Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2009 г. по делу № А76-7444/2009-61-102

Резолютивная часть решения объявлена 25.06.2009.
Решение в полном объеме изготовлено 29.06.2009.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Тиунова Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Закрытое акционерное общество "Биокад"
о признании незаконными п.п. 2, 3 решения от 27.03.2009 года № 0988/09
от заявителя: К.Я.С. по доверенности от 29.12.2008 № 31;
от ответчика: И.Т.В. - специалиста-эксперта по доверенности от 13.01.2009 № 9;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Закрытого акционерного общества "Биокад": К.А.В. по доверенности от 01.10.2008 № 18;

установил:

Челябинский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее по тексту - Фонд, заявитель, ЧОФОМС) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее по тексту - ответчик, УФАС по Челябинской области) о признании незаконным п. 2 решения от 27.03.2009 № 0988/09.
Впоследствии заявитель уточнил предмет требований. Просил суд признать незаконными п.п. 2, 3 решения от 27.03.2009 № 0988/09.
Уточнения предмета требований судом приняты в порядке ст. 49 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях в объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал по основаниям, указанным в отзыве.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании требования не поддержал по основаниям, указанным во мнении.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 16.06.2009 до 25.06.2009 16.30 часов, о чем информация была размещена в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства дела.
Челябинский областной фонд обязательного медицинского страхования (зарегистрирован в качестве юридического лица Администрацией г. Челябинска 24.01.1994, основной государственный регистрационный номер 1027403869327 (л.д. 6)).
Как следует из материалов дела, 12.03.2009 г. состоялось заседание аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств медицинского назначения для учреждений здравоохранения Челябинской области на 2 квартал 2009 по 98 лотам. Результаты рассмотрения заявок оформлены протоколом № 02-29/1 от 12.03.2009.
Из содержания пункта 8 информационной карты документации об аукционе видно, что заявка на участие в открытом аукционе должна содержать копию действующей лицензии на фармацевтическую деятельность, включая оптовую торговлю (л.д. 49).
По лоту № 79 комиссией были рассмотрены заявки участников ЗАО Биокад и ОГУП "Областной аптечный склад". ЗАО Биокад не был допущен к участию в аукционе, в связи с отсутствием в числе приложений к заявке на участие в аукционе лицензии на оптовую торговлю.
Названное обстоятельство обращение ЗАО "Биокад" с жалобой в УФАС по Челябинской области повлекло на действия Фонда при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения Челябинской области на 2 квартал 2009 года.
27.03.2003 УФАС по Челябинской области рассмотрена жалоба ЗАО "Биокад" на действия Фонда при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения Челябинской области на 2 квартал 2009 года и вынесено решение № 63ж/2009, пунктом вторым которого признаны обоснованными доводы жалобы ЗАО "Биокад" на действия заказчика в части неправомерного ограничения участия в аукционе путем установления документации об аукционе требований к участникам размещения заказа о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность, включая оптовую торговлю при отсутствии сведений о возможности предприятий - производителей лекарственных средств принимать участие в аукционе, а пунктом третьим в действиях заказчика признано нарушение положений ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 11, п. 10 ч. 4 ст. 22, ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов), ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции (л.д. 19 - 20)).
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования заявителей не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Указанным Законом установлен единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ч. 1 ст. 8 Закона о размещении заказов).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о размещении заказов участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса и аукциона.
Согласно п. 1 ст. 25 Закона о размещении заказа для участия в конкурсе участник подает заявку в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается ограничение доступа к участию в торгах, в том числе путем требований к участникам размещения заказа, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (п. 2.1 ст. 34 Закона).
В силу ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно п. 10 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать: требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе помимо сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4, 4.2 - 5, 6, 7 и 10 части 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, должна содержать следующие сведения:
в соответствии с частями 2 - 3 статьи 35 настоящего Федерального закона требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению;
изображение товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении в случае, если в документации об аукционе содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении;
изображение товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении, а также место, даты начала и окончания, порядок и график осмотра участниками размещения заказа образца или макета товара, на поставку которого размещается заказ, в случае, если в документации об аукционе содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого размещается заказ, и такой образец или макет не может быть приложен к документации об аукционе;
порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. При этом датой начала срока подачи заявок на участие в аукционе является день, следующий за днем опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона. Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе устанавливается в соответствии с частью 6 статьи 35 настоящего Федерального закона;
порядок и срок отзыва заявок на участие в аукционе. При этом срок отзыва заявок на участие в аукционе устанавливается в соответствии с частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона;
формы, порядок, даты начала и окончания предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений документации об аукционе в соответствии с частью 8 настоящей статьи;
начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию (с указанием начальной (максимальной) цены каждой запасной части) и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг;
величина понижения начальной цены контракта ("шаг аукциона");
место, день и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе;
место, дата и время проведения аукциона;
перечень запасных частей к технике, к оборудованию в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ;
срок, в течение которого победитель аукциона должен подписать проект государственного или муниципального контракта. Указанный срок должен составлять не менее чем десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 40 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона;
возможность заказчика изменить количество поставляемых по контракту товаров в соответствии с частью 6 статьи 9 настоящего Федерального закона;
размер обеспечения заявки на участие в аукционе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в аукционе;
размер обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или в случае, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса;
возможность заказчика увеличить количество поставляемого товара при заключении контракта в соответствии с частью 6.5 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" организации - производители лекарственных средств могут продавать лекарственные средства или передавать в распоряжение других организаций - для целей производства, организаций оптовой торговли лекарственных средств, аптечных учреждений. Принимая во внимание объем предоставленных названной нормой полномочий и тождественность установленного ст. 28 названного Закона круга субъектов, кругу субъектов, которым лекарственные средства могут передаваться лицами, имеющими лицензию на оптовую торговлю (ст. 29 Закона), суд считает требование о предоставлении лицензии на оптовую торговлю ограничивающим участие в аукционе производителей лекарственных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, установление в документации об аукционе требований к участникам размещения заказа о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность, включая оптовую торговлю при отсутствии сведений о возможности предприятий-производителей лекарственных средств принимать участие в аукционе противоречит ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов и ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку ограничивает круг хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в аукционе, т.к. лишает возможности производителей лекарственных средств участвовать в нем, а потому требования заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что доводы заявителей основаны на ошибочном толковании норм материального права и не нарушают прав и законных интересов заявителем в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что п. п. 2, 3 решения УФАС по Челябинской области от 27.03.2009 являются законными, обоснованными, а потому оснований для удовлетворения требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области о признании незаконными п.п. 2, 3 решения № 0988/09 от 27.03.2009, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aaa.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).

Судья
Т.В.ТИУНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru