Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 25 августа 2010 года

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЯЗАНСКОГО УФАС РОССИИ ЗА 2009 ГОД

В соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2006 года № 324 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Раздел 1. АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона "О защите конкуренции"
1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона "О защите конкуренции" в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона "О защите конкуренции")
В отчетном периоде выявлено 4 нарушения статьи 10. Количество выявленных нарушений по сравнению с 2008 годом увеличилось в два раза.
Динамика выявленных нарушений по видам рынков приведена в следующей таблице:

+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
¦N№ ¦                 Наименование рынка                  ¦2009 г.¦2008 г.¦
¦пп ¦                                                     ¦       ¦       ¦
+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
¦1. ¦Электро-, теплоэнергия                               ¦   2   ¦       ¦
+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
¦2. ¦Газ                                                  ¦       ¦   1   ¦
+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
¦3. ¦Нефть и нефтепродукты                                ¦   1   ¦       ¦
+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
¦4. ¦Железнодорожный транспорт                            ¦       ¦       ¦
+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
¦5. ¦Морской и речной транспорт,  деятельность  морских  и¦       ¦       ¦
¦   ¦речных портов                                        ¦       ¦       ¦
+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
¦6. ¦Автомобильный транспорт                              ¦       ¦       ¦
+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
¦7. ¦Воздушный транспорт, деятельность аэропортов         ¦       ¦       ¦
+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
¦8. ¦Связь                                                ¦       ¦       ¦
+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
¦9. ¦Жилищно-коммунальное хозяйство                       ¦       ¦   1   ¦
+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
¦10.¦Операции с недвижимым имуществом, включая землю      ¦       ¦       ¦
+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
¦11.¦Природопользование                                   ¦       ¦       ¦
+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
¦12.¦Химическая промышленность                            ¦       ¦       ¦
+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
¦13.¦Сельское и лесное хозяйство                          ¦       ¦       ¦
+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+
]]>
+--+----------------------------------+--------+------+------+------+-----+
¦21¦5.9   Несвоевременное   размещение¦   9    ¦      ¦      ¦      ¦  9  ¦
¦  ¦(опубликование) протоколов или  их¦        ¦      ¦      ¦      ¦     ¦
¦  ¦неразмещение                      ¦        ¦      ¦      ¦      ¦     ¦
+--+----------------------------------+--------+------+------+------+-----+
¦22¦5.10. Нарушение порядка заключения¦   81   ¦      ¦      ¦      ¦ 81  ¦
¦  ¦контракта    или     неправомерное¦        ¦      ¦      ¦      ¦     ¦
¦  ¦изменение его условий             ¦        ¦      ¦      ¦      ¦     ¦
+--+----------------------------------+--------+------+------+------+-----+
¦23¦5.11. Иные нарушения              ¦  273   ¦      ¦  1   ¦  11  ¦ 285 ¦
+--+----------------------------------+--------+------+------+------+-----+

Основная часть выявленных нарушений (более 65%) обусловлена действиями заказчиков.
По результатам проведенных проверок выдано 24 предписания.
4.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков
В отчетном периоде в управление от государственных (муниципальных) заказчиков поступило семь обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков семи хозяйствующих субъектов.
Все заявления в соответствии с приказами ФАС России от 27.08.2007 № 267 и от 30.10.2007 № 352 рассмотрены на комиссии по контролю в сфере размещения заказов.
Три заявления заказчиков отклонены как необоснованные, четыре хозяйствующих субъекта включены в реестр недобросовестных поставщиков за отказ от заключения государственных (муниципальных) контрактов.
По состоянию на отчетную дату Рязанским УФАС России включено в реестр недобросовестных поставщиков пять хозяйствующих субъектов.
4.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечения к ответственности
В отчетном периоде по нарушениям законодательства о размещении заказов возбуждено 32 дела об административных правонарушениях.
Вынесено 13 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 335,0 тыс. руб. В отчетном периоде 6 из вынесенных постановлений обжаловалось в судебном порядке. По итогам судебных разбирательств 3 постановления было отменено. В двух случаях основанием для отмены постановлений управления судами являлось признание правонарушений малозначительными, в одном - признание правонарушения, совершенного по крайней необходимости. Сумма административных штрафов, подлежащих взысканию, составила 245,0 тыс. руб., сумма взысканных штрафов - 180,0 тыс. руб.
Наиболее часто встречающиеся административные правонарушения связаны с принятием должностными лицами государственных и муниципальных заказчиков решений о способах размещения заказов с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов, а также неправомерным проведением членами комиссий отбора участников размещения заказов, претендующих на заключение контрактов.
Пример рассмотренного дела об административном правонарушении
1. Рязанское УФАС России 23.10.2009 рассмотрело дело № 208/2009-З/3/А в отношении должностного лица муниципального заказчика - начальника управления образования и молодежной политики муниципального образования - Кадомский муниципальный район Васьковой В.Н., возбужденное по собственной инициативе по признакам нарушения ч. 2, ч. 3 и ч. 4.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", выразившегося в принятии решения о размещении заказа иным способом, чем тот, который предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Согласно материалам дела Васьковой В.Н. было осуществлено размещение муниципального заказа и заключен муниципальный контракт от 07.08.2009 № 4 на "Капитальный ремонт крыши здания МОУ - Восходская средняя общеобразовательная школа Кадомского района Рязанской области" у единственного поставщика.
Данные действия государственного заказчика образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Васькова В.Н. была привлечена к административной ответственности, на нее наложен штраф в размере 50,0 тыс. руб.
Штраф оплачен в полном размере.
Предложения по изменению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере размещения государственного заказа
Исходя из правоприменительной практики управления полагаем, что установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок составления протокола об административных правонарушениях - 2 суток с момента выявления административного правонарушения - является крайне малым для уведомления в официальном порядке лица, в отношении которого будет возбуждено административное дело, с соблюдением всех прав и законных интересов этого лица при административном производстве. Поэтому считаем, что такой срок должен быть увеличен до 7 суток, так как за это время административный орган будет иметь возможность направить почтовым отправлением письмо с уведомлением лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола и убедиться в его получении.
Также необходимо отметить, что в КоАП РФ не предусмотрен такой вид документа, как "уведомление о составлении протокола", которым лицо, привлекаемое к ответственности, оповещается о времени и месте составления протокола в его отношении и который мог бы послужить основанием для составления протокола в отсутствие указанного лица.
Кроме того, территориальный орган зачастую сталкивается с трудностями получения персональных данных (год рождения, место регистрации лица), необходимых для составления протокола об административных правонарушениях, так как, не обладая оперативно-розыскными функциями, территориальный орган может получить такие данные только в добровольном порядке от самого лица либо от его работодателя.
4.5. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами ненормативных правовых актов УФАС России в сфере размещения государственного заказа
Одной из наиболее существенных проблем является отсутствие у административного органа какого-либо процессуального статуса (исходя из содержания главы 30 КоАП РФ) при обжаловании вынесенных им постановлений о привлечении к административной ответственности. Это зачастую не позволяет управлению изложить свою правовую позицию по делу и отстаивать законность и обоснованность принятого решения.

Раздел 5. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
(ДАЛЕЕ - КОАП)

В отчетном периоде управлением повышенное внимание уделялось собираемости штрафов, подлежащих взысканию. Такой подход привел к отсутствию на конец 2009 года невзысканных штрафов.
Примеры административных дел, связанных с назначением административного наказания в виде штрафа, кратного сумме выручки правонарушителя от реализации товара:
1. Рязанское УФАС России по собственной инициативе 05.02.2009 возбудило дело № 13/2009-М/Т в отношении ОАО "Рязаньнефтепродукт" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", выразившегося в установлении и поддержании монопольно высоких цен на автобензины. Комиссия управления приняла решение о признании нарушения ФЗ "О защите конкуренции" и выдала ОАО "Рязаньнефтепродукт" предписание: в двадцатидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции": не применять розничные цены на бензины А-80, А-92, А-95 и дизельное топливо, включающие торговые надбавки к закупочным ценам, превышающие средний уровень 2007 года, скорректированные на инфляцию и темпы роста коммерческих и управленческих расходов.
Материалы дела были направлены уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения в отношении ОАО "Рязаньнефтепродукт" дела об административном правонарушении. По итогам рассмотрения административного дела от 09.10.2009 № 228/2009-М/Т/А принято решение о наложении на ОАО "Рязаньнефтепродукт" оборотного штрафа, предусмотренного ст. 14.31 КоАП в размере 1% выручки общества на рынке нефтепродуктов за 2008 год, что составило 37968 тыс. руб. В настоящее время ОАО "Рязаньнефтепродукт" оспаривает ненормативные акты управления и постановление о наложении административного штрафа.
2. Рязанское УФАС России по заявлению ИП Попов С.А. от 19.06.2009 возбудило дело № 128/2009-М/Т в отношении Рыбновского МУП МЖКХ по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", выразившегося во включении в технические условия на подключение к водопроводу и канализации строящегося многоквартирного жилого дома требований о покупке и безвозмездной передаче в Рыбновское МУП МЖКХ двух специальных автомашин. В связи с добровольным устранением нарушения предписание не выдавалось.
Материалы дела были направлены уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения в отношении Рыбновского МУП МЖКХ дела об административном правонарушении. По итогам рассмотрения административного дела от 27.07.2009 № 159/2009-М/Т/А было принято решение о наложении на МУП МЖКХ оборотного штрафа, предусмотренного ст. 14.31 КоАП в размере 1% выручки общества на рынке водоснабжения за 2008 год, что составило 247 тыс. руб. 25.08.2009 Рыбновское МУП МЖКХ направило исковое заявление об отмене решения административного органа о привлечении к административной ответственности в Арбитражный суд Рязанской области, который своим решением от 07.09.2009 отменил постановление Рязанского УФАС России в связи с малозначительностью совершенного Рыбновским МУП МЖКХ административного правонарушения.
Помимо приведенного выше постановления Арбитражный суд Рязанской области признал незаконным постановление о привлечении к административной ответственности ОАО "Рязаньрегионгаз" (оборотный штраф). Основание - малозначительность совершенного правонарушения. В ходе рассмотрения указанных судебных дел судьи Арбитражного суда неоднократно высказывались о несоразмерности установленных КоАП РФ штрафных санкций в отношении совершенных нарушителями антимонопольного законодательства деяний, что и нашло отражение в принятых решениях.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru