Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2010 г. № 2055-П

ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ЗА 2009 ГОД

Заслушав и обсудив информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной и налоговой политике И.П. Артеменко об итогах исполнения бюджетов муниципальных образований за 2009 год, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
Бюджетная политика, проводимая в Краснодарском крае в период 2006 - 2009 годов, позволила увеличить налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов более чем в 1,9 раза. При этом доходы бюджетов поселений увеличились в 2,5 раза (с 2,6 миллиарда рублей в 2006 году до 6,5 миллиарда рублей в 2009 году).
Такой рост налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты обусловлен закреплением законодательством Краснодарского края дополнительных единых нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет, а также активизацией работы администраций муниципальных образований по поиску и вовлечению в доходную часть бюджетов дополнительных источников.
В 2009 году совокупные доходы местных бюджетов составили 72,1 миллиарда рублей с превышением показателей годовых бюджетных назначений на 1,3 процента.
К уровню 2008 года собственные налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов выросли более чем на 3 миллиарда рублей (8,6 процента). Однако общий объем доходов снизился на 12,3 миллиарда рублей (14,6 процента), что обусловлено снижением объема межбюджетных трансфертов, перечисленных в 2009 году из краевого бюджета.
В доходах бюджетов городских округов на долю налоговых и неналоговых поступлений пришлось 63 процента, межбюджетные трансферты составили 37 процентов.
В бюджетах муниципальных районов доля собственных налоговых и неналоговых доходов составила 41 процент, а межбюджетных трансфертов - 59 процентов.
В доходах бюджетов городских и сельских поселений 70 процентов составляют налоговые и неналоговые доходы, доля межбюджетных трансфертов - 30 процентов.
Несмотря на снижение в 2009 году доли межбюджетных трансфертов в структуре доходов местных бюджетов по сравнению с прошлыми периодами, финансовая самостоятельность отдельных органов местного самоуправления остается ограниченной рамками статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно приказу департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 24 декабря 2009 года № 379 в 2010 году все муниципальные районы, 179 поселений и 5 городских округов Краснодарского края не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к их полномочиям.
Вместе с тем имеющиеся возможности по повышению доходной части бюджетов используются муниципальными образованиями не в полной мере. В частности, в большинстве из них неэффективно используются земельные и водные ресурсы, а также имеющийся производственный потенциал предприятий агропромышленного комплекса.
Для бюджетов поселений значительным резервом остается недоимка по налоговым платежам, которая по состоянию на 1 января 2010 составила 539,1 миллиона рублей, увеличившись с начала 2009 года более чем на 150 миллионов рублей (40,3 процента). Наибольший рост недоимки допущен в Гулькевичском (266,1 процента), Староминском (224,5 процента), Северском (189,5 процента), Кореновском (175,7 процента) и Ленинградском (161,8 процента) районах.
Снижение недоимки по налоговым платежам отмечено в Каневском, Новопокровском, Павловском и Тбилисском районах.
Необходимо отметить, что в большинстве муниципальных образований края в прошедшем году была повышена эффективность работы межведомственных комиссий, созданных в муниципальных образованиях края по вопросам обеспечения налоговых поступлений во все уровни бюджетов. В результате принятых мер в бюджеты поступило 2940,1 миллиона рублей, или 76,2 процента рассмотренной задолженности.
Наиболее высокие показатели деятельности межведомственных комиссий отмечены в Туапсинском, Новокубанском, Абинском, Тимашевском, Кавказском, Кущевском, Славянском районах.
В Апшеронском, Динском, Северском районах работа межведомственных комиссий признана недостаточно эффективной.
По итогам 2009 года доходы бюджетов поселений составили 9,3 миллиарда рублей. На долю налоговых и неналоговых доходов приходится 6,5 миллиарда рублей (увеличение к уровню 2008 года - 12,8 процента).
При этом 315 поселений края обеспечили поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджеты поселений выше уровня прошлого периода, из них 240 увеличили свои доходы более чем на 10 процентов. Количество поселений, не достигших уровня 2008 года, увеличилось в три раза и составило 63 поселения.
Для большинства поселений края по-прежнему характерно необоснованное занижение бюджетных назначений как в целом по налоговым и неналоговым доходам, так и по отдельным доходным источникам.
На 2009 год заниженные первоначальные показатели налоговых доходов утверждены по 160 поселениям, по неналоговым доходам - по 330 поселениям. Первоначальные бюджетные назначения по налоговым поступлениям в трех поселениях края перевыполнены более чем в два раза (Отдаленное сельское поселение Апшеронского района, Харьковское сельское поселение Лабинского района, Убеженское сельское поселение Успенского района).
При этом в 75 поселениях не исполнены в полном объеме первоначально утвержденные бюджетные назначения по налоговым доходам, из них в четырех поселениях исполнение составило менее 75 процентов (Газырское сельское поселение Выселковского района, Моревское и Трудовое сельские поселения Ейского района, Крутое сельское поселение Тихорецкого района).
Следует также отметить, что при формировании бюджета на 2009 год по муниципальным образованиям сумма неналоговых поступлений, планируемых муниципалитетами, была значительно ниже возможной при имеющемся значительном потенциале. В результате в шести поселениях края в 2009 году превышены первоначальные бюджетные назначения более чем в 20 раз, наибольшие отклонения отмечены в Михайловском сельском поселении Северского района и Газырском сельском поселении Выселковского района. В то же время в 52 поселениях края, в том числе в поселениях Апшеронского, Брюховецкого, Ейского, Курганинского, Кущевского, Новокубанского, Староминского, Темрюкского, Усть-Лабинского и Щербиновского районов, не исполнены первоначальные бюджетные назначения.
Указанные погрешности в планировании доходной части бюджетов, сложившиеся ввиду того, что при прогнозных расчетах не учитывалась динамика изменения налоговой и неналоговой базы, в ряде муниципальных образований потребовали в течение финансового года неоднократной корректировки местных бюджетов.
О самодостаточности местных бюджетов, а также эффективности проводимой в муниципальных образованиях Краснодарского края работы по вовлечению доходов в бюджет свидетельствует показатель доходов бюджета в расчете на душу населения, который в 2009 году составил 2058 рублей на человека. Данный показатель в два раза ниже среднекраевого уровня в 66 поселениях, большинство из них составляют поселения Апшеронского, Белореченского, Крымского, Лабинского, Мостовского, Отрадненского, Северского, Успенского районов. При этом наиболее низкие показатели в Андрюковском сельском поселении Мостовского района - 336 рублей на человека, Ахметовском сельском поселении Лабинского района - 388 рублей на человека. Поселениям данных районов требуется значительная финансовая поддержка для выполнения своих расходных обязательств.
Расходная часть бюджетов муниципальных образований в 2009 году исполнена в сумме 75,4 миллиарда рублей, что составило 95 процентов годовых бюджетных назначений.
Расходы поселений в период 2006 - 2009 годов увеличились в 3,2 раза с 2,9 миллиарда рублей до 9,4 миллиарда рублей. Объем финансирования самостоятельно исполняемых поселениями полномочий увеличился в пять раз.
Однако финансовая обеспеченность большинства поселений позволяет решать только самые необходимые, жизненно важные для населения вопросы местного значения.
В этой связи в расходах бюджетов поселений основное место занимают разделы "Жилищно-коммунальное хозяйство" (доля в общей сумме расходов составляет 39,7 процента) и "Культура, кинематография и средства массовой информации" (19,0 процентов).
В 2009 году расходы поселений на жилищно-коммунальное хозяйство исполнены в сумме 3,7 миллиарда рублей, что составляет 89,7 процента к годовым бюджетным назначениям. По отношению к 2008 году отмечается снижение этих расходов на 21 процент, в том числе за счет того, что в 2009 году краевые целевые программы "Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт улично-дорожной сети муниципальных образований Краснодарского края" на 2008 - 2010 годы, "Развитие и реконструкция (ремонт) систем наружного освещения населенных пунктов Краснодарского края" на 2008 - 2010 годы из краевого бюджета не финансировались, а в местных бюджетах суммы софинансирования указанных программ не предусматривались.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство меньше показателя 2008 года в 281 поселении, самое большое снижение в поселениях Кореновского, Курганинского, Отрадненского и Усть-Лабинского районов. При этом у ряда поселений отмечен рост расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, обоснованный поступлением субсидий из краевого бюджета, в три и более раза. Наибольший рост - в Урупском сельском поселении Успенского района и Отдаленном сельском поселении Апшеронского района.
Расходы по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" в поселениях края в 2009 году исполнены на 97,2 процента бюджетных назначений и составляют 1,8 миллиарда рублей, что выше показателя 2008 года на 24 процента. Несмотря на общий рост, в 80 поселениях указанные расходы меньше уровня 2008 года. В 13 поселениях Мостовского района по указанному разделу расходы не осуществлялись в связи с передачей полномочий поселений на уровень муниципального района.
В отчетном году по отдельным поселениям края, как и в предыдущем году отмечен рост расходов органов местного самоуправления по разделу "Общегосударственные расходы".
В структуре расходов 11 поселений края доля общегосударственных расходов в 2009 году увеличена более чем на 30 процентов к показателям 2008 года. Наибольший рост произошел в Передовском сельском поселении Отрадненского района - 32,8 процента, а также в Степном и Новопокровском сельских поселениях Приморско-Ахтарского района - 33,0 и 41,4 процента соответственно.
По отдельным поселениям расходы на общегосударственные вопросы или управленческие функции в 2009 году составили свыше 50 процентов от общего объема расходной части бюджетов: Крутое сельское поселение Тихорецкого района - 87,1 процента (86,1 процента в 2008 году), Мезмайское сельское поселение Апшеронского района - 66,9 процента (60,5 процента в 2008 году), Бесстрашненское сельское поселение Отрадненского района - 66,2 процента (35,8 процента в 2008 году).
В 48 поселениях края общегосударственные расходы превышают налоговые и неналоговые доходы поселений. Из них более чем в три раза по таким поселениям, как Отдаленное сельское поселение Апшеронского района, Отважненское сельское поселение Лабинского района, Бесстрашненское сельское поселение Отрадненского района.
Приведенные данные показывают, что в отдельных поселениях Краснодарского края реализация расходных полномочий органов местного самоуправления осуществляется в основном за счет межбюджетных трансфертов краевого бюджета, что свидетельствует о их низкой бюджетной обеспеченности, необходимости дальнейшего укрепления финансовых основ местного самоуправления, наращивания собственной налоговой и неналоговой базы.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Отметить удовлетворительное исполнение бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2009 год, положительную динамику роста доходной части местных бюджетов за счет налоговых и неналоговых доходов.
2. Рекомендовать в связи с необходимостью укрепления финансовых основ местного самоуправления в Краснодарском крае, повышения самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и совершенствования межбюджетных отношений:
1) администрации Краснодарского края:
осуществлять финансовую помощь местным бюджетам в зависимости от используемого муниципальными образованиями Краснодарского края потенциала доходных источников;
обеспечить проведение ежеквартального мониторинга расходов бюджетов муниципальных образований Краснодарского края, направляемых на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края;
рассмотреть возможность установления доли софинансирования в краевых целевых программах с учетом бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
2) представительным органам муниципальных образований Краснодарского края:
принимать активное участие в разработке прогнозов социально-экономического развития территорий, индикативных планов и формировании местных бюджетов;
учитывать при установлении налоговых ставок и налоговых льгот по местным налогам финансовую обеспеченность собственными налоговыми и неналоговыми доходами принятых расходных обязательств;
заслушивать отчеты глав поселений о выполнении резолюций научно-практических конференций на тему "Обеспечение экономических основ местного самоуправления поселения";
осуществлять жесткий контроль за исполнением бюджета, эффективным расходованием и соблюдением режима экономии бюджетных средств;
3) исполнительным органам местного самоуправления в Краснодарском крае:
усилить работу по изысканию и вовлечению резервов собственных налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты;
обеспечить платность использования всех земель;
выявлять в ходе мониторинга состояния экономики муниципальных образований факты недозагрузки имеющихся мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции, содействовать их полному вовлечению в производство, а также созданию новых производственных мощностей;
выявлять бесхозяйные имущественные комплексы обанкротившихся сельскохозяйственных предприятий, обеспечивать их передачу эффективному собственнику на условиях сохранения целевого использования этих производственных мощностей;
проводить ежемесячный мониторинг налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет, мониторинг состояния кредиторской задолженности местного бюджета муниципального образования;
принять комплекс мер по погашению задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет Краснодарского края и недопущению ее роста;
обеспечить эффективную работу межведомственных комиссий и мобильных групп, направленную на увеличение поступлений доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края;
обеспечить повышение результативности бюджетных расходов, достоверности и объективности бюджетного планирования;
не допускать превышения установленных высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края нормативов формирования расходов на содержание исполнительных и представительных органов власти муниципальных образований Краснодарского края в случае превышения ими ограничений, установленных частью 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной и налоговой политике.

Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru