Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2010 г. по делу № А29-1373/2010

(извлечение)

7 июня 2010 года дата объявления резолютивной части решения
9 июля 2010 года дата изготовления решения в полном объеме
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 36 общеразвивающего вида", г. Печора
к Главному государственному санитарному врачу по городу Печоре, Ижемскому району, Усть-Цилемскому району К.
о признании незаконным и отмене постановления № 11 от 1 февраля 2010 года по делу об административном правонарушении и предписания № 4 от 1 февраля 2010 года,
без участия представителей сторон в судебном заседании,

установил:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 36 общеразвивающего вида" (далее сокращено МДОУ "Детский сад № 36 общеразвивающего вида", Учреждение) обратилось в Печорский городской суд с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 1 февраля 2010 года № 11 и предписания от 1 февраля 2010 года № 4, принятых Главным государственным санитарным врачом по г. Печоре, Ижемскому району, Усть-Цилемскому району К.
Определением Печорского городского суда от 16 февраля 2010 года заявление Общества передано на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми по подведомственности.
Определением от 26 апреля 2010 года заявление МДОУ "Детский сад № 36 общеразвивающего вида" принято к производству Арбитражного суда Республики Коми, делу присвоен номер А29-1373/2010.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Печоре (далее - Территориальным отделом Роспотребнадзора по РК в г. Печоре, Управлением) на основании распоряжения № 2 от 22 января 2010 года проведена выездная внеплановая проверка исполнения МДОУ "Детский сад № 36 общеразвивающего вида" требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации в принадлежащих ему помещениях, расположенных по адресу: Республика Коми, город Печора, улица Комсомольская, д. 21. Указанное распоряжение издано на основании информации филиала федерального государственного учреждения здравоохранения о случаях заболевания детей кишечной инфекцией в учреждении.
В ходе проверки в принадлежащих учреждению помещениях установлены факты несоблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в нарушении требований к организации питания детей, в том числе при приготовлении пищи, а именно: в состав пищеблока, работающего на сырье не входят следующие помещения: холодный цех, цех первичной обработки овощей (чистка овощей проводится в зоне работы с сырыми продуктами, овощной цех, отдельное помещение для моечной кухонной посуды, кладовая для овощей, помещение для хранения скоро- и особо скоропортящихся продуктов с установкой там всего холодильного оборудования, комната персонала, раздевалка (для верхней одежды всех работников пищеблока установлен в коридоре 2-х створчатый шкаф), душевая и туалет для персонала (используется туалет, используемый всем персоналом ДОУ); объемно-планировочные решения помещений пищеблока не предусматривают последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции: 1 электромясорубка, используется как для сырой продукции (мясной или рыбный фарш, так и для готовой продукции (изготовление картофельного пюре). Допускается перекрест грязной и чистой посуды, и готовой продукции, грязная посуда с зоны сырой продукции поступает в моечную через зону приготовления готовой продукции. На одном столе осуществляется работа со всеми видами сырой продукции (сырого мяса, сырой рыбы, сырых овощей, теста); в летний период работы детского сада не предусмотрено автономное горячие водоснабжение с подводкой горячей воды через краны - смесители, так как в данном учреждении происходит ежегодное отключение горячей воды в летний период, в связи с ремонтными работами. На пищеблоке установлен электротитан на 10 литров; картофель, корнеплоды хранятся в освещаемом коридоре, отсутствует специальная кладовая; для хранения хлеба не предусмотрен шкаф, хранение осуществляется в алюминиевых кастрюлях с крышками, хранение конфет, вафель, печенья, сухофруктов осуществляется в тамбуре пищеблока; в перечень технологического оборудования включена одна электромясорубка, отсутствует мясорубка для готовой продукции; 6 человек персонала пищеблока оставляют верхнюю одежду, головные уборы и личные вещи в одном 2-х створчатом шкафу, отсутствует гардероб с индивидуальными шкафами для каждого работника; прием пищи работниками пищеблока осуществляется на рабочем месте за столом предназначенный для работы с крупами, отсутствует помещение для персонала пищеблока.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 1 февраля 2010 года № 218.
По мнению административного органа, данные обстоятельства являются нарушением статей 15, 17, части 1 статьи 28, части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; пунктов 2.2.25, 2.2.26, 2.10.2, 2.7.6, 2.7.9, 2.10.27 приложения № 15, 2.10.29, 2.15.2, 2.15.3 СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 года.
По результатам проверки Управлением составлен протокол об административном правонарушении № 24 от 25 января 2010 года, на основании которого вынесены постановление № 11 от 1 февраля 2010 года о привлечении МДОУ "Детский сад № 36 общеразвивающего вида" к административной ответственности по статье 6.6 КоАП Российской Федерации с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей и предписание № 4 от 1 февраля 2010 года об устранении нарушений санитарного законодательства.
Не согласившись с принятыми постановлением и предписанием, МДОУ "Детский сад № 36 общеразвивающего вида" обжаловало их в судебном порядке.
Заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Статьей 6.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 15 Закона № 52-ФЗ Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
В соответствии со статьей 17 Закона № 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона № 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Действующие СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) независимо от форм собственности и их подчиненности.
Согласно пункту 2.2.25 СанПиН 2.4.1.1249-03 в состав пищеблока, работающего на сырье, входят: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, овощной цех, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение для хранения скоро- и особо скоропортящихся продуктов с холодильными камерами (мясо-рыбная, гастрономия, молочно-жировая, фруктовая), загрузочная, моечная обменной тары, комната персонала, раздевалка, душевая и туалет для персонала.
Согласно пункту 2.2.26 СанПиН 2.4.1.1249-03 объемно-планировочные решения помещений пищеблока предусматривают последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции.
Разделом 2.7 СанПиН 2.4.1.1249-03 установлены требования к водоснабжению и канализации.
В силу пункта 2.7.6 СанПиН 2.4.1.1249-03 подводкой горячей и холодной воды обеспечивают кухню, буфетные, туалетные для детей и персонала, прачечные (постирочные), изолятор и другие помещения медицинского назначения, умывальники и водоразборные краны для хозяйственных нужд, с устройством кранов - смесителей.
Допускается организация автономной системы горячего водоснабжения (пункт 2.7.9 СанПиН 2.4.1.1249-03).
Разделом 2.10 СанПиН 2.4.1.1249-03 предусмотрены требования к организации питания.
Согласно пункту 2.10.1 СанПиН 2.4.1.1249-03 требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока должны соответствовать санитарным правилам и нормам к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также типовой инструкции по охране труда при работе в пищеблоках.
В соответствии с пунктом 2.10.2 СанПиН 2.4.1.1249-03 технологическое оборудование, инвентарь, посуду, тару изготавливают из материалов, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам, и маркируется для сырых и готовых продуктов. При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов. Требования к производственному оборудованию и разделочному инвентарю пищеблоков изложены в приложении 7.
Пунктом 2.10.27 СанПиН 2.4.1.1249-03 установлено, что особо скоропортящиеся пищевые продукты хранят в холодильных камерах или холодильниках при температуре +2 - +6 град.C и в соответствии с требованиями действующих санитарных правил (приложение 14). Для контроля за температурой в холодильниках и холодильных камерах устанавливают термометры. При наличии одной холодильной камеры места хранения мяса, рыбы и молочных продуктов должны быть строго разграничены, с обязательным устройством специальных полок, легко поддающихся мойке и обработке. Требования к условиям хранения продуктов изложены в приложении 15.
В соответствии с приложением 15 СанПиН 2.4.1.1249-03:
1. Мороженое мясо хранят на стеллажах и подтоварниках. Субпродукты хранят в таре поставщика на стеллажах или подтоварниках.
2. Птицу мороженую или охлажденную хранят в таре поставщика на стеллажах или подтоварниках.
3. Рыбу мороженую (филе рыбное) хранят на стеллажах или подтоварниках в таре поставщика.
4. Молоко фляжное или бутылочное следует хранить в той же таре, в которой оно поступило.
5. Масло сливочное хранят на полках в заводской таре или брусками, завернутыми в пергамент, в лотках. Крупные сыры - на чистых стеллажах (при укладывании сыров один на другой между ними должны быть прокладки из картона или фанеры), мелкие сыры хранят на полках в потребительской таре. Сметану, творог хранят в таре с крышкой. Не допускается оставлять ложки, лопатки в таре со сметаной, творогом. Яйцо в коробах хранят на подтоварниках в сухих прохладных помещениях.
6. Крупу, муку, макаронные изделия хранят в сухом помещении в мешках, картонных коробках на подтоварниках либо стеллажах на расстоянии от пола не менее 15 см, расстояние между стеной и продуктами должно быть не менее 20 см.
7. Ржаной и пшеничный хлеб хранят раздельно на стеллажах и в шкафах, при расстоянии нижней полки от пола не менее 35 см. Дверки в шкафах должны иметь отверстия для вентиляции. При уборке мест хранения хлеба крошки сметают специальными щетками, полки протирают тканью, смоченной 1% раствором столового уксуса.
8. Картофель и корнеплоды хранят в сухом, темном помещении; капусту - на отдельных стеллажах, в ларях; квашеные, соленые овощи - в бочках, при температуре не выше +10 град.C. Плоды и зелень хранят в ящиках в прохладном месте при температуре не выше +12 град.C.
9. Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь), следует хранить отдельно от других продуктов, воспринимающих запахи (масло сливочное, сыр, яйцо, чай, сахар, соль).
В соответствии с пунктом 2.10.29 СанПиН 2.4.1.1249-03 при приготовлении пищи соблюдаются следующие правила:
- обработку сырых и вареных продуктов проводят на разных столах при использовании соответствующих маркированных разделочных досок и ножей;
- в перечень технологического оборудования следует включать не менее 2 мясорубок для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов.
Разделом 2.15 СанПиН 2.4.1.1249-03 предусмотрены требования к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала.
Согласно пункту 2.15.2 СанПиН 2.4.1.1249-03 персонал ДОУ должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды; коротко стричь ногти.
Перед началом работы необходимо тщательно вымыть руки, надеть чистый халат или другой специальный костюм, иметь сменную обувь; аккуратно подобрать волосы. У технического персонала дополнительно должен быть фартук и косынка для раздачи пищи, фартук для мытья посуды и специальный (темный) халат для уборки помещений.
Перед входом в туалетную комнату следует снимать халат и после выхода тщательно вымыть руки с мылом; пользоваться детским туалетом персоналу запрещается.
Перед выходом из ДОУ персонал убирает халат в шкаф для спецодежды.
В соответствии с пунктом 2.15.3 СанПиН 2.4.1.1249-03 все работники пищеблока ежедневно осматриваются медсестрой на наличие порезов, ссадин, гнойничковых заболеваний на кожных покровах и опрашиваются на наличие катаральных явлений верхних дыхательных путей с осмотром зева, с отметкой в журнале установленного образца.
Персонал пищеблока не должен во время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками, принимать пищу и курить на рабочем месте.
Для персонала ДОУ следует предусмотреть не менее 3 комплектов санитарной одежды.
Пунктом 2.15.4 СанПиН 2.4.1.1249-03 установлено, что не допускают или немедленно отстраняют от работы больных или при подозрении на инфекционные заболевания работников.
Факты нарушений Учреждением санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованном месте при приготовлении пищи, ее хранении и реализации зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 25 января 2010 года № 24 и подтверждены материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки обязательным требованиям пунктов 2.2.25, 2.2.26, 2.10.2, 2.7.6, 2.7.9, 2.10.27 приложения № 15, 2.10.29, 2.15.2, 2.15.3 СанПиН 2.4.1.1249-03 Учреждение не обеспечило выполнение санитарно-эпидемиологических требований всеми работниками предприятия, а также надлежащий контроль качества и безопасности питания воспитанников дошкольного учреждения. В рассматриваемом случае у заявителя имелась возможность для соблюдения вышеприведенных санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей в детском саду, в том числе, при приготовлении пищи, ее хранении и реализации. Вина Учреждения в совершении правонарушения установлена Управлением правильно. Наличие объективных препятствий, не позволивших обществу надлежащим образом исполнить вышеприведенные санитарно-эпидемиологические требования, судом не установлено.
Не оспаривая факта совершения правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ, Учреждение в Дополнении от 6 мая 2010 года к заявлению указало, что МДОУ "Детский сад № 36 общеразвивающего вида" не может нести ответственность за то, что объемно-планировочные решения пищеблока не предусматривают определенных технологических процессов и помещений, поскольку не являются проектирующей или строительной организацией, а только эксплуатируют здание в соответствие с его архитектурно-строительным решением.
Довод Учреждения не может быть принят судом, поскольку указанные заявителем обстоятельства не освобождают дошкольное образовательное учреждение от обязанности соблюдать требования Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и санитарного законодательства.
Также не принимается судом довод Учреждения о том, что МДОУ как юридическое лицо не является распорядителем бюджетных средств, финансируется из местного бюджета в пределах выделенных бюджетных ассигнований и собственных дополнительных финансовых средств не имеет, поскольку государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 41, 42, 45) и недостаточное финансирование из средств местного бюджета, равно как и иные причины, проанализированные в рамках судебного разбирательства, препятствующие соблюдению требований санитарного законодательства не могут служить обстоятельствами, исключающими вину учреждения в совершении указанного правонарушения.
Ссылка Учреждения на пункт 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения. СНиП 10-01-94", утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 года № 18-38 не обоснована, поскольку данный документ утратил силу с 1 октября 2003 года в связи с изданием Постановления Госстроя РФ от 10 сентября 2003 года № 164.
Доказательства невозможности перехода Учреждения на приготовление пищи из полуфабрикатов в связи с отсутствием в городе Печоре специализированных организаций по изготовлению качественных полуфабрикатов, а также сложностью их доставки, заявителем суду не предоставлены.
Довод Учреждения об истечении предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности в связи с тем, что здание детского сада построено в 1990 году, не принимаются судом, как не основанные на законе, поскольку факт нарушения Учреждением требований пунктов 2.2.25, 2.2.26, 2.10.2, 2.7.6, 2.7.9, 2.10.27 приложения № 15, 2.10.29, 2.15.2, 2.15.3 СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" был выявлен в ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора внеплановой проверки 22 января 2010 года. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 КоАП РФ, в отношении МДОУ "Детский сад № 36 общеразвивающего вида" вынесено 1 февраля 2010 года, т.е. в установленный законом срок.
Таким образом, Управление обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях МДОУ "Детский сад № 36 общеобразовательного вида" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ.
Судом установлено, что вопрос о привлечении общества к административной ответственности решен в пределах сроков давности, каких-либо иных процессуальных нарушений, которые могли бы стать основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.
Суд считает, что административным органом мера наказания учреждению определена соразмерно содеянному, с учетом характера совершенного деяния и конкретных обстоятельств дела. Назначенное обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости и неотвратимости юридической ответственности.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного учреждением административного правонарушения малозначительным отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления от 1 февраля 2010 года № 11 не имеется. Заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй Арбитражный апелляционный суд, в апелляционном порядке.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru