Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2010 г. № 228

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОКЛАДЕ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В 2009 ГОДУ

В соответствии со статьей 13 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 г. № 95 ВХ-1 "О Правительстве Республики Тыва" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Одобрить прилагаемый государственный доклад о состоянии здоровья населения Республики Тыва в 2009 году.
2. Рекомендовать руководителям администраций кожуунов, гг. Кызыла, Ак-Довурака в месячный срок организовать ознакомление населения муниципальных образований с государственным докладом о состоянии здоровья населения Республики Тыва в 2009 году и принять меры по обеспечению муниципальных учреждений здравоохранения врачебными кадрами и оснащению современным лечебно-диагностическим оборудованием.
3. Опубликовать настоящее постановление в газетах "Тувинская правда" и "Шын".

Председатель Правительства
Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ





ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД
о состоянии здоровья населения Республики Тыва
в 2009 году

Введение

Система здравоохранения Республики Тыва, являясь важнейшим элементом общественной жизни республики, свою деятельность в 2009 г. направляла на улучшение состояния здоровья населения республики путем формирования законодательной базы, дальнейшего развития системы здравоохранения и рационального использования имеющихся ресурсов отрасли.
Приоритетным направлением деятельности Министерства здравоохранения Республики Тыва на 2009 г. было совершенствование развития наркологической службы республики.
Была продолжена работа по достижению прогнозных показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации". Учреждениями здравоохранения республики обеспечено достижение 54 положительных показателей.
Оказание гражданам республики бесплатной медицинской помощи в 2009 г. осуществлялось в рамках Программы государственных гарантий оказания населению Республики Тыва бесплатной медицинской помощи.
Также продолжена работа по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В результате реализации государственной политики в сфере здравоохранения, организационной работы Министерства здравоохранения республики и органов управления здравоохранением администраций городов и муниципальных районов отмечается относительная стабилизация негативных тенденций в состоянии здоровья населения республики.
Государственный доклад о состоянии здоровья населения Республики Тыва в 2009 г. подготовлен во исполнение постановления Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации" и в соответствии со статей 13 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 г. № 95 ВХ-1 "О Правительстве Республики Тыва". В доклад включены все данные государственной и отраслевой статистики здравоохранения, углубленные медико-демографические показатели, а также результаты научных и практических разработок наших специалистов. В нем подробно отражены все аспекты состояния здоровья населения и организации медицинской помощи в Республике Тыва: проанализирована медико-демографическая ситуация за 2 года по республике и по муниципальным образованиям в сравнении с Российской Федерацией; заболеваемость и инвалидность (также в динамике); дана характеристика сети здравоохранения в целом и отдельно по видам оказания медицинской помощи (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, скорая, стационарзамещающие технологии); проведен анализ реализации программ в сфере здравоохранения и системы лекарственного обеспечения; проведен детальный анализ финансирования отрасли.

Раздел I. Медико-демографические показатели
здоровья населения

За последние пять лет демографическая ситуация в республике характеризовалась увеличением численности населения. Главным компонентом увеличения численности населения остается естественный прирост населения, который покрывает миграционную убыль. Стоит отметить, что по данным Росстата за 2008 год лидером по естественному приросту населения в Сибири остается Тува (13,9%), далее идут Республика Алтай (9,1%), Республика Бурятия (3,5%), Забайкальский край (1,6%), Республика Хакасия (1,0%) и Иркутская область (0,9%). За последние два года отмечались самые высокие уровни рождаемости за период с 2000 г. С 2005 г. наметилась тенденция снижения смертности, соответственно, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

Численность и возрастно-половой
состав населения республики

Численность постоянного населения республики на 1 января 2009 г. составляет 313,9 тыс. человек, что на 2321 человека или на 0,74% больше, чем в 2008 г., что составляет 1,6% от общей численности постоянного населения Сибирского федерального округа и 0,2% от численности населения России (таблица 1).

Таблица 1
Численность постоянного населения

                                                 (тыс. человек)

]]>
Проведено исследование на тему "Научное обоснование рекомендаций по совершенствованию медицинской помощи детным семьям Республики Тыва" (ТФОМС, Монгуш Ж.Б.) на базе кафедры управления, экономики здравоохранения и фармации ИПО в академической научно-исследовательской лаборатории "Здоровье семьи" Государственного образовательного учреждения ВПО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития Российской Федерации". Актуальность данного исследования состоит в том, что впервые в доступной литературе проведено исследование, касающееся изучения вопросов оказания медицинской помощи семьям в Республике Тыва. Целью исследования явилась разработка рекомендации по совершенствованию медицинской помощи сельским детным семьям Республики Тыва. Ставились задачи по проведению анализа системы медицинского обеспечения и обслуживания сельского населения (на примере Кызылского кожууна), изучению социально-демографического состояния сельских детных семей и проведению комплексной оценки медико-социального состояния семей, имеющих детей, а также по разработке рекомендации по совершенствованию медицинской помощи сельским семьям, имеющим детей. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в условиях Республики Тыва проведено углубленное исследование медико-социальных характеристик сельских семей, имеющих детей, разработана методика оценки заболеваемости семьи, изучено состояние здоровья членов детных семей в сельской местности в зависимости от вида семьи, которое связано с их социальным состоянием. Основные выводы исследования: обеспеченность населения Кызылского кожууна врачами составила 63,8%, средним персоналом - 90,3%, социально-демографическое состояние сельских детных семей характеризуется высоким удельным весом многодетных семей, который составляет свыше 30,0%, при этом отмечена высокая доля неблагополучных по состоянию здоровья семей. Представлены научные обоснования и рекомендации по совершенствованию медицинской помощи детным семьям в сельской местности республики, которые могут использоваться в кожуунах республики. Материалы исследования применены в качестве основы для реализации программы семейной политики в Кызылском кожууне. Результаты исследования, изложенные в Методике оценки заболеваемости семьи, приняты к внедрению Минздравом Республики Тыва. В этом и заключается практическая значимость данного исследования.
Выполнена научная работа по теме "Модель и технологические этапы планирования стратегии территориального здравоохранения Республики Тыва" (Куулар Л.Ы.). Актуальность работы заключается в том, что исследований, посвященных планированию развития территориального здравоохранения Республики Тыва с учетом региональных особенностей развития основных элементов здравоохранения, мнения населения и персонала учреждений здравоохранения, экспертов-специалистов не проводилось. Цель исследования - разработка научно обоснованной модели социально-гигиенической оценки и элементов планирования стратегии регионального здравоохранения с учетом территориальных особенностей развития медицинской помощи в Республике Тыва на основе статистической, социологической и экспертной информации. Для ее достижения была проведена сравнительная и интегрированная оценка медико-демографической ситуации, обращаемости населения за медицинской помощью и обеспеченности ресурсами здравоохранения Республики Тыва с учетом территориальных особенностей; проанализирована обращаемость населения за медицинской помощью, и изучено мнение пациентов об ее организации в Улуг-Хемской ЦКБ; проведена социологическая оценка (мнение врачей и средних медицинских работников) характера взаимоотношений субъектов лечебно-диагностического процесса (медицинский персонал - пациенты); определены основные направления развития территориального здравоохранения в республике на основе экспертной оценки; разработана модель социально-гигиенической оценки и технологических этапов планирования стратегии территориального здравоохранения Республики Тыва с учетом региональных особенностей в условиях малой плотности расселения жителей и труднодоступности медицинской помощи. Предлагаемый методический подход к планированию территориального здравоохранения с учетом малой плотности расселения жителей, труднодоступности медицинской помощи применяется в практической деятельности Министерства здравоохранения Республики Тыва. Результаты исследования, статистический анализ деятельности центральной кожуунной больницы, социологическая и экспертная оценки используются администрацией муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва" при совершенствовании организации и повышении качества оказания медицинской помощи населению. Материалы исследования используются в учебно-педагогическом процессе на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения факультета усовершенствования врачей Новосибирского государственного медицинского университета. По материалам исследования опубликовано 13 печатных работ, том числе 2 - в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации, а также методические рекомендации.
Выполнена работа на тему "Оптимизация тактики лечения распространенного гнойного перитонита" (муниципальная поликлиника г. Кызыла, Сундуй Л.Ш.) на кафедре хирургических болезней № 2 с курсом сердечно-сосудистой хирургии им. проф. А.М. Дыхно ГОУ ВПО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития Российской Федерации". Актуальность проблемы заключается в том, что распространенный гнойный перитонит остается одним из самых тяжелых осложнений в абдоминальной хирургии. Летальность от него чрезвычайно высока и колеблется, по данным отечественных и зарубежных авторов, от 30 до 50%, а при тяжелом абдоминальном сепсисе достигает 80%. В патогенезе перитонита важную роль играют нарушения микроциркуляции и реологических свойств крови, а эндогенная интоксикация считается одним из ведущих факторов генеза тяжелых форм распространенного перитонита. Целью исследования явилось улучшение результатов лечения больных с распространенным гнойным перитонитом. В ходе исследования проведена оценка этиологии вторичного распространенного гнойного перитонита по материалам Красноярского краевого гнойно-септического центра, изучены патогенез синдрома системной воспалительной реакции с учетом динамики изменений параметров системы поддержания окислительно-восстановительного равновесия, а также влияние на процесс воспаления гипербарической оксигенации. Научной новизной явилось проведение сравнительного анализа этиологии вторичного распространенного гнойного перитонита в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена и краевой клинической больницы, исследование микробиологического пейзажа, антибиотикорезистентности микрофлоры и эффективности антимикробной терапии, предложена методология лечения, основанная на использовании в комплексной терапии распространенного гнойного перитонита микробиологического мониторинга, адекватной антибактериальной терапии и гипербарической оксигенации. Всего за период с 2004 по 2008 годы обследовано 130 пациентов, из них 55 (42,3%) женщин и 75 (57,7%) мужчин, возраст пациентов колебался от 16 до 79 лет. В работе даны практические рекомендации для хирургов, по ее итогам разработаны принципы локального микробиологического мониторинга, выбора оптимальных режимов антибактериальной терапии у больных с распространенным гнойным перитонитом, опубликовано 9 научных работ и учебное пособие для врачей.
Совместно с ГРУЗ "Республиканский наркологический диспансер" организована и проведена Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием "Проблемы и перспективы развития современной наркологической помощи".
Продолжилась реализация двух договоров, заключенных НПМЦ Министерства здравоохранения Республики Тыва с НИИ Российской Федерации для совместного проведения научно-исследовательских работ по закономерностям формирования здоровья и физического развития у подростков в популяции тувинцев, по изучению влияния тувинского горлового пения на организм профессиональных артистов-исполнителей. Продолжаются научно-исследовательские работы по теме "Ранняя диагностика рака желудка".
Закончена реализация двух международных научно-исследовательских проектов по профилактике СПИДа и снижению заболеваемости туберкулезом, по профилактике йоддефицитных заболеваний в Республике Тыва, которые проводились совместно с Швейцарским Агентством Развития и Сотрудничества и Международным фондом "Киванис".

Раздел XI. Оценка и прогноз состояния здоровья
населения республики

Динамика состояния здоровья и результаты деятельности здравоохранения за 2009 год подробно проанализированы в настоящем государственном докладе. Представленные данные свидетельствуют как о дальнейшем закреплении многих позитивных тенденций, появившихся в предыдущие годы, так и о сохранении некоторых проблем, требующих пристального внимания.
В 2009 году в Республике Тыва продолжилось улучшение здоровья населения и развитие здравоохранения, чему немало способствовала приоритетность этих направлений в программе социально-экономического развития республики. В результате проведенной работы достигнута положительная динамика основных показателей здоровья населения.
Отмечен рост рождаемости на 5,2%, показатель составил 26,1 на 1000 населения, что больше среднероссийского уровня в 2 раза. Достигнутый уровень рождаемости в республике является наивысшим с 2000 года. Планомерно проводится дооснащение и переоснащение службы родовспоможения в соответствии с утвержденным табелем оснащения. За счет средств "Родового сертификата" лечебно-профилактическими учреждениями приобретены медикаменты на общую сумму 17,5 млн. рублей и медицинское оборудование - на 15,7 млн. рублей.
Стабильной в течение последних 3 лет остается общая смертность населения, показатель составил 11,6 на 1000 населения, что меньше среднероссийского показателя в 1,3 раза.
Болезни системы кровообращения занимают в структуре смертности по республике ведущее место (32,6%) от общего числа умерших, на 2-м месте - несчастные случаи, отравления и травмы (31,5%), на 3-м новообразования (10,0%).
Снизилась смертность населения в трудоспособном возрасте на 2,4%, показатель составил 943,5 на 100 тыс. населения соответствующего возраста. Снижение отмечено за счет болезней системы кровообращения на 15,5% и внешних причин на 4,2%.
Сохраняется естественный прирост населения, который увеличился по сравнению с прошлым годом на 4,3% и составил 14,5 на 1000 населения.
Однако пока не удалось стабилизировать показатели младенческой и материнской смертности, которые составили 16,1 на 1000 населения и 97,1 на 100 тыс. живорожденных соответственно.
Показатель общей заболеваемости населения остался на уровне прошлого года и составил 1115,3 на 1000 населения, что ниже среднероссийского показателя на 28% (РФ - 1560,9, СФО - 1643,4).
Успешное проведение планомерной вакцинации населения в течение длительного времени в республике дает положительные результаты. Более 10 лет не регистрируются столбняк, корь, полиомиелит, дифтерия, с 2006 г. - краснуха, эпидемический паротит и коклюш. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2006 - 2009 годах охват прививками против вирусного гепатита В населения с 1 года до 55 лет привел к снижению показателей заболеваемости на 100 тыс. населения на 19,6%, с 5,1 в 2008 г. до 4,1 в 2009 г.
Отмечено снижение заболеваемости сальмонеллезом на 16,7%, бактериальной дизентерией - на 4,5%, острыми кишечными инфекциями - на 21%, острыми вирусными гепатитами - в 2,4 раза. Заболеваемость туберкулезом снизилась на 2,5%, в том числе среди детей - на 2%, однако высокий удельный вес посмертной диагностики туберкулеза свидетельствуют о сохраняющейся напряженной ситуации по туберкулезу.
По-прежнему остается актуальной проблема распространения ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний.
Недостаточно результативно проводятся реструктуризация сети и внедрение ресурсосберегающих технологий. Обеспеченность койками, уровень госпитализации в стационар по-прежнему превосходят среднероссийские показатели.
В 2010 г. планируется продолжить мероприятия по улучшению демографической ситуации в республике. Основные акценты необходимо делать на снижение смертности от управляемых причин, увеличение продолжительности жизни, совершенствование медицинской помощи больным с социально значимыми заболеваниями, в том числе с сердечно-сосудистыми и злокачественными заболеваниями, и формирование у населения здорового образа жизни. Поэтому необходимо принять меры по пропаганде здорового образа жизни, формированию культуры здоровья, санитарно-гигиеническому воспитанию через широкую информационно-пропагандистскую систему, осуществлению информационных кампаний против табачной, алкогольной и наркозависимости и, в первую очередь, в молодежной среде, начиная со школы.
Министерством здравоохранения и социального развития России разработана и принимается Концепция развития здравоохранения до 2020 г., согласно которой стратегическими целями являются:
- прекращение к 2011 г. убыли населения страны;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;
- снижение общего коэффициента смертности в 1,5 раза;
- формирование здорового образа жизни населения, снижение употребления табака до 25% и снижение потребления алкоголя на 50%;
- повышение качества и доступности медицинской помощи, переход на современную систему организации медпомощи.
Системные решения, которые внедряются в здравоохранении и которые призваны снизить смертность и увеличить продолжительность жизни, будут эффективны только при активном информировании населения о современных возможностях медицины, реализации профилактических программ и приоритетов здорового образа жизни.
С учетом задач, поставленных Министерством здравоохранения и социального развития России, поручений Правительства Республики Тыва, главными направлениями работы здравоохранения республики на 2010 г. являются:
1. Внедрение на территории Республики Тыва новых усовершенствованных региональных медицинских стандартов оказания медицинской помощи.
2. Разработка мероприятий по модернизации системы здравоохранения.
3. Дальнейшая реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" по основным направлениям:
- развитие первичной медико-санитарной помощи;
- обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;
- совершенствование медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- совершенствование службы крови;
- совершенствование организации медицинской помощи больным онкологическими образованиями;
- формирование здорового образа жизни, совершенствование профилактики заболеваний.
4. Реализация мероприятий по улучшению демографической ситуации, в том числе по снижению детской и материнской смертности, сокращению количества абортов, снижению смертности от управляемых причин.
5. Повышение доступности и качества медицинского и лекарственного обеспечения населения.
6. Рациональное и эффективное использование материальных и кадровых ресурсов, оптимизация расходов, упорядочение сети, штатов и оплаты труда.

Раздел XII. Исполнение задач, поставленных в
Государственном докладе "О состоянии здоровья
населения Республики Тыва в 2008 году"

Государственный доклад о состоянии здоровья населения Республики Тыва в 2008 году утвержден постановлением Правительства Республики Тыва от 14 июля 2009 г. № 356. Министерством здравоохранения Республики Тыва доклад был разослан главным врачам для ознакомления коллективов подведомственных учреждений. В газетах "Шын" и "Тувинская правда" было опубликовано его краткое изложение ("Тувинская правда" от 22 декабря 2009 г. № 160, "Шын" от 24 декабря 2009 г. № 152).
Для реализации мер, направленных на улучшение демографической ситуации, и мер по социальной поддержке семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в республике продолжена диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2009 г. диспансеризации подлежало 2099 детей, было осмотрено 2120 детей, план диспансеризации выполнен на 101%.
В прошедшем году начата реализация пяти новых направлений приоритетного национального проекта: формирование здорового образа жизни у населения, организация медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, совершенствование организации медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, совершенствование организации онкологической помощи и службы крови.
Создан Центр здоровья. На его медицинское оборудование выделены финансовые средства в сумме 1 млн. 562,5 тыс. рублей, из них субсидии из федерального бюджета составили 748,5 тыс. рублей, средства из республиканского бюджета - 832,0 тыс. рублей. Поставка медицинского оборудования начата.
В рамках мероприятий по совершенствованию организации оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в центральных районных больницах сформированы врачебные бригады, выезжающие на место дорожно-транспортного происшествия. Работниками здравоохранения обучено оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП обучено 693 человека.
С 2009 г. организовано круглосуточное проведение медицинского освидетельствования на алкогольное опьянение во всех кожуунах, кроме 4 кожуунов, в которых медосвидетельствование осуществляется по вызову. Приобретены и функционируют алкометры в 11 кожуунах.
В рамках мероприятий по совершенствованию организации онкологической помощи для ГУЗ "Республиканский онкологический диспансер" приобретено оборудование на сумму 244 тыс. рублей.
В рамках мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями продолжилась активная санитарно-просветительная работа, врачами проведены целевые выездные осмотры в организациях и на предприятиях республики. Осмотрены 16,1 тыс. человек, выявлены 666 больных с различными заболеваниями системы кровообращения, в том числе с артериальной гипертонией - 393 человека. Для республиканской больницы № 1 приобретено оборудование на сумму 2 млн. 43 тыс. рублей.
На базе вновь открытого в 2009 г. ГУЗ "Республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации для ветеранов Великой отечественной войны и боевых действий" прошли реабилитацию 108 человек с острой сосудистой патологией.
С целью улучшения материально-технической базы кардиологической службы в рамках республиканской целевой программы "Развитие специализированной медицинской помощи в Республике Тыва на 2009 - 2010 годы" поставлено медицинское оборудование на общую сумму 605 тыс. рублей. Кроме того, для республиканской больницы № 1 приобретено оборудование на сумму 1 млн. 2 тыс. рублей.
В рамках совершенствования службы крови в республике с 2009 г. начата заготовка запаса свежезамороженной плазмы с применением метода карантинизации. Общее число доноров составило 4602 человека, зарегистрировано 9668 сдач крови и ее компонентов, заготовлено 4454,375 л. донорской крови, 2336,02 мл свежезамороженной плазмы с использованием шокового замораживателя.
По состоянию на 1 января 2010 г. на новую систему оплаты труда перешли все лечебно-профилактические учреждения Республики Тыва. Согласно расчетам Министерства здравоохранения Республики Тыва в структуре фонда оплаты труда республиканских учреждений здравоохранения повышение базовых окладов составляет в среднем до 15%, стимулирующий фонд составляет от 5 до 10%. Общее повышение фонда оплаты труда составило 18%.
Ряд изменений происходит в стационарном звене здравоохранения. Сокращено 194 круглосуточных стационарных койки. Обеспеченность койками составила 124,1 на 10 тыс. населения (РТ - 131,1, в РФ в 2008 г. - 92,4). Во всех кожуунах обеспеченность койками ниже среднереспубликанского показателя. Снизилась продолжительность пребывания на койке круглосуточного пребывания с 11,9 в 2009 г. до 11,2 дней в 2009 г., а уровень госпитализации уменьшился с 37,1 в 2008 г. до 36,2 в 2009 г. (РФ - 22,4).
В 2009 г. увеличилось количество больных, обратившихся в поликлиники. Отмечается увеличение количества пациентов, обратившихся в ФАПы, на 13,2% или 95,7 тыс.
В среднем на 1 застрахованного неработающего жителя поступило по Российской Федерации 2 445,7 руб., по Сибирскому федеральному округу - 2283,2 руб. По Республике Тыва на 1 застрахованного неработающего жителя поступило 5064,2 руб., что выше в 2,1 раза от среднего показателя по Российской Федерации и выше в 2,2 раза от среднего показателя по Сибирскому федеральному округу.
Фактический годовой подушевой норматив финансирования территориальной программы ОМС Республики Тыва на одного застрахованного жителя за 2009 г. составил 5791,2 руб. и является самым высоким в Сибирском федеральном округе (среднее по РФ - 3302,1 руб., по СФО - 3595,3, по Красноярскому краю - 3904,9, Республике Алтай - 3721,2, Республике Хакасия - 3857,4, Кемеровской области - 3312,9 руб.).
Положительными моментами в реализации территориальной программы ОМС за 2009 г. является то, что за счет применения регрессивной ставки налогообложения сэкономленные финансовые средства со статьи "Начисления на оплату труда" в сумме 10,0 млн. рублей удалось дополнительно направить на увеличение расходов по статье "Медикаменты" на сумму 8,6 млн. рублей и на статью "Продукты питания" на сумму 1,4 млн. рублей. В тарифе в среднем по стационарной помощи увеличение по статье "Медикаменты" составило 6,7%.
Одним из основных факторов создания системы качественной и доступной медицинской помощи является наличие единых для всей территории Российской Федерации порядков и стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и социально значимых заболеваниях и патологических состояниях.
Стандарты медицинской помощи больным с различными заболеваниями при оказании специализированной помощи утверждены в соответствии со ст. 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. В настоящее время на федеральном уровне утверждено более 600 стандартов медицинской помощи. Проблемой является то, что по некоторым заболеваниям стандарты оказания медицинской помощи не разработаны и не утверждены.
С целью внедрения региональных стандартов на территории Республики Тыва начиная с 2007 г. Министерством здравоохранения Республики Тыва была проведена следующая работа.
Заключен государственный контракт от 21 мая 2007 г. № 249 между министром здравоохранения Республики Тыва и директором Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Кемеровским институтом социально-экономических проблем здравоохранения, предметом которого явилась разработка пакета документов и программное обеспечение для внедрения технологий управления обеспечением качества в здравоохранении. Электронная версия пакета документов в виде справочной информации представлена директором Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Кемеровского института социально-экономических проблем здравоохранения в Министерство здравоохранения Республики Тыва в феврале 2009 г. После ее получения в течение 2009 г. проводилась обработка временных стандартов медицинских технологий главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Республики Тыва. Утверждение планируется со второго полугодия 2010 года.
Не приняты законы "О контроле качества оказания медицинской помощи в Республике Тыва" из-за отсутствия региональных стандартов оказания медицинской помощи. Минздравом был разработан проект постановления Правительства Республики Тыва об управлении качеством в здравоохранении, который при согласовании был отклонен Министерством Республики Тыва по делам юстиции, так как решение данного вопроса относится к полномочиям Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Тыва.
По улучшению реализации дополнительного лекарственного обеспечения цены на лекарственные средства в постоянном режиме контролируются Управлением Росздравнадзора по Республике Тыва, Службой по тарифам Республики Тыва. Кроме того, осуществляются проверки со стороны правоохранительных органов и Прокуратуры Республики Тыва. В отношении нарушителей ценообразования на лекарственные средства принимаются жесткие меры. В 2009 г. по программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами объем финансирования увеличился на 11764400,00 руб., что на 8,8% больше, чем в 2008 г. Для обеспечения льготных категорий граждан федерального регистра предусмотрено 145898100,00 руб. Поставлено лекарственных средств на сумму 126571200,00 руб. Отпущено лекарственных средств на сумму 125322200,00 руб. Неиспользованные финансовые средства возвращены в федеральный бюджет.
На территории республики аптечные учреждения расположены только в районных центрах. В связи с тем, что аптечные учреждения отсутствуют, Министерством здравоохранения Республики Тыва направлены предложения в Минздравсоцразвития Российской Федерации о разрешении осуществления фельдшерско-акушерскими пунктами розничной торговли лекарственными средствами.
Для обеспечения эффективной работы по своевременному и бесперебойному обеспечению медикаментами льготников и по внедрению информационного взаимодействия всех участников программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами создана единая система по информационному взаимодействию между участниками программы по дополнительному лекарственному обеспечению, но информационное взаимодействие осуществляется обменом на флэш-носителях, а не в режиме реального времени. Министерством здравоохранения в целях своевременного получения и представления информации от лечебно-профилактических учреждений республики и во исполнение распоряжения Правительства Республики Тыва от 20 февраля 2010 г. № 35-р "Об утверждении мероприятий по внедрению электронного правительства на территории Республики Тыва на 2010 - 2012 годы" издан приказ о создании электронной почты в лечебно-профилактических учреждениях Республики Тыва.
Для обеспечения действенного функционирования системы управления товарными запасами в республике Министерством здравоохранения Республики Тыва рассматривается вопрос о приобретении компьютерной программы по управлению товарными запасами.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru