АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2007 г. № 884-адм
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
В соответствии с Федеральными законами от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом
города Смоленска, Администрация города Смоленска постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории города Смоленска.
2. Считать утратившим силу постановление мэра города Смоленска от 20.05.96 № 552 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в г. Смоленске".
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя Главы города Смоленска Лабовского В.И.
Глава города Смоленска
В.Н.ХАЛЕЦКИЙ
Утверждено
постановлением
Администрации
города Смоленска
от 22.03.2007 № 884-адм
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях реализации Федеральных законов от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и определяет порядок проведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории города Смоленска.
1.2. Аварийно-спасательные работы (далее - АСР) на объектах (территориях), подвергшихся воздействию аварий, катастроф или иных стихийных бедствий, осуществляются в целях спасения жизни и сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также для локализации зон чрезвычайных ситуаций, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
1.3. Мероприятия по организации АСР зависят от конкретной чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) и включают в себя следующие основные этапы:
- получение и анализ информации о ЧС;
- принятие решения;
- рекогносцировка объектов (территорий), где планируется проведение АСР;
- выдвижение и ввод на объект сил и средств, необходимых для выполнения работ;
- непосредственное ведение АСР;
- деблокирование пострадавших, их транспортировка;
- оказание первой медицинской помощи пострадавшим, их эвакуация в лечебные учреждения города Смоленска;
- спасение материальных ценностей;
- локализация источника ЧС;
- проведение аварийно-восстановительных работ.
Ликвидация ЧС начинается сразу по прибытии аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ) в зону ЧС, она должна выполняться непрерывно и в любых условиях, обеспечивающих безопасность личного состава АСФ.
2. Организация и проведение АСР
]]>
2.1. Подготовка к проведению АСР на объектах (территории)
АСР проводятся силами профессиональных и нештатных АСФ, создаваемых на базе технических и иных подразделений предприятий, организаций, учреждений, в соответствии с планом предупреждения и ликвидации ЧС.
До ввода АСФ на объект (территорию) на нем должна быть проведена комплексная (радиационная, химическая, бактериологическая и биологическая) разведка.
После проведения разведки проводится рекогносцировка объекта (территории) с определением объемов и способов ведения АСР, необходимых для этого сил и средств. Объект (территория) разбивается на участки проведения работ, а также по видам работ. К рекогносцировке в обязательном порядке привлекаются руководители АСР.
При отсутствии времени на рекогносцировку АСР начинаются с проведения разведки. Разведка объекта (территории), где планируется проведение АСР, должна установить:
- размер зоны и характер ЧС;
- места нахождения, количество и состояние пострадавших, приемы и способы их спасения;
- необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения АСР;
- состав и численность спасательных групп;
- безопасные места сбора пострадавших и способы их эвакуации;
- наличие участков, опасных для работы спасателей по причинам возможного взрыва, пожара, обрушения конструкций, истечения аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ);
- наличие электросетей под высоким напряжением и т.д.;
- наличие и возможность использования для проведения АСР искусственных и естественных водоемов;
- состояние подъездных путей;
- вид опасных факторов ЧС, сложившихся на объекте.
2.2. Управление АСР
Важнейшим элементом успешного проведения АСР в ЧС является управление. Под управлением понимается комплекс мероприятий по организации, координации, руководству и проведению АСР.
Главная цель управления АСР - создание условий для эффективной деятельности сил и средств по оперативному проведению всего комплекса АСР в максимально сжатые сроки с минимальными затратами и потерями.
Основные задачи управления АСР:
- сбор информации, ее анализ, обработка, оценка реальной обстановки, принятие решений, разработка графика работ;
- постоянный мониторинг ситуации, разработка прогноза возможных вариантов развития ЧС;
- определение объема, характера и оптимальных вариантов ведения АСР, оперативное внесение изменений в первоначальный график работ в случае изменения ситуации в зоне ЧС;
- определение степени опасности факторов ЧС, установка границ опасных зон;
- расчет сил и средств для проведения АСР;
- постановка задач, доведение их до исполнителей;
- координация и обеспечение взаимодействия между всеми участниками АСР;
- анализ результатов текущей работы, внесение коррективов;
- контроль выполнения заданий;
- организация завершающего этапа АСР.
Управление должно быть устойчивым и непрерывным. Управление начинается в момент получения информации о возникновении ЧС и продолжается до полного завершения работ.
Для управления создаются органы управления и пункты управления.
Общее руководство организацией и проведением АСР в зависимости от масштаба ЧС осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) города, района, объекта.
Непосредственным руководителем АСР является председатель КЧС и ОПБ соответствующего уровня, которому подчиняются все подразделения, участвующие в проведении работ на объекте (территории). Он несет ответственность за организацию, проведение АСР, безопасность людей, участвующих в АСР.
Координацию деятельности АСФ осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС, города, района, объекта.
2.3. Руководитель АСР обязан:
- получить исчерпывающую информацию о ЧС;
- определить технологию и разработать план проведения АСР;
- обеспечить безопасность спасателей, сохранность техники;
- организовать жилищно-бытовые условия спасателей;
- произвести расчет сил и средств для участия в АСР;
- при необходимости привлекать дополнительные силы и средства;
- организовать оповещение населения, проживающего в районе ЧС, и обеспечить его безопасность;
- провести инструктаж личного состава АСФ;
- отдать распоряжение (приказ) личному составу АСФ;
- постоянно контролировать состояние зоны проведения АСР, ход выполнения работ, вносить корректировку в первоначальный план в случае изменения ситуации в зоне ЧС;
- создать резерв сил и средств, организовать посменную работу АСФ;
- по окончании работ заслушать руководителей АСФ, при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках;
- определить порядок убытия с места АСР, участвующих в них АСФ;
- определить порядок и источник финансирования АСР;
- готовить текущие и заключительный отчеты о ходе АСР.
2.4. Технология АСР
Технологические приемы и способы ведения АСР зависят от характера ЧС, состояния объекта, подвергшегося разрушению, и наличия сведений о количестве и местах нахождения пострадавших.
Типовая схема организации АСР на объекте должна включать следующие элементы:
- оцепление ГИБДД района ЧС;
- оцепление силами правоохранительных органов зоны ЧС и объекта проведения АСР;
- штаб руководства АСР;
- пункт оказания медицинской помощи легко пострадавшим;
- пункт оказания медицинской помощи тяжело пострадавшим;
- площадка идентификации пострадавших;
- пункт медицинской сортировки пострадавших;
- путь для сквозного движения автомобилей "Скорой медицинской помощи";
- путь для сквозного движения автомобилей противопожарной службы и строительной техники;
- пункт координации въезда и выезда;
- пункт отдыха спасателей;
- пункт обогрева спасателей;
- пункт питания спасателей;
- резерв сил и средств;
- пункт приема найденных документов и ценностей;
- площадка заправки техники горюче-смазочными материалами;
- места размещения сил и средств аварийных служб;
- участки работ.
Руководителем АСР объект разбивается на участки (сектора) с назначением руководителей работ на участках. Между руководителями работ на объекте (территории) устанавливается радиосвязь (сотовая связь).
При наличии сведений о нахождении в помещениях (зданиях) или иных объектах людей основные усилия направляются на проведение первоочередных работ и организацию поиска и спасения людей.
К первоочередным (неотложным) работам в зоне ЧС или очаге поражения относятся:
- спасение людей;
- оказание пострадавшим первой медицинской помощи, а при необходимости - их эвакуация;
- тушение пожаров;
- аварийное отключение источников подачи жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды;
- устранение опасных мест для организации в них АСР.
Поиск мест нахождения людей в завалах может проводиться с использованием:
- информации непосредственных свидетелей;
- специально подготовленных поисковых собак;
- специальных поисковых приборов и инструментов;
- простукивания и прослушивания завалов.
Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке. Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие при посменной работе вся информация о ходе АСР передается по смене. Смены спасателей по возможности организуются поэтапно.
Тяжелая инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций. Для подъема и перемещения конструкций максимально используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
По возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается речевой контакт.
Руководителем АСР одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийно-восстановительные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушной смеси, истечения АХОВ.