Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2010 г. по делу № 02-01-14-18-10

Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2010.
Решение изготовлено в полном объеме 30.05.2010.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Даниленко Г.Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Бородкина А.Е. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
в присутствии представителей ответчика - ОАО "Бердский электромеханический завод":
"..." по доверенности № 22/103 от 20.04.10,
"..." по доверенности № 19/103 от 20.04.10,
рассмотрев дело № 02-01-14-18-10 от 06.04.2010 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Бердский электромеханический завод" (633009, г. Бердск, Зеленая роща, БЭМЗ) пункта 2 и 3 части 1 статьи 18 ФЗ "О защите конкуренции" 26.07.2006 № 135-ФЗ,

установила:

На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 12 февраля 2010 года № 52 было проведено плановое контрольное мероприятие с целью проверки деятельности Открытого акционерного общества "Бердский электромеханический завод" (далее ОАО "БЭМЗ") на предмет соблюдения требований Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
В результате проведения проверки было установлено следующее.
03.06.2008 ОАО "БЭМЗ" (Клиент) заключило с ООО Мирнинский коммерческий банк "МАК-Банк" (Банк) договор банковского счета № 428. Предметом указанного договора является открытие Банком Клиенту расчетного (текущего) счета для осуществления расчетно-кассового обслуживания.
14.05.2008 ОАО "БЭМЗ" (Клиент) заключило с Новосибирским социальным коммерческим банком "Левобережный" (ОАО) (Банк) договор банковского счета с использованием корпоративных банковских карт № 2903. Предметом указанного договора является открытие Банком Клиенту картсчета для осуществления операций с использованием корпоративных банковских карт в валюте РФ и выдача Представителям Клиента банковских карт системы "Золотая корона".
15.06.2009 ОАО "БЭМЗ" (Заемщик) заключило с Новосибирским социальным коммерческим банком "Левобережный" (ОАО) (Кредитор) договор кредитной линии № 060-09-К. Предметом указанного договора является предоставление Кредитором Заемщику денежных средств (кредита) в сумме 20 000 000 руб. для расчетов с поставщиками за товар, работы, услуги, выплату заработной платы и оплату налогов.
14.08.2009 ОАО "БЭМЗ" (Заемщик) заключило с Новосибирским социальным коммерческим банком "Левобережный" (ОАО) (Кредитор) кредитный договор № 072-09-К. Предметом указанного договора является предоставление Кредитором Заемщику денежных средств (кредита) в сумме 25 000 000 руб. для расчетов с поставщиками за товар, работы, услуги, выплату заработной платы и оплату налогов.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 16.10.1998 № 42/1 ОАО "БЭМЗ" как организация, осуществляющая деятельность в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии на территории Новосибирской области, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, за номером 1.2044, то есть деятельность ОАО "БЭМЗ" в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" от 17.08.1995 № 147-ФЗ подлежит государственному регулированию и контролю.
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с п. 11 ч. 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" 03.03.2010 Новосибирским УФАС России в адрес ОАО "БЭМЗ" был направлен запрос (исх. № 02-1033 от 03.03.2010) с просьбой представить информацию о том, проводились ли ОАО "БЭМЗ" открытые конкурсы или аукционы на право заключения вышеперечисленных договоров.
В ответ на запрос Новосибирского УФАС России (вх. № 1513 от 09.03.2010) ОАО "БЭМЗ" сообщило, что торги на право заключения данных договоров не проводились.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц, осуществлению расчетов по этим счетам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг по предоставлению кредита.
Поскольку, являясь субъектом естественной монополии, ОАО "БЭМЗ" заключило кредитный договор № 072-09-К от 14.08.2009, договор кредитной линии № 060-09-К от 15.06.2009, договор банковского счета № 2903 от 14.05.2008 с использованием корпоративных банковских карт и договор банковского счета № 428 от 03.06.2008 без проведения конкурса/аукциона, в его действиях усматриваются признаки нарушения пунктов 2 и 3 части 1 статьи 18 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
На основании изложенного в отношении ОАО "БЭМЗ" возбуждено дело № 02-01-14-18-10 от 06.04.2010 по признакам нарушения п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 18 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
В письменных объяснениях по делу (исх. № 35/103 от 20.04.2010, вх. № 2861 от 22.04.2010) ОАО "БЭМЗ" указывает следующее.
Факт непроведения ОАО "БЭМЗ" конкурса/аукциона по отбору финансовых организаций в соответствии со ст. 18 ФЗ "О защите конкуренции" не ущемляет и не нарушает права и законные интересы потребителей ОАО "БЭМЗ", потому что при ценообразовании в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии департамент по тарифам Новосибирской области не включает в необходимую валовую выручку по регулируемым видам деятельности ОАО "БЭМЗ" затраты на обслуживание кредитов.
ОАО "БЭМЗ" считает, что было вправе заключать договоры без проведения конкурса/аукциона, так как осуществление ОАО "БЭМЗ" деятельности как субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии не является основным или единственным видом деятельности. Осуществление ОАО "БЭМЗ" деятельности в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии является одним из видов деятельности и составляет не более 30% от осуществляемых ОАО "БЭМЗ" видов деятельности в целом.
Оказание финансовых услуг по рассматриваемым договорам не связано с осуществлением ОАО "БЭМЗ" деятельности как субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии, что непосредственно видно и из текстов договоров.
Из акта проверки № 02-09-01-10 от 17.03.2010 следует, что в договорах не указано, что кредитные средства или расчеты по договору № 428 от 03.06.2008 привлекаются и осуществляются для расчетов только по видам деятельности, не относящимся к услугам по передаче электрической и тепловой энергии. Однако в заключенных ОАО "БЭМЗ" договорах не указано обратное.
Факт того, что привлеченные денежные средства по кредитному договору № 72-09-К от 14.08.2009 и договору кредитной линии № 060-09-К от 15.06.2009 были направлены на расчеты в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии, а также факт осуществления операций по договору банковского счета № 2903 от 14.05.2008 с использованием корпоративных банковских карт и договору банковского счета № 428 от 03.06.2008 в сфере услуг по передаче электрической энергии материалами дела не подтверждено. Выводы УФАС по НСО сделаны только на основании общего содержания договоров.
Такая позиция ОАО "БЭМЗ" соответствует судебной практике. В настоящее время арбитражные суды при рассмотрении дел, связанных с применением антимонопольными органами к субъектам естественных монополий положения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, исходят из того, что указанное положение Закона подлежит применению к субъектам естественных монополий в случае, если оказание услуг, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, является необходимым для осуществления (при осуществлении) субъектами естественных монополий деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
На заседании Комиссии представитель ОАО "БЭМЗ" "..." поддержала доводы, ранее изложенные в объяснении по делу № 02-01-14-18-10, а также представила письменное дополнение (исх. № 36/103 от 27.04.2010, вх. № 3032 от 29.04.2010) к данному объяснению.
В представленном дополнении к письменному объяснению ОАО "БЭМЗ" указало следующее. ОАО "БЭМЗ" считает, что поскольку общество является субъектом естественной монополии, Федеральный закон "О защите конкуренции" должен применяться к нему во взаимосвязи с Федеральным законом "О естественных монополиях" № 147-ФЗ от 17.08.1995. ОАО "БЭМЗ" полагает, что учитывая цели, задачи и сферы применения данных Законов, вменение нарушения ст. 18 Федерального закона "О защите конкуренции" возможно только при установлении фактов злоупотребления субъектом естественной монополии своего положения, злоупотребления своими правами, а также при наличии действий и последствий, позволяющих сделать вывод об ограничении доступа потребителей к реализуемому товару и (или) ином ограничении конкуренции. При заключении кредитного договора № 072-09-К от 14.08.09, договора кредитной линии № 060-09-К от 15.06.09, договора банковского счета № 2903 от 14.05.08 с использованием корпоративных банковских карт, договора банковского счета № 428 от 03.06.08 ОАО "БЭМЗ" как субъект естественной монополии не злоупотребляло своими правами. Не было ущемления прав и законных интересов потребителей ОАО "БЭМЗ" при ценообразовании (проценты за пользование кредитом не включаются в тариф), не было совершено действий, направленных на ограничение конкуренции или иных действий, связанных с недобросовестной конкуренцией и монополистической деятельностью, не допущено ущемление прав и законных интересов других финансовых организаций.
В дополнение к письменному объяснению по делу № 02-01-14-18-10 ОАО "БЭМЗ" также указало, что имеет право заключить договор банковского счета № 2903 от 14.05.08 с использованием корпоративных банковских карт и договор банковского счета № 428 от 03.06.08 без проведения конкурса либо аукциона на том основании, что частью 2 статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ установлены исключения из общего правила обязательного проведения конкурса или аукциона для государственных или муниципальных нужд, которые распространены также и на субъекты естественных монополий, поскольку установление данных исключений имеет целью оптимизировать соотношение прав субъектов и экономической целесообразности расходов, связанных с проведением конкурса. В силу части 2 статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанный предельный размер расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Указания Центрального банка РФ от 20.06.2007 № 1843-у в редакции Указания от 28.04.2008 № 2003-у "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" расчеты наличными деньгами в РФ между юридическими лицами, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 рублей. Коммерческой деятельностью в соответствии с пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации является деятельность, основной целью которой является получение прибыли. В связи с чем проведение конкурса или аукциона, затраты на проведение которого несут материальные потери несоразмерно полученной выгоде, не способствует целям осуществления предпринимательской деятельности.
Изучив материалы дела № 02-01-14-18-10 от 06.04.2010 в отношении ОАО "БЭМЗ" и доводы ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Довод ОАО "БЭМЗ" о том, что проведение торгов на заключение кредитных договоров и договоров банковского счета правомерно не проводилось обществом по причине отсутствия связи между оказанием финансовых услуг по данным соглашениям и деятельностью завода как субъекта естественной монополии, не может быть принят на основании следующего. Диспозиция статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции" не предусматривает условия о проведении торгов только в том случае, когда оказание приобретаемых финансовых услуг связано с осуществлением хозяйствующим субъектом естественно-монопольной деятельности. Кроме того, в заключенных ОАО "БЭМЗ" кредитных договорах и договорах банковского счета отсутствуют условия, ограничивающие возможность использования заводом (как субъектом естественной монополии) приобретаемых им финансовых услуг в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии.
Довод ОАО "БЭМЗ" о том, что применение статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции" возможно только при установлении фактов злоупотребления субъектом естественной монополии своим положением путем совершения действий, приведших к ущемлению прав и законных интересов потребителей при ценообразовании, а также к ущемлению прав и законных интересов других финансовых организаций, не принимается на основании того, что диспозиция статьи 18 указанного Закона не предусматривает причинение вреда интересам хозяйствующих субъектов, в связи с чем отсутствие такого вреда не свидетельствует об отсутствии в деятельности ОАО "БЭМЗ" состава нарушения рассматриваемой статьи.
Довод ОАО "БЭМЗ" о применении обществом предусмотренного Федеральным законом № 94-ФЗ исключения из правил обязательного проведения конкурса или аукциона в отношении договора банковского счета № 2903 от 14.05.08 с использованием корпоративных банковских карт и договора банковского счета № 428 от 03.06.08 признается необоснованным на основании следующего. Отсылочная норма статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции" на нормы Федерального закона о размещении заказов № 94-ФЗ в отношении субъектов естественных монополий устанавливает обязанность в указанных в данной статье случаях применять Федеральный закон о размещении заказов № 94-ФЗ в части порядка организации и проведения открытого конкурса/аукциона (в том числе в части требований к срокам и очередности совершения действий, требований к документам, подготавливаемым при проведении открытого конкурса/аукциона).
Статья 18 Федерального закона "О защите конкуренции" обязывает субъекты естественных монополий заключать договоры на поименованные финансовые услуги только путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона вне зависимости от каких-либо иных факторов, в том числе от суммы, на которую будут оказываться услуги.
Таким образом, для получения финансовых услуг на открытие и ведение банковских счетов на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (100 000 рублей), ОАО "БЭМЗ" как субъекту естественной монополии необходимо проводить открытый конкурс или открытый аукцион по отбору финансовой организации.
В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать ОАО "БЭМЗ" нарушившим п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006 путем заключения кредитного договора № 072-09-К от 14.08.2009, договора кредитной линии № 060-09-К от 15.06.2009, договора банковского счета № 2903 от 14.05.2008 с использованием корпоративных банковских карт и договора банковского счета № 428 от 03.06.2008 без проведения процедуры отбора финансовых организаций (конкурса или аукциона).
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ОАО "БЭМЗ" предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем проведения торгов для заключения договоров банковского счета.
3. Предписание о проведении торгов для заключения кредитных договоров не выдавать в связи с истечением сроков действия кредитного договора № 072-09-К от 14.08.2009 и договора кредитной линии № 060-09-К от 15.06.2009.
4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии:
Г.Н.ДАНИЛЕНКО
А.Е.БОРОДКИНА





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 30 мая 2010 г. по делу № 02-01-14-18-10

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Даниленко Г.Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Бородкина А.Е. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
руководствуясь подпунктом "н" пункта 2 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 30.05.2010 по делу № 02-01-14-18-10 от 06.04.2010 о нарушении Открытым акционерным обществом "Бердский электромеханический завод" (633009, г. Бердск, Зеленая роща, БЭМЗ) пункта 2 и 3 части 1 статьи 18 ФЗ "О защите конкуренции" 26.07.2006 № 135-ФЗ,

предписывает:

ОАО "БЭМЗ" в срок до 01.07.2010 прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившееся в заключении договора банковского счета № 2903 от 14.05.2008 с использованием корпоративных банковских карт и договора банковского счета № 428 от 03.06.2008 без проведения процедуры отбора финансовых организаций (конкурса или аукциона).
ОАО "БЭМЗ" в срок до 01.07.2010 необходимо:
1. Провести отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
2. Сообщить о выполнении настоящего предписания с приложением копий подтверждающих документов.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии:
Г.Н.ДАНИЛЕНКО
А.Е.БОРОДКИНА

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru