ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2010 г. № 18
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19 мая 2010 года. г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - и.о. руководителя управления Бояршинова И.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Андреева О.С.,
в присутствии представителей заявителя <...> и <...>, в присутствии представителя государственного заказчика <...>, в присутствии представителей уполномоченного органа <.> и <...>,
рассмотрев жалобу на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса № 19 на право заключить государственный контракт на выполнение работ по сбору, вывозу и захоронению непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов, находящихся на территории Тамбовской области, установила:
В Тамбовское УФАС России поступила жалоба (вх.вх. от 07.05.2010 N№ 3668, 3678) ООО "ВЭСТ" на действия конкурсной комиссии открытого конкурса на право заключить государственный контракт на выполнение работ по сбору, вывозу и захоронению непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов, находящихся на территории Тамбовской области.
Государственный заказчик - Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области. Уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Тамбовской области.
Извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www.buy.tambov.gov.ru.
Жалоба ООО "ВЭСТ" подана в соответствии с требованиями статей 57 и 58 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и в установленный законом срок.
В жалобе заявитель указывает на незаконность действий конкурсной комиссии по отказу ему в допуске к участию в открытом конкурсе, поскольку считает, что заявка ООО "ВЭСТ" соответствовала требованиям конкурсной документации и Закона о размещении заказов.
Государственный заказчик на рассмотрение жалобы представил письменные пояснения (исх. от 13.05.2010 № 01-33/676), в которых по существу пояснил, что считает жалобу необоснованной, действия конкурсной комиссии законными и обоснованными.
Уполномоченный орган также представил на рассмотрение жалобы письменные пояснения (исх. от 13.05.2010 № 05-06/901) в которых против доводов жалобы возражал, считает ее необоснованной.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено, что конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона определено, что при размещении заказа устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа, а именно: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия требованиям, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона.
Следовательно, комиссия отказывает участнику размещения заказа в допуске к участию в аукционе в случае непредоставления копий документов, подтверждающих его соответствие требованиям, установленным в аукционной документации, в силу положений пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Из указанных норм следует, что в конкурсной документации должны быть четко изложены требования к участникам размещения заказа, которым они должны соответствовать, а также должны быть поименованы документы, которые они обязаны предоставить в подтверждение соответствия предусмотренным в документации требованиям.
В данном случае, в конкурсной документации (в информационном паспорте) установлено следующее требование к участникам размещения заказа, а именно: "- соответствие требованиям раздела 3 конкурсной документации; - наличие лицензии на право осуществления деятельности по обращению с опасными отходами".
Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что заказчиком не определены конкретные требования к участникам размещения заказа, а именно: отсутствует наименование опасных отходов согласно федеральному классификатору каталогу отходов, вид и класс опасности, на осуществление деятельности по обращению с которыми требуется лицензия согласно предмету конкурса, чем нарушены требования части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Не указание в конкурсной документации на обращение каких опасных отходов требуется лицензия может привести к нарушению прав и законных интересов участников размещения заказа, поскольку возможны необоснованные допуск к участию в конкурсе или отказ в допуске.
2. Частью 2 статьи 27 Закона о размещении заказов установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Частью 2 статьи 12 Закона о размещении заказов установлен запрет на отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаях.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 04.05.2010 № 19/2.0KS.10 конкурсная комиссия приняла решение:
"1. Отказать в допуске на участие в конкурсе на основании п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ участнику размещения заказа - ООО "Вэст" в связи с непредставлением участником размещения заказа документов, определенных ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и несоответствием заявки на участие в конкурсе требованиям п. 5.1 и п. 1.6 конкурсной документации:
заявка участника размещения заказа не содержит копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 94-ФЗ (лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, а именно на деятельность по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, средств обработки и защиты растений, средств дезинсекции I - III классов опасности для здоровья человека и окружающей природной среды (требования п. 1.6 раздел 1 конкурсной документации). Участником предоставлена копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов № ОТ-00-009986 (00) от 24 апреля 2009 г. с приложением на 8 листах, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с которой лицензиат ООО "Вэст" может осуществлять следующие виды работ: сбор, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов, средств обработки и защиты растений, средств дезинсекции II класса опасности для здоровья человека и III класса опасности для окружающей природной среды.
2. Допустить к участию в конкурсе и признать участником конкурса - ООО "ЭКОПолигон"...
На основании ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ государственном заказчику в течение трех рабочих дней передать проект государственного контракта участнику конкурса - ООО "ЭКОПолигон", заявка которого соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией...".
Предметом конкурса является выполнение работ по сбору, вывозу и захоронению непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов, находящихся на территории Тамбовской области.
Учитывая предмет конкурса и установленное требование, у конкурсной комиссии не было законных оснований отказывать ООО "Вэст" в допуске к участию в конкурсе по вышеприведенному основанию и допускать к участию в конкурсе ООО "ЭКОПолигон".
В конкурсной документации установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии на право осуществления деятельности по обращению с опасными отходами, без указания видов отходов и класса их опасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства потребления" обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Заявка ООО "Вэст" содержит копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, согласно приложению к которой ООО "Вэст" может осуществлять сбор, использование, транспортировку, размещение различных видов отходов I - IV классов опасности, в том числе отходов средств обработки и защиты растений, средств дезинфекции II класса опасности.
Заявка ООО "ЭКОПолигон" также содержит копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, однако, согласно приложению к лицензии, ООО "ЭКОПолигон" может осуществлять только сбор, размещение (хранение) опасных отходов. Такой вид работ как транспортировка опасных отходов не входит в состав работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, хотя предметом конкурса является также вывоз опасных отходов.
Таким образом, конкурсная комиссия необоснованно допустила к участию в конкурсе ООО "ЭКОПолигон" и необоснованно отказала ООО "Вэст" в допуске к участию в конкурсе.
Отказав ООО "Вэст" в допуске к участию в конкурсе и допустив к участию в конкурсе ООО "ЭКОПолигон", конкурсная комиссия нарушила часть 2 статьи 12 и часть 2 статьи 27 Закона о размещении заказов.
В действиях членов конкурсной комиссии по нарушению порядка отбора участников открытого конкурса содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Вэст" обоснованной.
2. Признать конкурсную комиссию нарушившей часть 2 статьи 12 и часть 2 статьи 27 Закона о размещении заказов в части необоснованного отказа в допуске к участию в конкурсе ООО "Вэст" и необоснованного допуска к участию в конкурсе "ЭКОПолигон".
4. Выдать государственному заказчику и конкурсной комиссии предписание об аннулировании торгов.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.