и Б.С., просили заявления оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора С.П., полагавшего заявление Б.С. подлежащим удовлетворению в части суд приходит к следующему.
31 октября 2007 г. Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края № 147 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по реализации отдельных направлений приоритетного национального проекта "Образование".
Данным краевым Законом органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Хабаровского края по реализации отдельных направлений приоритетного национального проекта "Образование", в том числе по выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 5 и ст. 6 Закона Хабаровского края № 147 от 31.10.2007 г. органы власти края при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обеспечивают их необходимыми финансовыми средствами за счет субвенций местным бюджетам из краевого бюджета, а распределение субвенций на выплату вознаграждения за классное руководство осуществляется на основании методики согласно Приложению 1 к настоящему закону.
В соответствии с требованиями ст. 317 Трудового кодекса РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливается в порядке, определяемом ст. 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Вознаграждение, установленное для работников общеобразовательных учреждений за осуществление функций классного руководства, в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ является частью заработной платы. Соответственно, в силу требований ст.ст. 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ при определении размера вознаграждения должны быть учтены все надбавки и коэффициенты, установленные федеральным законодательством в отношении заработной платы.
В оспариваемом Законе края при утверждении методики распределения субвенций из краевого бюджета между муниципальными образованиями края на выплату вознаграждения за классное руководство упомянутая процентная надбавка не учтена, что приводит к нарушению трудовых прав граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При таком положении суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора Хабаровского края и Б.С. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Приложения 1 к Закону Хабаровского края от 31.10.2007 г. в части, не учитывающей процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ссылки представителей Законодательной Думы Хабаровского края на то, что в настоящее время федеральными законами правовой статус вознаграждения классным руководителям не определен, обеспечение этих выплат к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесено, органы государственной власти края могут учитывать процентные надбавки при расчете вознаграждения классным руководителям только в случае передачи из федерального бюджета необходимых финансовых средств на эти цели, не состоятельны.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" предусмотрено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам, которое выплачивается за счет средств федерального бюджета в виде целевых субсидий бюджетам субъектов.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 129, а не статья 219 Трудового кодекса Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно принимать на себя обязательства по финансовому обеспечению отдельных вопросов, прямо не отнесенных к их полномочиям. Хабаровским краем принято решение о произведении упомянутых выплат и, следовательно, они должны производиться в соответствии с положениями, предусмотренными ст.ст. 219, 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ.
Вместе с тем, требования Б.С. о признании п. 3 Приложения 1 к Закону Хабаровского края от 31.10.2007 г. № 147 в части не предусматривающей при определении средств на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам учитывать районный коэффициент, установленный субъектом Российской Федерации, не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно ст. 316 Трудового кодекса РФ, ст. 10 Закона РФ № 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Пунктом 3 Приложения 1 к оспариваемому Закону края предусмотрена выплата районного коэффициента к заработной плате, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, норма принята в соответствии с упомянутыми требованиями федерального законодательства, право на установление дополнительных гарантий не использовано, что является полномочием субъекта Российской Федерации.
Доводы Б.С. о противоречии оспариваемого краевого Закона нормам Закона Хабаровского края от 3.11.2005 г. № 326 "Об оплате труда работников государственных учреждений Хабаровского края" не являются основанием к удовлетворению рассматриваемых требований, поскольку Закон края № 326 от 30.11.2005 г. не имеет большую юридическую силу.
Требования Б.С. о признании Приложения 1 к Закону Хабаровского края от 31.10.2007 № 147 (в части, не учитывающей процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) со дня принятия не подлежат удовлетворению, поскольку Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 г. № 1-П установлено, что нормативное положение, содержащееся в ч. 2 и 3 ст. 253 во взаимосвязи с п. 2 ч. 1 ст. 27, ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 251 ГПК РФ, согласно которому признание нормативного правового акта противоречащим федеральному закону со дня принятия или иного указанного судом времени влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, - в части, относящейся к проверке нормативных правовых актов, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства, - не имеет юридической силы с момента принятия и не подлежит применению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
Заявление Б.С. удовлетворить в части.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу Приложение 1 к Закону Хабаровского края от 31.10.2007 № 147 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по реализации отдельных направлений приоритетного национального проекта "Образование" "Методика распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий края по выплате вознаграждения за классное руководство" (в части, не учитывающей процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
В остальной части, требования заявленные Б.С. оставить без удовлетворения.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в "Собрании законодательства Хабаровского края".
Взыскать с Законодательной Думы Хабаровского края государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 рублей и в пользу Б.С. 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий
Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.БАРАБАШ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru