ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2010 г. № 11
О профилактике острых кишечных инфекций
Я, Главный государственный санитарный врач по Челябинской области Семенов А.И., проанализировав обстановку по острым кишечным инфекциям (ОКИ), отмечаю, что в Челябинской области наблюдается устойчивая тенденция к росту заболеваемости ОКИ, вызванных установленными и неустановленными возбудителями со средним ежегодным темпом прироста 7 % - 12 %.
С начала 2010 года в Челябинской области наблюдается ухудшение эпидемиологической ситуации по острым кишечным инфекциям. Зарегистрировано превышение уровней среднемноголетней заболеваемости по сумме ОКИ на 12 % практически по всем муниципальным образованиям. Сохранилась тенденция роста ротавирусных гастроэнтеритов в 1,27 раза (1746 случаев, показатель 53,18 на 100 тыс. населения). Отмечается увеличение заболеваемости вирусным гепатитом А (ВГА) в 1,43 раза (60 случаев, показатель 1,83 на 100 тыс. населения). За январь - апрель 2010 года, по оперативным данным, зарегистрировано 14 эпидемических очагов, 9 из которых представлены острыми кишечными инфекциями рота-, норо- и астровирусной этиологии, 2 - сальмонеллезной этиологии, 1 - очаг стафилококковой этиологии и в 2 случаях эпидемиологические ситуации остались нерасшифрованными. Групповая заболеваемость была зарегистрирована в 3 лечебно-профилактических учреждениях среди пациентов и обслуживающего персонала, в 8 детских образовательных, 2 оздоровительных учреждениях и в 1 случае ситуация была связана с употреблением кремовых изделий (десерт), изготовленных на предприятии общественного питания. В 30 % случаев групповая заболеваемость носила пищевой характер, в 70 % - распространение происходило контактно-бытовым и аэрозольным путями. Причинами возникновения групповой заболеваемости явились нарушения санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях, занос инфекционных заболеваний больными и персоналом, несоблюдение ими гигиенических норм. Реализация пищевого фактора передачи произошла при грубейших нарушениях технологического процесса при приготовлении блюд и обороте пищевых продуктов на предприятиях общественного питания, пищеблоках детских и лечебно-профилактических учреждений. Также имело место несоблюдение сроков хранения и транспортировки скоропортящихся продуктов питания, несоблюдение требований к санитарному содержанию помещений, мытью и обработке оборудования, инвентаря и посуды, невыполнение сотрудниками пищевых предприятий и пищеблоков требований по обработке продуктов и соблюдению правил личной гигиены.
Уровни заболеваемости бактериальной дизентерией в области в последние годы достигли наиболее низких цифр за весь период наблюдения: с 65,8 в 2001 году до 8,97 на 100 тысяч населения в 2009 году, но при этом роль шигелл в возникновении групповой заболеваемости не снижается.
Результаты микробиологических исследований продукции свидетельствуют о высоком риске формирования эпидемических очагов. За последние 2 года в области не соответствовали по микробиологическим показателям около 6,5 % проб молока и молочной продукции. Удельный вес нестандартных результатов при исследовании мяса и мясных продуктов, а также продуктов птицеводства сохраняется на уровне в 6,0 % - 6,2 %.
Не уменьшается значение водного пути передачи инфекций с реализацией фекально-орального механизма. Водный путь передачи инфекции связан с неудовлетворительным состоянием коммунальных систем, несоблюдением питьевого режима при использовании воды децентрализованных источников, а также правил водоподготовки перед подачей воды населению. Качество воды после водоподготовки и в разводящей сети по санитарно-химическим показателям продолжает оставаться неудовлетворительным: так, в 2009 году удельный вес проб, не отвечающий гигиеническим требованиям, составил 12,5 %. Доля не отвечающих по микробиологическим показателям нормативам проб водопроводной воды остается на уровне 4,5 % - 5 % (2009 г. - 4,7 %). В последние годы в 16-ти муниципальных образованиях показатели микробного загрязнения воды превышали областные показатели. Положительные результаты вирусологических исследований проб водопроводной воды варьируются от 3,3 % до 5,1 %. Основной причиной такой ситуации является высокий износ водопроводных сооружений и сетей. Несмотря на снижение в многолетней динамике заболеваемости, при формировании вспышечной заболеваемости сохраняет свою значимость вирусный гепатит А (ГА).
В последние годы отмечается учащение случаев групповой заболеваемости, в т.ч. ОКИ в лечебно-профилактических учреждениях. Несмотря на наметившуюся тенденцию к уменьшению количества лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), относящихся к III-й (неблагополучной) группе санитарно-эпидемиологического благополучия (с 2 % в 2006 г. до 1,4 % в 2009 г.), их число на начало 2010 года составляет 28. Более 900 ЛПУ относятся ко II-й группе санитарно-эпидемиологического благополучия, стабильно составляющей порядка 47,1 % в структуре всех ЛПУ. Также 65 % детских учреждений области относится к II-й группе санитарно-эпидемиологического благополучия. Такая ситуация в условиях неустойчивой эпидемической обстановки по ОКИ может приводить к формированию очагов инфекционных болезней внутри учреждений.
Одной из действенных и эффективных мер профилактики вспышек дизентерии Зонне и гепатита А (ВГА) является вакцинопрофилактика. На протяжении последних 5 лет в области активно проводится иммунизация против дизентерии Зонне групп "риска" (лиц, занятых обработкой, хранением, транспортировкой продуктов питания, приготовлением и выдачей пищи на пищеблоках детских оздоровительных учреждений, работников молокоперерабатывающих предприятий и молочных кухонь), против гепатита А - контактных из очагов в организованных детских коллективах. Ежегодно в рамках Областной целевой программы
на 2009 - 2011 гг. "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" выделяются финансовые средства на вакцинацию против ВГА (на 2010 г. выделено 3 млн. 600 тыс. рублей и закуплено на вакцинацию детей 3160 доз). В 2009 г. привито против дизентерии Зонне 4818 человек, против ВГА - 1515 человек. Объемы вакцинации увеличиваются, но при этом охват прививками других контингентов из групп "риска" остается крайне низким.
В целях стабилизации эпидемиологической ситуации по острым кишечным инфекциям, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Челябинской области, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Рекомендовать Главам администраций муниципальных образований Челябинской области:
1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы эпидемиологической ситуации и эффективности проводимых мероприятий по острым кишечным инфекциям на территории муниципальных образований.
1.2. Обеспечить выполнение комплексных планов: мероприятий по профилактике гельминтозов, кишечных протозоозов и кишечных инфекций, общих для человека и животных, по Челябинской области на 2010 - 2013 гг., утвержденного первым заместителем Губернатора Челябинской области от 12.03.2010, и профилактических мероприятий по энтеровирусной инфекции и работы учреждений здравоохранения в условиях регистрации энтеровирусной инфекции в Челябинской области на 2010 - 2012 гг., утвержденного приказом Министерства здравоохранения Челябинской области и Управлением Роспотребнадзора в Челябинской области от 16.04.2010 № 521/142.
1.3. Предусмотреть выделение необходимых ассигнований на закупку вакцины против дизентерии Зонне и гепатита А для иммунизации лиц из групп высокого "риска" заражения, в первую очередь работников пищеблоков детских оздоровительных учреждений.
1.4. Потребовать в пределах компетенции от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- выполнения требований санитарного законодательства в процессе производства, хранения и продажи продовольственных товаров;
- обеспечения населения доброкачественной водой и предоставления населению качественных услуг в условиях неустойчивой эпидемиологической ситуации по группе острых кишечных инфекций;
- допуска к работе сотрудников молокоперерабатывающих предприятий, молочно-товарных ферм и пунктов общественного питания, детских оздоровительных учреждений, хозяйств, учреждений и ведомств, непосредственно занятых обработкой, хранением, транспортировкой продуктов питания и выдачей готовой пищи, а также ремонтом инвентаря и оборудования при наличии прививок против дизентерии Зонне.
1.5. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь инфекционным больным.
1.6. Оказывать поддержку руководителям учреждений здравоохранения муниципальных образований Челябинской области в организации активной разъяснительной работы среди населения по профилактике острых кишечных инфекций.
2. Руководителям органов управления образованием и учреждений образования муниципальных образований Челябинской области рекомендовать:
2.1. Обеспечить выполнение предписаний, выданных учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при подготовке образовательных учреждений к учебному году 2011 - 2012 гг.
2.2. Взять на контроль готовность учреждений летнего отдыха и оздоровления детей к сезону 2010 г., в том числе по санитарно-техническому состоянию учреждений и подготовке персонала.
3. Руководителям органов управления и учреждений здравоохранения муниципальных образований Челябинской области рекомендовать:
3.1. Принять меры по оснащению современным лабораторным оборудованием лабораторий лечебно-профилактических учреждений с целью обеспечения этиологической расшифровки острых кишечных инфекций.
3.2. Обеспечить реализацию мер, направленных на соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в инфекционных стационарах и отделениях, а также наличие необходимого перечня медикаментов для лечения острых кишечных инфекций.
3.3. Предусмотреть развертывание дополнительного коечного фонда с учетом перепрофилирования отделений в условиях массового поступления больных при эпидемическом неблагополучии по острым кишечным инфекциям.
3.4. Проведение иммунизации против дизентерии Зонне, гепатита А лиц из профессиональных групп "риска".
3.5. В рамках Областной целевой программы
на 2009 - 2011 гг. "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" обеспечить бесплатную вакцинацию против гепатита А контактных детей из организованных коллективов в очагах.
3.6. Организовать обучение персонала лечебно-профилактических учреждений по вопросам диагностики, лечения и профилактики острых кишечных инфекций вирусной этиологии, гепатита А, энтеровирусной инфекции.
4. Главному врачу Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" Валеуллиной Н.Н.:
4.1. Принять необходимые меры по дальнейшему укреплению материально-технической базы лабораторий, оснащению современным оборудованием и подготовке специалистов по вопросам работы с возбудителями острых кишечных инфекций.
4.2. Обеспечить качество проводимых исследований как в рамках планового мониторинга за объектами окружающей среды, так и по эпидемическим показаниям при работе в очагах острых кишечных инфекций.
4.3. Обеспечить постоянное взаимодействие с региональными и национальными референс-центрами с целью получения методической и практической помощи в работе по мониторингу за возбудителями острых кишечных инфекций.
5. Начальникам отделов эпидемиологического надзора, надзора за условиями воспитания и обучения, надзора за питанием населения, надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания, надзора за условиями труда и территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Челябинской области:
5.1. Обеспечить проведение эпидемиологического надзора за ОКИ (суммарно и по каждой нозологической форме), гепатитом А, энтеровирусной инфекцией с установлением причинно-следственной связи сложившейся эпидемиологической обстановки; при необходимости внести в органы исполнительной власти предложения по стабилизации ситуации.
5.2. Продолжить еженедельный мониторинг заболеваемости по сумме ОКИ и отдельным нозологическим формам, входящим в указанную группу.
5.3. Обеспечить качественное проведение плановых мероприятий по надзору, установить жесткий контроль за выполнением выданных предписаний в случае выявления нарушений требований санитарного законодательства, в первую очередь на объектах общественного питания, торговли, в детских образовательных учреждениях, учреждениях отдыха и оздоровления, лечебно-профилактических учреждениях, организациях, занимающихся подачей воды населению.
5.4. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических и детских учреждений, подготовить предложения по его улучшению в адрес органов управления здравоохранением, образованием и органов исполнительной власти муниципальных образований, инициировать разработку программ по их ремонту или строительству, оснащению пищеблоков.
5.5. В течение года осуществлять подготовку к началу летнего оздоровительного сезона: провести анализ санитарно-технического состояния объектов летнего отдыха и оздоровления детей по данным предыдущих лет, уточнить список планируемых поставщиков продуктов питания, повысить персональную ответственность специалистов при выполнении плановых мероприятий по надзору.
5.6. В случае регистрации эпидемического неблагополучия по острым кишечным инфекциям организовывать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в полном объеме:
- инициировать внеплановые заседания санитарно-противоэпидемических комиссий по проблемам острых кишечных инфекций;
- проводить эпидемиологическое расследование случаев ОКИ с целью установления путей и факторов передачи инфекции, приведших к росту заболеваемости;
- при необходимости вводить режим гиперхлорирования водопроводной воды с обязательным контролем остаточного хлора;
- обеспечить качественное проведение внеплановых надзорных мероприятий за соблюдением требований противоэпидемического режима по случаям ОКИ в детских образовательных, лечебно-профилактических учреждениях, а также по решению санитарно-противоэпидемических комиссий осуществлять проведение внеплановых проверок организаций общественного питания и торговли;
- рекомендовать проведение внеочередных медицинских осмотров лицам декретированных групп;
- принимать меры по временному исключению холодных закусок, блюд и продуктов, не подвергающихся термической обработке, на пищеблоках детских образовательных учреждений как факторов передачи инфекции, подозрительных на инфицирование до завершения всего комплекса противоэпидемических мероприятий в соответствии с п. 4.8.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1.1117-02 "Профилактика острых кишечных инфекций" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача от 22.02.2010 № 13, зарегистрированы в Минюсте России 08.05.2010 № 3418 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 27, 08.07.2002)).
5.7. При выявлении нарушений требований санитарного законодательства в ходе проведения плановых и внеплановых проверок, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", применять меры административного воздействия в соответствии с административным законодательством Российской Федерации.
5.8. Принять меры по недопущению ошибок в работе специалистов отделов Управления Роспотребнадзора по Челябинской области при проведении эпидемиологического расследования с установлением причинно-следственной связи формирования эпидемических очагов и организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах инфекционных болезней.
5.9. Активизировать санитарно-просветительную работу среди населения по профилактике острых кишечных инфекций.
5.10. О выполнении Постановления информировать Управление Роспотребнадзора по Челябинской области в срок до 01.09.2010; адрес электронной почты: spn@chel.surnet.ru; факс: 263-38-77 (г. Челябинск, ул. Труда, 92, кабинет № 208).
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Главный государственный
санитарный врач
Челябинской области
А.И.СЕМЕНОВ