Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2010 г. по делу № 3-22/10

Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего: Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2010 № 40 "Об утверждении Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан в результате аварии гидротехнического сооружения",

установил:

прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 7 и 10 Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2010 № 40 "Об утверждении Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан в результате аварии гидротехнического сооружения" (далее - Порядок).
В обоснование требований указано, что пунктом 9 Порядка установлены сроки согласования Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан расчета вероятного вреда или возврата документов владельцу на переоформление. Пунктом 10 предусмотрено, что по решению руководителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в исключительных случаях срок рассмотрения и согласования расчета вероятного вреда может быть продлен. Однако, при этом не закреплены конкретные сроки и основания принятия решения о продления процедуры согласования расчета, что, по смыслу Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" является коррупционным фактором, связанным с реализацией полномочий органа государственной власти, и который может способствовать проявлениям коррупции при правоприменении.
Аналогичные несоответствия федеральному законодательству содержаться и в пункте 7 Порядка, в соответствии с которым в случае невозможности оценки представленных владельцем гидротехнического сооружения документов по причине недостаточности содержащихся в них данных Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан вправе запросит у владельца гидротехнического сооружения соответствующие дополнительные документы и материалы. При этом не определены случаи недостаточности сведений в представленных документах и перечень запрашиваемых дополнительных документов и материалов.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержал требования.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с требованиями согласился.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
25 января 2010 года Кабинетом Министров Республики Татарстан Постановлением № 40 утвержден Порядок согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан в результате аварии гидротехнического сооружения.
Постановление опубликовано в официальном издании "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 10.03.2010, № 10.
Пунктом 4 Порядка установлен перечень документов, который владелец гидротехнического сооружения представляет в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан для согласования расчета вероятного вреда.
Согласно пункту 7 Порядка в случае невозможности оценки представленных владельцем гидротехнического сооружения документов по причине недостаточности содержащихся в них данных Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан вправе запросить у владельца гидротехнического сооружения соответствующие дополнительные документы и материалы.
Однако, неурегулированность Кабинетом Министров Республики Татарстан вопроса недостаточности сведений в представленных документах не отвечает общеправовым требованиям непротиворечивости, ясности и определенности. По мнению суда, данное обстоятельство может привести к неопределенности применения данной нормы Порядка правоприменителем.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что именно нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (например, Постановление от 17 июня 2004 г. № 12-П).
Кроме того, Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе" установление в нормативных правовых актах для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения и неопределенных требований к гражданам и организациям отнесены к коррупционным факторам (п. 2 ст. 1).
При таком положении суд приходит к выводу о противоречии федеральному законодательству пункта 7 Порядка.
По этим же основаниям противоречит федеральному законодательству и пункт 10 Порядка.
Как указывалось выше, пунктом 9 Положения установлены сроки согласования Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан расчета вероятного вреда, а также последствия представления документов, несоответствующих требованиям Порядка.
Согласно пункту 10 Порядка в исключительных случаях срок рассмотрения и согласования расчета вероятного вреда может быть продлен по решению руководителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. При этом, органом, принявшим нормативный правовой акт, не установлен конкретный срок продления рассмотрения и согласования расчета вероятного вреда и основания (исключительный случай) принятия решения о продлении процедуры согласования расчета.
В данном случае, при отсутствии определенного срока и неопределенности условий принятия соответствующего решения, Кабинетом Министров Республики Татарстан установлены для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения исключения из общего правила, что не соответствует требованиям вышеприведенных норм федерального законодательства.
С учетом изложенного суд считает необходимым признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 7 и 10 Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан, в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2010 № 40.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 7 и 10 Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан, в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2010 № 40 "Об утверждении Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан в результате аварии гидротехнического сооружения".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья
ГАФАРОВ Р.Ф.

Решение вступило в законную силу 4 июня 2010 г.

Судья
ГАФАРОВ Р.Ф.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru